Голландский футбол снова прекрасен. Это часть его безумного вечного цикла
Парагвай и Боливия, Кройфф против Ван Гала, Овермарс против Бергкампа.
После яркой бронзы на ЧМ-2014 при Луи Ван Гале сборная Голландии не смогла отобраться ни на Евро-2016, ни на ЧМ-2018 – и сменила по пути четырех тренеров. Гус Хиддинк, пришедший вместо Ван Гала, уволился менее чем через год, когда команда провалила отбор на Евро и не попала на турнир впервые за 32 года. Его помощник Дэнни Блинд, ставший главным следом, не улучшил качество игры, и тоже вскоре был уволен. Тогда пригласили Дика Адвоката, но и он не вывел команду на чемпионат мира – и тоже был уволен. Затем в федерации отдышались и позвали Роналда Кумана – при нем сборная вроде бы снова стала топом и пробилась в финал Лиги наций, пройдя по пути Германию (3:0), чемпиона мира Францию (2:0) и полуфиналиста ЧМ Англию (3:1).
На клубном уровне голландцы тоже пережили несколько лет мрака: клубы Эредивизи потеряли прямое место в групповом этапе ЛЧ, «Аякс» три года подряд застревал на этапе квалификации – и только в этом году рванул в полуфинал, очаровав всю Европу скоростью игры и продуманными комбинациями.
На этом фоне многие уже забыли, что еще недавно – после ухода Ван Гала и до прихода Кумана – голландский футбол переживал худший период в новейшей истории. Причем система намного больше и сложнее, чем кажется, в ней слишком много противоборствующих сил. Для того чтобы осознать всю массивность голландского футбола и прочувствовать глубину футбольных традиций, нужно вернуться на пятьдесят лет назад.
Глава 1.Мудрый Михелс, гениальный Кройфф, непобедимый Ван Гал
В начале семидесятых Голландия была центром футбольной европейской мысли.
В 1970-м «Фейеноорд» первым среди голландских команд выиграл Кубок европейских чемпионов. Спустя 12 месяцев «Аякс» повторил этот успех, а затем взял титул еще дважды подряд. Причем в 1969-м «Аякс» был еще и в финале, но проиграл «Милану». Получается, Голландия пять лет безальтернативно занимала вершину европейского футбола, и именно этот период справедливо считается лучшим в ее истории.
В первую очередь эта эпоха голландской доминации ассоциируется с гением и создателем тотального футбола Ринусом Михелсом и его главной звездой – Йоханом Кройффом. Они вдвоем придумали систему, основанную на двух революционных идеях: активной смене позиций и агрессивном высоком прессинге. Для современного футбола это норма, но в начале семидесятых было революцией. Тот «Аякс» выиграл все, что только мог, и почти вся Европа вдохновенно переняла философию голландцев. Влияние тех идей прослеживается до сих пор: от «Сити» Гвардиолы до чемпионских сборных Испании и Германии – все так или иначе используют ту философию из 70-х.
Спустя двадцать с лишним лет после успехов Кройффа и Михелса «Аякс» вновь дважды добрался до финала Лиги чемпионов: в 1995-м была победа над «Миланом», год спустя – поражение от «Ювентуса». Голландский футбол снова оказался на вершине Европы – на этот раз благодаря тренеру «Аякса» Луи Ван Галу.
К середине девяностых защитники стали организованнее и оставляли меньше времени на принятие решений и меньше пространства для перемещений. Ван Гал понял это и адаптировал идеи Михелса-Кройффа, ускорив игру в пас и начав максимально использовать ширину поля. Эффект был потрясающий: «Аякс» рвал всех и совершил революцию в футболе того времени.
При этом сам Кройфф ненавидел адаптацию Ван Гала, что вылилось в одно из самых интересных тренерских противостояний в истории футбола. Различия между футболом двух голландцев были минимальны, но очень значительны: философия Ван Гала предполагала жесткую тактическую расстановку и беспрекословное исполнение базовых принципов, Кройфф же верил в свободу и самостоятельную интерпретацию футбола у наиболее талантливых игроков в атаке. В начале и середине девяностых их перепалки в медиа достигли пика.
