Слово о составе Спартаковском
Вчерашняя новость о возможном трансфере вратаря ни разу не лондонского «Арсенала» в столичный «Спартак» заставила меня выразиться многоэтажно и крайне непристойно. Ведь и денег у «Спартака» больших нет на трансферы, и вратарская позиция у красно-белых укомплектована получше иных линий. Вскоре негативные эмоции уступили желанию сыграть в менеджера и прикинуть, какие позиции наиболее остро нуждаются в усилении в ближайшее трансферное окно.
Развернём мысль про вратарскую линию.
На роль первого номера вполне подойдет Селихов. Серьёзных косяков в раме я за ним не помню, его игра на выходах тоже не обогащает производителей валидола и коньяка за счёт болельщиков красно-белых. На роль третьего вратаря вполне подойдёт Ребров, на ближайший год его точно хватит в таком качестве. Второй (как нынче модно, кубковый, или в продвинутом случае, еврокубковый) вратарь – единственная обсуждаемая кандидатура. Для того, чтобы Максименко перестал косячить – ему нужна обширная практика, которую может обеспечить аренда. Приход сильного вратаря «под Селихова» на перспективах Александра №98 в «Спартаке» поставит жирный крест. Брать же со стороны (с далеко не дублёрской личкой и, возможно, с компенсацией) посредственного второго вратаря – плохая идея даже в рамках спартаковского менеджмента. Поэтому предположу вариант с арендой Максименко куда-нибудь во вторую половину турнирной таблицы, и привлечение Шитова/Поплевченкова в основу вторым вратарём, благо у гендира и прочих «верхних фейсов» из структуры «Спартака» отпрысков-недовратарей не наблюдается.
Перейдём к линии, внушающей первобытный ужас болельщикам народной команды – к защитным порядкам. Справа есть доросший-таки до основы Николай Рассказов, который мало того, что свой, так ещё и относительно неплохой футболист. По моему скромному мнению, Паршивлюк до травм был посильнее Николая, да и на сегодняшний день экс-капитан «Спартака» мог бы кое-чему научить своего в некотором роде наследника, но в следующем сезоне Николай должен быть основным защитником на правом краю.
Подменять его на дистанции вполне может неубиваемый и неувядающий Ещенко. Я на поле сам был примерно таким же – периодически ошибался. Отдавал мяч в ноги соперникам, лупил в молоко и временами исполнял передачи верхом в худших традициях Дмитрия Комбарова и Романа Адамова. Но пахал по правой бровке, бежал, очертя голову, спасать ворота (с переменным успехом) и иногда удачно выпрыгивал, как чёртик из табакерки, в чужой штрафной. Андрея сложно упрекнуть в равнодушии, а недостаток мастерства он старается перекрывать физикой, что ему на середине четвёртого десятка худо-бедно удаётся.
В центр обороны сватают Максима Беляева из Тулы. Парень в начале карьеры поработал с португальским Жозе неМоуриньо, потом из рядов кандидатов с борную плавно перетёк в массу несбывшихся надежд российского футбола (когда на профильную позицию в сборную зовут Чернова, это должно быть особенно обидно), и в этом сезоне неплохо заиграл в тульском «Арсенале». Пожелаем ему удачи, крепкого здоровья и самое главное – воздержаться от перехода в московский «Спартак», потому как делать ему там нечего.
В центре обороны есть Джикия (одна из лучших находок селекции красно-белых за последние годы, наравне с Промесом), есть Кутепов (поминутно травмированный, медленный, но крайне полезный в верховой борьбе защитник с хорошим пасом в качестве бонуса), молодой Гапонов на подмену и в очередной раз лечащийся Жиго. Для модуля с 2 центральными защитниками – комплектация нормальная. Не то, чтобы я хотел уподобиться – в логическом, а не финансовом плане – Андрею Федуну, утверждавшему, что у «Спартака» два состава, но объективно подвинуть из перечисленных Беляев может только Гапонова. Какой-то выигрыш в качестве это даст, но политически это в корне неверное решение, которое явственно покажет всей спартаковской академии кумачовый транспарант с надписью «Нет у вас перспектив в первой команде». Кроме того, над Беляевым будет довлеть немалая сумма трансфера за него в отличие от собственного воспитанника Гапонова. Ну и коль скоро доведётся Туле принять еврокубки – пусть у неё будет в достатке футболистов, чтобы сыграть в ней достойно, а не вылетать от «Ордабасы» и прочих оцелулов.
