К юбилею Вячеслава Бутусова
Он всегда делает так, как нужно ему, но при этом никогда не был эгоистом.
Неделю назад величайшему российскому музыканту, композитору, поэту, вокалисту, идолу нашего рока Вячеславу Бутусову исполнилось 50 лет. Нет ничего более пустого, чем поздравлять таких людей с Днём рождения, для этого достаточно чего-нибудь вроде статуса в Контакте. Давайте лучше поговорим, что делает творчество Вячеслава таким притягательным для меня (как и, надеюсь, для многих из тех, кто родился в далёком 20-м веке).
Причина успеха проста: личность и характер Вячеслава. Поскольку именно черты характера и определили судьбу Славы, точнее одна черта – честолюбие. Тут люди, немножко знакомые с биографией юбиляра возмутятся и скажут: «Ты в своем уме? Этот человек не хотел не то что славы, даже не стремился стать музыкантом – был блестящим свердловским архитектором, проектировал метро. Выходы на публику давались Бутусову с огромным трудом, он становился каменным от волнения. И таким же каменным, только не от волнения, а наоборот - от удивительного спокойствия он был и остаётся в жизни». И в ответ на это мне не остаётся ничего, кроме как уточнить, что я имею в виду не столько само честолюбие, сколько его отсутствие, так как полностью согласен с вышеуказанной точкой зрения.
При этом нельзя не отметить, что находиться на расстоянии миллионов световых лет от звёздной болезни – это тоже своего рода честолюбие. И если к нему прибавить природную способность оставаться жёстким в поступках, но при этом удивительно спокойным в характере, мы и получим другую сторону медали. Именно она едва не расколола великий «Наутилус Помпилиус» ещё в 80-х, расколола в 97-м, именно это вертело судьбу Вячеслава и всего, что его окружает. И всех, кто его окружает.
Ещё немного отвлекусь, но не могу не выразить ещё одну порцию восхищения характером Бутусова, и для этого советую всем посмотреть запись программы «Розыгрыш» с участием нашего героя. Я думаю, всем нам стоит поучиться оставаться каменными в таких ситуациях, когда среднестатистический человек готов выжигать всё вокруг себя. В «Розыгрыше» звёзды матерились, дрались, звонили знакомым милиционерам и знакомым авторитетам, но я не помню никого, кто ходил бы в кадре с видом жирафа – грациозного пофигиста африканской саванны.
Так что, не судьба кидала Вячеслава, а он судьбу. Потому история его жизни настолько богата, что для меня существует 4-5 совершенно разных образов Бутусова.
Первый – рокер с моложавым высоким голосом, переходящим в скрип и крик, в чёрной дермантиновой куртке со страшным раскрашенным лицом. Если честно, визуально это было довольно противно, зато именно в это время – 80-е – были написаны почти все лучшие песни «Наутилуса». И здесь очень легко плюнуть на всё, кроме этой музыки. Эта музыка будет вечной!(эту цитату я не мог не привести, она безумно популярна в эти дни).
Затем, в начале 90-х, группа перешла от блестящего сочетания гитар, фортепиано и саксофона на чисто гитарную музыку (хотя и к прежнему стилю «Наутилус» попробует вернуться), а тексты стали более религиозными, философскими.
К середине девяностых «Наутилус» подошёл к свому распаду. Что стало причиной – точно может сказать только один человек. В 97-м году группа дала великолепный акустический концерт в ДК им. Горбунова и объявила о расформировании. И ещё к этому же периоду можно отнести выход на экраны бессмертного фильма «Брат», который наполнен музыкой Бутусова. Как этот фильм стал символом эпохи, как Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова стал героем нашего времени, так и песни «Наутилуса» идеально подошли к народному ощущению лихих девяностых.
Долго Вячеслав искал себя на просторах новой музыкальной реальности под названием шоу-бизнес. Говорят, что именно шоу-бизнес погубил «Наутилус», и, к сожалению, так оно и есть. Лично мне очень грустно, что некогда глобальная популярность группы ныне сведена к нулю. Хотя однажды Бутусов смог вновь выйти к вершинам – это была великолепная песня «Девушка по городу» - лидер всевозможных хит-парадов, песня, которую полюбили те, кто даже не слышал о «Наутилусе». Это случилось уже после того, как Вячеслав Геннадьевич, побаловавшись написанием песенок с детскими текстами, решился основать новый коллектив – «Ю-Питер».
Вчера в эфире Первого канала была программа «ДОстояние РЕспублики». В ней прозвучало 11 лучших песен Вячеслава, и надо ли говорить, насколько мал этот список. Даже если однажды выйдет в эфир передача с тридцатью лучшими пенями – это всё равно будет недостаточно.
И, тем не менее, это было великолепно! Так пробрало, что спать я пошел с чувством полного духовного истощения.
Ну вот почему человек так устроен? Почему его так тянет к тому, от чего потом становится очень грустно? А грустнее всего то, что ты не понимаешь, что именно не так. И получаешь невероятное удовольствие, и убиваешься, когда концерт заканчивается, и не посмотреть нельзя – потом себе не простишь.
Я – фанат! Было бы странно здесь, на sports.ru, отрицать такой диагноз. Да, я – фанат! И музыка Бутусова для меня – религия. Не потому, что я слишком большое значение придаю смыслу песен, скорее наоборот – если бы было так, я жил бы в депрессии или агрессии. Просто без этой музыки я не могу представить своей жизни, она велика сама по себе, она действует на подсознательном уровне.
Бутусову пятьдесят. И как бы мне хотелось, чтобы и через пятьдесят, и через сто лет он снова выходил на сцену и невозмутимо исполнял свою великую музыку. Хотя бы ради этого стоит изобрести элексир бессмертия. Так что я пойду займусь этим, а вас оставляю наедине со строчками песни «Наутилуса», которые в слегка изменённом варианте очень подходят к нашей теме:
Не покидай нас,
Даже если ты – чистый бес!
Или бери с собой,
Или останься здесь –
Не покидай нас!
Жаль, что только один плюс могу поставить. За такое и десять не жалко.