В 1992-м журналисты сравнивали «Аякс» Ван Гала и «Барсу» Кройффа, чем разозлили Йохана: «Если Ван Гал сам думает, что «Аякс» лучше «Барселоны», то он совершает ошибку. «Аякс» скоро ждет падение». В 1993-м Кройфф сказал, что болеет в чемпионате за «Фейеноорд». В 1994-м, отвечая на вопрос о том, какие европейские команды ему нравятся, он назвал «Осер» и «Парму» – две единственные команды, обыгравшие «Аякс» в том сезоне. В 1995-м, когда журналист предположил, что «Аякс» может быть сильнее его «Барселоны», Кройфф огрызнулся: «Почему бы вам просто не перестать нести полную чушь?» В том сезоне «Аякс» выиграл Лигу чемпионов.
Выиграл, правда, в последний раз. До относительного успеха «Аякса» в нынешнем сезоне, когда до финала не хватило всего 2-3 секунд, голландские команды почти не приближались к главному европейскому титулу. Почему?
Глава 2.Закулисные игры в сборной и главном клубе страны, бардак в руководстве, одержимость прошлым
Во многом виновато излишнее внимание голландцев к прошлым успехам, которое легко проследить на примере сборной: из 8 тренеров, поработавших с командой в новом веке, 7 – это либо бывшие тренеры сборной Голландии (Дик Адвокат вообще тренировал ее трижды), либо очень звездные бывшие игроки. Единственное исключение? Берт Ван Марвейк. В 2010 году он довел голландцев до финала чемпионата мира (справедливо заметить, что он все-таки бывший футболист, но звездой никогда не был).
Голландцы очень любят назначать бывших игроков на ключевые позиции в клубах. В каком-то смысле это не всегда хорошая идея: вместо того чтобы назначать самых компетентных на конкретную позицию, клубы и сборная назначают самых влиятельных, а это приводит к отрицательной селекции. Роберт Мааскант, бывший главный тренер «НАК» и «Виллема», тоже отмечает проблему: «Когда я начинал тренировать, я думал, что мне нужно начать раньше других, потому что я не был классным футболистом. Потому что в период от 42 до 50 все эти бывшие футболисты (Де Бур, Коку, Ван Бронкхорст) получат лучшую работу первыми. Но преимущество в тренерском опыте, которое было у меня, в конце концов ни к чему не привело. Опыт работы больше не важен. Карьера больше не строится. Она просто происходит сама по себе».
При этом Куман, тренирующий сборную, тоже бывший игрок и тоже бывшая звезда, но его от предшественников отличают почти двадцать лет тренерской работы и однозначно свежие идеи. В этом смысле он идеальный пример того, как можно строить карьеру. Возможно, именно поэтому он не повторил судьбу предыдущих менеджеров сборной: у него достаточно опыта, чтобы не строить команду вокруг своего опыта и авторитета игрока, и достаточно знаний, чтобы строить команду не по образцу сборных прошлого (как тренеры, приходящие во второй или третий раз). Но это скорее исключение из правила, чем само правило.
Внутри сборной много проблем, которые просто нельзя решить.
Во-первых, голландский чемпионат сильно уступает почти всем другим топовым европейским – не только финансово, но и качественно. Международная федерация футбольной истории и статистики в 2018 году поставила Эредивизи на 16-е место среди всех чемпионатов в мире. Рейтинг, мягко говоря, спорный (чемпионат Голландии там находится ниже австрийского, датского и даже кипрского), но и рейтинг УЕФА ставит голландцев на 11-е место в Европе (ниже турецкого, украинского и бельгийского чемпионатов). Это значит, что молодым игрокам зачастую сложнее расти и прогрессировать – и им приходится уезжать либо только после нескольких удачных лет в чемпионате, либо после одного, но запредельно яркого сезона (это случается достаточно редко). После этого адаптация и рост на новом месте, как правило, занимают несколько лет. И только потом возникает какой-то шанс конкурировать с большими звездами в сборной.