Не умаляю футбольные качества Гапонова, но его присутствие в обойме первой команды для успешной работы академии не менее важно, чем хорошие поля и грамотные тренеры.
На мой взгляд, самая проблемная зона в обороне – слева. Про Айртона и про то, кем его можно «подпереть», уже уговорил. Дмитрий Комбаров, надеюсь, отправится в ближайшее время к брату в Тулу, или ещё куда-нибудь, подальше от московского «Спартака». Сальваторе Бокетти, видимо, в следующем сезоне мы тоже в спартаковской форме не увидим. Так же контрактными обязательствами с красно-белыми связан Георгий Тигиев, но последние полтора года он, очевидно, посвятил отнюдь не футболу, и рассчитывать на него – это, фигурально выражаясь, ставить на «зеро».
Переходим к средней линии, коя в сознании массового болельщика, видевшего футбол Бескова-Романцева, должна олицетворять тот самый спартаковский стиль. Глушакова исключаем из рассмотрения, надеясь на лучшее. В центре полузащиты остаются опорный хав с поставленным ударом Аяз Гулиев и Роман Зобнин. Первому, из-за стиля игры, однозначно нужен сменщик – дисквалификаций этот парень наберёт по полной программе. Второму будет посвящён отдельный пост.
Подменить на дистанции условные 6 и 8 номера могут молодые таланты Глущенов, Игнатов и Умяров. Теоретически, в опорную зону так же может вернуться Фернандо, но это решение жизнеспособно только при наличии качественного разрушителя рядом с бразильцем. Из разряда фантастики – перевод Дмитрия Комбарова в центр полузащиты, чтобы он за счёт работоспособности закрывал центральную зону, и исполнял функции эрзац-Швайнштайгера. Так же на контракте в «Спартаке» невезучий Артём Тимофеев, профильная позиция которого – центральный полузащитник.
По краям полузащиты (или полунападения) количественно комплектация неплохая. Тут и Ломовицкий, прости Господи, и Ташаев, и Мельгарехо. И даже, возможно, Мелкадзе (уж не знаю, за какие заслуги Георгий хочет повышения оклада, по моему скромному мнению. его игра вполне адекватна его дублёрскому контракту). Кроме того, не надо забывать о возвращении из аренды Зелимхана Бакаева, который в этом сезоне забил больше Ташаева и Ломовицкого, вместе взятых.
На позиции под нападающим по, мягко говоря, оригинальной тренерской задумке в данный момент выступает Фернандо. Видимо, надежды на конструирование атакующей игры средним и длинным пасом надежды сейчас нет, поэтому удар бразильца востребован куда больше. Плюс, что немаловажно, традиционный обрез 11 номера на чужой половине поля не так опасен, как тот же самый фокус в своей опорной зоне.
Подменить бразильца, при удачном стечение обстоятельств, сможет хрустальный Джано или Луис Адриано. Насчёт перспектив Софьяна Ханни в красно-белой футболке на следующий сезон есть большие сомнения. Тем паче, в не чуждой нашему алжирскому герою Бельгии титулованный «Андерлехт» впервые за более чем полвека остался без еврокубков. Пример соседского «Аякса», гласящий, что надо не только выискивать талантливую молодёжь и опираться на неё, но и подтягивать опытные кадры, и тогда вам сопутствует успех, отнюдь не дурен, но тоже может быть заразителен. И тут, как раз, свой парень, у которого, прямо скажем, не задалось на чужбине, готов к диалогу, торг уместен. Возможно, в Оренбурге будет последний матч Ханни в составе москвичей.
Ну и, наконец, линия нападения. Зе Луиш прекрасен в своём умении цепляться за мячи, «топтать» соперника и помогать своей обороне при стандартах. И, даже, периодически забивает голы в ворота соперников. Равноценной подмены в нынешнем составе «Спартака» ему просто нет. На Луиса Адриано надежды в этом не намного больше, чем на Руденко и перспективных африканцев из дубля.
В качестве итогов нашего умозрительного исследования, не использовавшего модные метрики xG и продвинутую статистику, скажем следующее:
Нужен нападающий, при продаже Зе Луиша – два нападающих. Поскольку примой спартаковской атаки на протяжении многих лет является легионер, правильность паспорта не имеет критической важности. Так же нужен опорный/центральный полузащитник и правый не столько полузащитник, сколько полунападающий. На этом моменте всё громче звучит фамилия Мирзов и становится особенно жалко 12 млн нерублей, уплаченных за Педро Рошу.