Академия дерзких
Похожего феномена в истории нашего футбола еще не было. Пять лет назад академия «Чертаново» вообще не играла в профессиональных лигах, а сейчас уже всерьёз обсуждает выход в премьер-лигу и мечтает о еврокубках. И всё это — с минимальными затратами, без профессионального статуса и силами воспитанников не старше 23 лет.
“Ну чего удивляться: раз “Манчестер Юнайтед” смотрит на “Чертаново”, раз инопланетяне прилетают в Чертаново, то почему бы и “Спартаку” не присмотреться к клубу по соседству?” – таким риторическим вопросом задавался Василий Уткин в январе после трансфера двух чертановских воспитанников. Судьба районной академии в последние годы, кажется, действительно не обошлась без потустороннего вмешательства.
Футбольному “Чертаново” – больше 40 лет. В 1976 году была открыта школа Советского района Москомспорта под руководством Шевернева Бориса Николаевича. Из-за успешных результатов вскоре появилась школа олимпийского резерва, а потом и общеобразовательная школа. В 1993-1997 годах команда успела поиграть в низших профессиональных лигах под названием СУО, однако закрепиться там не смогла. Вернуться по-настоящему в лигу большого футбола удалось только в сезоне 2014/15. Теперь о команде говорит, без преувеличения, вся футбольная Россия.
В числе знаменитых воспитанников можно найти игроков сборных и зарубежных элитных чемпионатов разных времен: И. Колыванова, В. Кулькова, И. Чугайнова, Д. Билялетдинова. 6 воспитанников стали чемпионами Европы-2013 в составе юношеской сборной, и именно с тех пор в академии настоящий футбольный бум. В последние годы только Д. Кутин, А.Зуев, А.Тимофеев, Д. Глушенков и Н. Умяров играли в основном Спартаке. Кстати, зимний переход последних двух за 37,5 миллионов рублей позволил “Чертаново” погасить накопившиеся долги и успешно продолжать борьбу в лиге. Подрастают и новые таланты – о 14-летнем Сергее Пиняеве уже хорошо знают в Манчестере Юнайтед, куда он уже дважды ездил на стажировку. Он отлично себя проявил в Англии, и, возможно, в 18 лет перейдет в этот великий клуб. Пока же Пиняев стал самым молодым футболистом, побывавшем в заявке российского клуба. Об академии в целом хорошо знают в Европе – именно после побед над “Реалом” и “Ювентусом” скауты заметили Сергея. В женском футболе звезда сборной России Надежда Карпова перешла сначала в Валенсию, а затем в Севилью.
Сами с голами
Главная уникальность заключается в том, что команда «Чертаново» является структурным подразделением Центра спорта и образования «Чертаново» и комплектуется исключительно своими выпускниками и воспитанниками. В прошлом году «Чертаново» стало самой молодой командой, которой удалось пробиться в ФНЛ (средний возраст — менее 19 лет). Удивительны и самые низкие зарплаты в лиге – игроки первой команды получают в диапазоне от 18 до 100 тысяч рублей, премиальные – 30 тысяч за победу. Команда живет по средствам: не получает от правительства Москвы ни копейки на участие в профессиональных лигах (92 миллиона в год на клуб ФНЛ и 15 миллионов ПФЛ “Чертаново-2” поступают на счет от нескольких спонсоров и продажи игроков). Город тратит 250 миллионов рублей лишь на саму академию, в которой больше двух тысяч человек. Туда входят детские команды, общеобразовательная школа, интернат на 100 человек и женский клуб, занявший в прошлом году второе место в чемпионате России. Главное в структуре “Чертаново” – это академия, а не клуб ФНЛ. По сути, последний нужен в первую очередь для практики молодым футболистам – ведь раньше после выпуска из академии очень многие терялись во взрослом футболе. Сейчас же у игроков есть стимул: закончив школу “Чертаново”, игрок, чтобы дебютировать на профессиональном уровне, должен выиграть конкуренцию только у таких же ребят. Ни легионеров, ни других выпускников здесь гарантированно нет и не будет.
Школа хочет в Премьер-лигу
Командные же достижения устанавливаются прямо здесь и сейчас. Первая команда под руководством Игоря Осинькина занимает шестое место в ФНЛ, отставая на два очка от зоны переходных матчей в Премьер-лигу. О том, что такие планы у команды существуют, Николай Ларин говорит прямо. С финансами при таком сценарии проблем директор не видит – надежда на дополнительные деньги от продажи телеправ и новых спонсоров. Зарплаты игрокам в РПЛ если и повысят, то незначительно. Пока не совсем понятно, как будет решаться более приземленный вопрос с домашним стадионом в случае повышения в классе – даже модернизированная “Арена Чертаново” на 1700 мест явно для этого не подходит. Сейчас первая команда проводит свои матчи на черкизовской “Сапсан-Арене”, идут переговоры о возможности игр на спортивном городке “Лужников”. Увы, пока “Чертаново” наименее посещаемая команда в ФНЛ – всего около 700 человек, несмотря на бесплатные билеты. Возможно, анонсированное возвращение в родной район после получения лицензии на “Чертаново Арену” исправит положение дел.
О роли личности в “Чертаново”
Нельзя говорить о невероятных успехах “Чертаново” последних лет без хотя бы краткого рассказа о человеке с потрясающей биографией - директоре Николае Юрьевиче Ларине. Именно он вывел команду на новый уровень. Внук репрессированного революционера Николая Бухарина и сын художника учился в РГГУ, играя за сборную этого университета по мини-футболу, активно болел за московское “Динамо”. Вскоре Ларин стал играть за чертановскую команду, параллельно строя карьеру в журналистике и банковской сфере. Затем последовали тренерские должности, а в 2008 году его назначили директором академии. Именно с тех пор пошли крупные успехи – и вот команда все еще без профессионального статуса (что особенно нравится Ларину: “А зачем он нам? Мы готовим молодых игроков для России”) не без трудностей, но проделала беспрецедентный путь из детских лиг в ФНЛ. Трудности были и бюрократического характера: для участия "Чертаново" в ПФЛ пришлось изменять регламент — раньше это были соревнования исключительно профессиональных клубов. Глава РФС в те годы Николай Толстых выступал резко против авантюры. Ларин же пробил и эту, казалось бы, глухую стену. Такой вектор развития показывает, чего может добиться мотивированное руководство рациональной тратой скромных финансовых средств.
И, конечно, Ларин прав в своём главном выводе: если бы в стране было, скажем, 16 таких школ, то и успехи России в футболе были бы совсем другого калибра.