Во-вторых, внутри сборной просто нет долгосрочного планирования. Пример Хакима Зиеша отлично показывает проблему: голландец с марокканскими корнями играл за все юношеские национальные команды до 21 года и считался одним из лучших полузащитников поколения. Было логично строить новую сборную Голландии вокруг него.
Однако после того, как Хакима не вызвали в сборную до 23 лет, он решил представлять Марокко. Когда в марте 2016-го тогдашнего тренера Голландии Дэнни Блинда спросили о решении Зиеша, тот туманно ответил, что Хаким недостаточно хорошо играл «настоящую десятку» в «Твенте» и скорее был оттянутым нападающим, поэтому не подошел сборной по тактическим соображениям. Когда журналист возразил, что это скорее провал национальной сборной, а не проблема Зиеша, Марко Ван Бастен, тогдашний помощник главного тренера, выпалил: «Он сделал выбор, который ему подсказало сердце. Если так, то вы должны задавать эти вопросы ему, а не нам».
Хаким Зиеш (слева) и Нордин Амрабат, сборная Марокко
Еще через два месяца Ван Бастен назвал Зиеша и Уссама Таннане из «Сент-Этьена» «глупыми мальчишками», потому что они выбрали Марокко, а не Голландию: «Насколько глупым надо быть, чтобы выбрать Марокко, если ты можешь играть в голландской сборной?». Ответ пришел не сразу: спустя два года сборная Голландии смотрела по телевизору на то, как игрок, вокруг которого эта сборная должна была строиться, играет на чемпионате мира. Место Снейдера в атаке сборной по-прежнему оставалось незанятым. Ван Бастен, как и многие другие, слишком долго смотрел в славное прошлое голландского футбола и упустил печальное настоящее, в котором Марокко попадает на ЧМ, а Голландия – нет.
Нехватка долгосрочного планирования видна не только на уровне сборной – даже в сверхуспешном «Аяксе» власть в последние годы меняется со стремительной скоростью – как на уровне менеджмента, так и на уровне тренеров. Война Кройффа и Ван Гала продолжается: идеологи Кройффа и адепты идей ван Гала теперь борются за сферы влияния внутри клуба.
Не верите? Вот простой пример: в 2011-м Кройфф, устав от серости тогдашнего «Аякса», устроил переворот и поставил во главе клуба своих людей. Сторонники Ван Гала пытались быстро это предотвратить и поставить уже своих людей, но у них ничего не вышло. Вскоре обоих протеже Кройффа (Вим Йонк и Рубен Йонгкинд) вытеснила новая команда во главе с Бергкампом, Ван дер Саром и Овермарсом. По сути, именно эти трое – главные творцы успехов «Аякса»-2018/19. Три разных группы в управлении клубом за восемь лет свидетельствуют скорее о том, что долгосрочное планирование отсутствует.
С тренерами тоже все не так просто. Летом 2016-го клуб после четырех лет работы покинул Франк де Бур, и на его место пригласили Питера Боса (он бывший игрок «Фейеноорда» и яростный фанат идей Кройффа). Кройффа не стало в марте 2016-го, но последние недели он очень много времени проводил с Босом: Йохан лечился в Израиле, его сын Йорди был техническим директором «Маккаби» из Тель-Авива, а Бос был главным тренером израильского клуба. Разговоры с Кройффом сильно повлияли на Боса. Придя в «Аякс», он полностью воплотил идеи Йохана: быстрые вингеры, много игроков за линией мяча, отчаянно высокий прессинг и очень большой перекос в сторону атаки. Команда дошла до финала Лиги Европы и проиграла «МЮ» Жозе Моуриньо.
