5 мин.

Scout’s Honor: Свен Мислинтат о работе в «Арсенале» и причинах ухода

Покинув пост главного скаута лондонского «Арсенала» в феврале, Свен Мислинтат не стал публично распространяться о причинах столь скорого отбытия из северного Лондона. Однако доподлинно известно, что немец по прозвищу «Алмазный глаз» [шо, правда? не слыхал – прим. пер.], претендовал на роль технического директора, и пока в клубе был Иван Газидис, всё шло к тому, что Мислинтату этот пост и достанется. Но Иван свалил в Милан (с), а новый – ни более, ни менее – Глава Футбола Рауль Саньйехи и его управляющий директор Винай Винкатешам, которые в паре образовали верхушку управленческой пирамиды клуба, имели своё видение вопроса.

Изначально они пытались переманить Мончи из «Ромы», но не сумели и переключились на Эду, который был официально представлен в роли технического директора на прошлой неделе. Мислинтат, сыгравший важную роль в подписаниях таких футболистов, как Роберт Левандовски, Пьер-Эмерик Обамеянг, Синдзи Кагава, Матс Хуммельс, Усман Дембеле, Кристиан Пулишич, Джейдон Санчо (это всё только в «Боруссии»), подобного развития событий не оценил и решил, что его навыки будут нужнее в другом месте. По слухам, за немцем выстроилась очередь из самых серьёзных клубов, но неожиданно для многих Свен принял предложение «Штутгарта», который только что вылетел во вторую Бундеслигу. Но Мислинтат совсем не унывает – напротив, горит желанием оставить свой след в истории клуба. Совсем недавно Свен дал интервью немецкому 11Freunde. Основные тезисы, имеющие отношение к «Арсеналу», были переведены на английский @LGAmbrose, мы же переводим их для вас на великий и могучий.

Поехали.

- После 12 лет в «Боруссии» и 15 месяцев в «Арсенале», чувствуешь ли ты себя наконец максимально вовлечённым в клубные процессы – несмотря на то, что для этого пришлось оказаться в клубе второго эшелона?

Да. При этом и в Дортмунде я готовил многие трансферы фактически «от и до» – спортивному директору Михаэлю Цорку и / или исполнительному директору Йоакиму Ватцке оставалось лишь поставить под ними подпись. Хотя, конечно, ответственность лежала на них. В «Арсенале» я уже был официально ответственен за трансферы, поскольку должности спортивного директора в клубе поначалу просто не существовало. Так что я фактически исполнял эту роль. Правда, большая разница здесь в том, что ты не появляешься на скамейке во время матча, так что ты незаметен.

- Получается, у тебя были довольно комфортные условия в Лондоне. Почему же ты покинул «Арсенал»?

Прошлым летом в клубе произошли большие перестановки на управленческом уровне. До этого существовала договорённость, что я стану техническим директором, что позволило бы мне находиться рядом с командой ежедневно. Однако у новых руководителей имелись свои кандидаты. К тому же, у нас попросту очень разные подходы к управлению клубом.

- Например?

Изначально наш подход строился на сочетании «живых» просмотров с обработкой больших объемов количественных данных и их последующего качественного анализа. Это означало, что мы могли действовать сравнительно независимо и объективно, мы вели все рынки, всех игроков по всем позициям, которые нас интересовали. Новое руководство предпочитает более традиционный подход, основывающийся на взаимодействии непосредственно с клубами и агентами через собственные связи [!@#$%^&$%^!!!11 – прим. пер].

- Раньше ты занимался игроками из «Манчестер Сити» и «Барселоны», а теперь – трансферы из «Киля» и «Регенсбурга». Нет ощущения, что это шаг назад?

Совсем нет. Наоборот, это в определённом смысле максимальная ступень развития моей карьеры: теперь я полностью ответственен за комплектацию команды, и это само по себе – безумная мотивация. Я действительно считаю честью быть спортивным директором такого клуба, как «Штутгарт». Я провёл замечательные 15 месяцев в «Арсенале», но когда 60 тысяч фанатов «Штутгарта» собираются на «Мерседес-Бенц Арене», поверьте, получается погромче «Эмирейтс». То, как поддерживали нас болельщики, несмотря на вылет из Бундеслиги – это было невообразимо. Разве можно сказать, что «Штутгарт» – маленький клуб, когда у него такая безумная поддержка?

- Тем не менее, ты по сути покинул международный футбольный Олимп.

Мне доставляет одинаковое удовольствие подписывать Джейдона Санчо из «Манчестер Сити» или Дэна-Акселя Загаду из «Пари Сен-Жермен», и Атакана Каразора из «Киля» или Матео Климовица из «Институто де Кордоба». Я вижу такой же потенциал в их развитии. Если оставить за скобками лигу, то сейчас я в ситуации, идентичной той, в которой была «Боруссия» в 2006-ом. Мы не могли себе позволить топовых футболистов. Но и в «Арсенале» была смешанная стратегия: мы подписали опытных Сократиса и Обамеянга, но наряду с ними были подписаны и молодые таланты: Лукас Торрейра и Маттео Гендузи, которые сыграли важную роль в прошедшем сезоне.

Мнение блога

Тезисы, озвученные Свеном Мислинтатом в ходе интервью, подчеркивают то, о чем знали или, как минимум, догадывались все болельщики «Арсенала» со стажем: управленческий кризис, в который погрузился клуб в последнее десятилетие, затрагивает все аспекты жизни клуба. Он сейчас напоминает организм, пораженный аутоиммунным заболеванием: здесь активность самого организма (клуба) приводит к повреждению и разрушению нормальных тканей (специалистов и внутренних связей). Мислинтат, кажется, стал заложником системы, в которой инициатива и новшества не поощряются, а проблемы решаются проверенными, но давно потерявшими эффективность методами.

Очевидно, что сама управленческая парадигма «Арсенала» тормозит его развитие, и даже отдельные гении (относить ли к ним Мислинтата – решать вам) не способны сколько-нибудь серьезно влиять на ситуацию. Отсутствие четких карьерных перспектив, а также возможности принимать ключевые решения, входящие в сферу профессиональной ответственности – основные причины ухода немца. Он предпочел работу с «полным погружением» в более скромном клубе, основной амбицией которого на ближайшее время будет возвращение в элиту немецкого футбола. И это, определенно, не сюжет из серии «первый парень на деревне», что наводит на грустные мысли. Раньше «Арсенал» покидали амбициозные игроки, теперь очередь за функционерами.

Обнадеживает одно: любая философия, любая парадигма (в футболе уж точно) завязана на конкретных личностях (если вы, конечно, не «Атлетик» из Бильбао). И с уходом личностей, несущих с собой деструктивное начало, у клуба есть шанс выбраться из лабиринта. Остается делать то, что болельщики «Арсенала» умеют делать едва ли не лучше всех в мире – ждать. Иных способов, пожалуй, пока не придумали.