3 мин.

Красно-белая аномалия

«Советский спорт» представляет новую рубрику «ВОТ ТАКтика», в которой после каждого тура чемпионата России мы будем представлять тактическую мозаику прошедших матчей. В этом туре мы акцентируем внимание на двух играх: «Спартак» – «Зенит» и «Динамо» – «Краснодар».

«СПАРТАК» – «ЗЕНИТ» – 2:2

На 42‑й минуте матча был удален центральный защитник «Спартака» Николас Пареха. Это событие стало ключевым на поле, поскольку повлекло за собой масштабные перестановки в игре не только красно-белых, но и изменило расклад сил во втором тайме. Таким образом, центральный матч 26‑го тура оказался разбит на два совершенно разных отрезка, каждый из которых заслуживает отдельного внимания.

ДО УДАЛЕНИЯ ПАРЕХИ. ИЗМЕНЕНИЯ В СХЕМЕ «ЗЕНИТА»

Главное отличие от матча с «Порту» в составе «Зенита» – роль Файзулина: Виктор был переведен в центральную зону. Таким образом, Спаллетти решил максимально насытить среднюю линию, которая состояла из четырех игроков. А правый фланг атаки стал свободной зоной, куда по необходимости смещались то Широков, то Кержаков. Анюков, равно как и Кришито, перешли к активным действиям только после того, как «Спартак» остался в меньшинстве и игровым преимуществом завладели гости.

Стоит отметить и роль Широкова, который играл по всей центральной оси. А Зырянов и Файзулин периодически менялись позициями.

ПРЕИМУЩЕСТВО «СПАРТАКА»

До рокового удаления Парехи атакующая игра «Спартака» выглядела убедительнее и разнообразнее. Красно-белые без особого труда закреплялись на чужой половине поля, где подолгу разыгрывали мяч. Основная угроза воротам «Зенита» исходила от треугольника Дзюба – Эменике – Макгиди, доля которого в атакующих действиях составила 83 процента. Кроме того, этому трио активно помогали Де Зеув и Кариока. «Зенит» же, кажется, находился в поисках своего лигочемпионского вдохновения. Вроде и состав тот же, и модель знакомая – быстрый выход из обороны, атаки с ходу, игра впереди на грани офсайда – но пазл все никак не складывался. В средней линии, несмотря на ее состав, не хватало плотности, движения и все-таки эмоций.

В атаках «Спартака» была логика, у «Зенита» же – некая спонтанность, где расчет был сделан не столько на себя, сколько на ошибки соперника.

ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ПАРЕХИ. ПЕРЕСТАНОВКИ В ИГРЕ «СПАРТАКА»

После удаления Парехи Карпин жертвует Дзюбой, сыгравшим не лучшим образом, и выпускает центрального защитника Брызгалова. Таким образом, ломается атакующий треугольник Дзюба – Эменике – Макгиди, исправно работавший весь первый тайм. Все-таки Дзюба являлся связующим звеном между флангами и центром, а также уверенно действовал в подыгрышах.

Решение убрать Де Зеува и выпустить вместо него Веллитона означало поднятие белого флага над средней линией «Спартака», в которой один Кариока остался против четырех игроков «Зенита». Между атакой и обороной был утерян некий буфер, произошел разрыв между линиями. Однако красно-белые продолжили зубами цепляться за центр поля – Эменике оттянулся назад на позицию Дзюбы, а по правому флангу активизировался Кирилл Комбаров. Макгиди же сместился в центр на позицию Де Зеува и действовал по всей ширине.

ПРЕВОСХОДСТВО ГОСТЕЙ

Удаление Парехи отрицательно сказалось на игре хозяев. Если до этого «Спартак» атаковал чаще своего соперника, то после – реже более чем в два раза.

«Спартак» огрызался в контрвыпадах. Однако один созданный момент все же удалось реализовать. «Зениту» не удалось победить, наверное, потому, что слишком уж питерские игроки поверили в повторение лигочемпионского сценария. Гол Веллитона – наглядная иллюстрация того, как легко можно потерять концентрацию, решив, что дело уже сделано. В целом же «Зенит» переиграл спартаковцев во всем. Он больше владел мячом – 55,5% против 44,5, нанес больше ударов – 12 против 7, сделал в полтора раза больше передач, где был точнее своего соперника на 2%, и, наконец, больше выиграл единоборств – 56% против 44. Однако в футболе все решают не только технико-тактические действия. «Спартак» проявил себя командой с железным характером и свел эту игру к ничейному исходу.

Михаил Борзыкин

О матче «Динамо» – «Краснодар» - в источнике.