Летом клуб продал Давинсона Санчеса и Классена в АПЛ, из-за трансферов Бос рассорился с Бергкампом (который одновременно был техническим директором и его ассистентом – не спрашивайте, как такое вообще возможно) и ушел в «Дортмунд», а «Аякс» вместо него назначил нового фаворита Бергкампа Марсела Кейзера. Параллельно Бергкамп рассорился с Овермарсом из-за трансферной политики: Деннис хотел полагаться на молодежь, в то время как Овермарс планировал подписать несколько опытных игроков. В итоге после поражения в Кубке Голландии Овермарс уволил и Кейзера, и Бергкампа, а клуб выпустил жесткое заявление на официальном сайте о том, что при Бергкампе «у менеджмента команды есть ощущение, что амбиции клуба не будут удовлетворены». Главным тренером назначили Эрика Тен Хага. Не переживайте, если на этом этапе текста у вас болит голова от обилия голландских фамилий и от того, что вы ничего не понимаете. Это нормально – даже в клубе вряд ли кто-то что-то понимал.
Мы остановились на Эрике Тен Хаге. Он наследник идей Гвардиолы, который большинство принципов позаимствовал у Кройффа. Круг замкнулся, кройффисты пока побеждают. Успех этого «Аякса» вряд ли возможно повторить – удачно сошлось слишком многое. Летом клуб уже точно отпускает Де Йонга, давно летают новости о продаже Де Лигта, возможно, клуб потеряет Зиеша и Ван де Бека. Если так, то Тен Хагу придется собирать команду заново.
Но это не так важно, потому что в сборной они снова смогут играть вместе. Это значит, что как минимум у сборной в ближайшие годы все должно быть хорошо.
Глава 3.Куман строит игру от обороны, идеально связывает прошлое и будущее сборной и подтягивает в основу молодежь
Проблемы сборной до Кумана были отчасти именно кадровыми. «Ван Гал в сборной играл в пять защитников, потому что понимал, что уровень обороны был недостаточно высок для игры в 4 футболиста. Впереди при этом были классные игроки: Ван Перси и Роббена поддерживал Снейдер, и этого хватало. А когда ушли Ван дер Варт и Снейдер, их некем было заменить, потому что их сменщики все еще были слишком молоды», – объясняет Франк де Бур. При Кумане паззл окончательно складывается: молодые игроки наконец-то подросли, а у самой сборной наконец есть тренер, который может собрать из них что-то цельное. Куман быстро поднял нагрузки на тренировках и начал строить состав вокруг лучших здесь и сейчас, а не тех, кто приносил успех в прошлом. Теперь сборная строится от обороны, а не от атаки.
«Нельзя начинать строить дом с крыши, – говорит Куман и приводит в пример Ван Дейка. – Он сильный футболист, у него отличный характер, ему нравится брать на себя ответственность». Куман назначил Вирджила капитаном, а рядом с ним выставил молодого защитника «Аякса» Де Лигта.
Де Лигт – это будущее голландской сборной, каким его хочет видеть Куман. Маттейс стал самым молодым игроком сборной за 80 лет, но Куман ему доверяет, потому что понимает: этой команде нужен хребет, а строить его надо именно с пары центральных защитников. «Если вы посмотрите на Де Лигта, вы не поверите, что ему всего 19, – говорит Де Бур. – Вы видите футболиста, который играет так, будто у него за плечами уже годы опыта. У него есть все: скорость, техника, первый пас, он очень хороший защитник».
Выше располагаются Вейналдум и Де Йонг (одни из лучших полузащитников плей-офф Лиги чемпионов), в атаке – Райан Бабел и Мемфис Депай.
Еще сборная использует новую стратегию: молодые игроки чаще ездят за пределы Европы, например, сборная U-17 недавно провела свои игры в Парагвае и Боливии. У этой затеи две основные причины. Во-первых, юниоры получают ценный опыт игры в других условиях: команды соперника играют в принципиально другом стиле, поля не всегда ровные, а болельщики зачастую ведут себя враждебно. Все это помогает голландской молодежи окрепнуть раньше сверстников из других стран.
Во-вторых, это помогает игрокам помнить о важном. «Сейчас они чемпионы на юниорском уровне, но завтра они подпишут большие контракты с топовыми европейскими клубами в Германии, Англии или Испании. К моменту, когда им исполнится 18 или 19, они станут миллионерами. Как они могут находиться в нормальном обществе и вести себя нормально, когда у них все есть? Конечно, мы не можем сделать все, но мы пытаемся показать им, что есть места, где люди живут плохо, мы стараемся говорить с ними об этом», – рассказывает директор по развитию сборной Арт Лангелер.
Последние полтора года показывают, что система снова работает.
Молодые футболисты и правда едут в Европу: Ки-Джана Хувер сменил «Аякс» на «Ливерпуль», а Ян Матсен перешел из ПСВ в «Челси». «Мне было 26, когда я перешел в «Барселону», а теперь они переезжают, когда им меньше 19. Я понимаю, что в Голландии нет большой конкуренции, но я всегда советую им переезжать в места, где им дадут игровую практику», – говорит Куман.
Все эти мелочи говорят о том, почему Куман – идеальный кандидат для сборной. Во-первых, он осознал слабые стороны команды и строит состав не вокруг атаки, а вокруг обороны. Во-вторых, как тренер он соединяет в себе большие успехи прошлого и тактические идеи современности. В-третьих – лучше других понимает, что именно нужно современным молодым игрокам.
Итог: в Голландии снова верят в сборную, теперь она в финале Лиги Наций и играет красиво.
Перед началом этого сезона голландские медиа призывали отказаться от идей Кройффа и строить систему заново, но теперь все снова безоговорочно верят в философию прошлого. Кажется, что она снова работает.
Один из самых древних символов, которые известны человечеству – это уроборос, то есть свернувшийся в кольцо змей, пожирающий сам себя. Сам символ настолько древний, что историки до сих пор не могут определить, из какой именно культуры прошлого он взялся. Он означает цикличность и бесконечность всех процессов: жизнь сменяется смертью, день сменяется ночью, одно поколение сменяется другим.
Наверное, Голландию можно считать футбольной интерпретацией уробороса, и в этом есть что-то философское: идеи прошлого умирают, заново изобретаются или адаптируются – и снова умирают. Сторонники Кройффа сменяют сторонников Ван Гала – и наоборот. Голландия взбирается на вершину и громко оттуда падает – только для того, чтобы вскоре снова туда забраться.
Голландцы лучше других осознают цикличность бытия, и именно поэтому за них точно не стоит беспокоиться. Рано или поздно их футбол снова даст о себе знать.
Кройфф любил деньги почти как футбол – рекламировал краски, создал бренд одежды и снизил налоги
Великий сезон Снейдера, за который ему не дали «Золотой мяч»
Фото: globallookpress.com/imago images/Beautiful Sports; Gettyimages.ru/Central Press; REUTERS; globallookpress.com/Joel Marklund/imago/Bildbyran, Federico Gambarini/dpa, imago/Pro Shots; Gettyimages.ru/Julian Finney, Dean Mouhtaropoulos; globallookpress.com/Soenar Chamid/SCS/AFLO; Gettyimages.ru/Catherine Ivill; globallookpress.com/MI News/NurPhoto
Было обидно, что Голландия не приехала к нам на ЧМ.
Взять тот же Аякс: вся линия атаки составлена не из голландцев - серб Тадич, бразилец Нерес и марокканец Зиеш(пусть и натурализованный). В запасе: датчанин Доллберг и ветеран Хунтелар. Картина достаточно красноречивая.
В любом случае, крупные турниры без Голландии, теряют эстетическую и спортивную составляющие. И это неоспоримо...
Продолжим. Главный игрок у победителя Лиги Чемпионов - голландец (Ван Дейк). Почти вся Европа так или иначе адаптировала голландскую футбольную философию и все успешные команды так или иначе ее используют. Так что да, голланский футбол снова доминирует. Вероятно, это не лучшая сборная, но как минимум одна из самых сильных в Европе сейчас.
У них как то все идет волнами (включая "Аякс"), словно оправдывая нацию мореплавателей.