7 мин.

Лабиринт Фавра

Как менхенгладбахская «Боруссия» докатилась до Дика Адвоката и второй бундеслиги, чем необычен ее новый главный тренер Люсьен Фавр и почему команда под его руководством так удачно стартовала в этом сезоне.

Сижу и старательно вспоминаю свой короткий и очень официальный визит в Менхенгладбах четыре с половиной года назад. Что осталось в памяти? Клубная эмблема на потолке подтрибунного тоннеля – по традиции, каждый игрок перед выходом на поле должен коснуться ее рукой. Рассказывали, что Нойвилля приходится подсаживать. Еще история о том, что изначально цветами клуба были только черный и белый, а зеленый появился намного позже, по инициативе супруги самого успешного тренера «Боруссии» Хенесса Вайсвалера. Потому что «цвет надежды». Фотография 1995 года: Штефан Эффенберг c кубком Германии в руках. Легенда о том, как вышеупомянутый Вайсвалер отказывался выпускать в финале кубка 1973 года Гюнтера Нетцера на поле, потому что у него за неделю до этого умерла мать, и он не тренировался. В результате, Нетцер по окончании основного времени матча подошел к резервному судье и заявил: «Я проинформировал герра Вайсвалера, что собираюсь выйти на замену». И на 92-й минуте забил победный гол.

В общем, не густо. Но и ничего удивительного, учитывая, что вся слава «Боруссии» – из тех романтических времен, когда экономика еще не играла слишком важную роль в футболе. Пять побед Гладбаха в чемпионате Германии и два Кубка УЕФА были добыты в 1970-е – в ту же эпоху, когда, например, «Ноттингем Форест» Брайана Клафа брал Кубок чемпионов.

В Менхенгладбахе глубоко и, наверное, не столь уж безосновательно убеждены, что главная  причина, по которой лидирующим клубом в Германии стала «Бавария» – это Олимпийские игры 1972 года. Баварцы заполучили новый, огромный стадион и благодаря различным доходам от его эксплуатации в финансовом отношении оторвались от остальных конкурентов настолько, что до сих пор никто догнать не может.  

«Боруссия» же, напротив, медленно деградировала, провела пару сезонов во второй бундеслиге и лет 10 тому назад вообще оказалась на грани банкротства. Но руководители клуба сделали в эту тяжелую минуту, казалось бы, довольно неожиданный финт. Они набрали кредитов и тоже построили себе новый стадион – он обошелся клубу в 93 миллиона евро, но тут же стал приносить прибыль: резко возросла посещаемость, «Боруссия» стала зарабатывать намного больше и на продаже билетов, и на VIP-ложах, и на разнообразных мероприятиях (вплоть до банкетов для спонсоров), и на рекламе. Активы клуба и бюджет выросли в несколько раз.

В общем, с деньгами все стало хорошо. Не настолько хорошо, как у «Баварии», конечно, но все равно довольно неплохо – лучше, чем у многих клубов бундеслиги. Гладбах закономерно стал мечтать о еврокубках, и во второй раз вылетел из бундеслиги. Этот, не побоюсь немецкого слова, кунстштюк случился, наверное, потому, что каждый раз, когда приходилось приступать к решению тренерского вопроса, с руководителями «Боруссии» случалось помутнение рассудка. Последним тренером, сумевшим проработать с командой более трех лет, был главный остряк немецкого футбола Ханс Майер. После него же «Боруссию» попеременно возглавляли такие заслуженные профессионалы, как Хольгер Фах (нынче наставник «Локомотива» из города Астана), Хорст Кеппель, Йос Лухукай, Михаэль Фронтцек. Юппу Хайнкесу удалось потренировать родной клуб всего 215 дней.

Однако главной кадровой удачей менхенгладбахского руководства, вне всяких сомнений, стало подписание контракта с известнейшим теперь уже и в далеких северных странах голландским специалистом по имени Дик Адвокат. Да, это была не слишком длинная, но страшно увлекательная история. Как и полагается анекдоту.

Итак, в ноябре 2004 года «Боруссия» с радостным предвкушением встретила Адвоката, объявила о рекордном в своей истории бюджете и поставила задачу – попасть для начала в первую шестерку. В зимнее трансферное окно Адвокату накупили тех футболистов, которых он хотел. Но что-то пошло не так. «Я не могу исправить за три месяца то, что делалось неправильно в последние 6 лет», – высокомерно заявлял Адвокат. Команда играла уныло и бездарно. «Если кто-то хочет видеть красивый футбол, пусть ходит на матчи дубля», – говорил Адвокат.

Черт с ним, с красивым футболом, но тем, кто хотел видеть хоть какой-то результат, тоже приходилось посещать матчи дубля. Под руководством Адвоката команда выиграла 4 матча из 18. В апреле был уволен и голландец, и нанявший его спортивный директор Кристиан Хохштеттер. В тот год Гладбах от вылета спасся. Но о еврокубках в клубе предпочитали больше не заикаться. Хотя «Боруссия» оставалась далеко не самым бедным клубом в стране.   

К февралю прошлого года «Боруссия» под руководством Михаэля Фронтцека уверенно занимала в таблице последнее место, имея в активе несколько впечатляющих достижений. Самое крупное поражение в истории: 0:7 от «Штуттгарта». 7 красных карточек в 22 матчах. 56 пропущенных мячей. 7 очков отставания от 15-го места.

«Кто же сменит Фронтцека?» – думали все.

«Мы сделаем кое-что сумасшедшее», – официально пообещал вице-президент клуба Райнер Бонхоф.

«О господи, еще более сумасшедшее, чем раньше?!»

Появились слухи, что «Боруссия» собирается назначить главным тренером Штефана Эффенберга. Журналисты и незаинтересованные болельщики с трудом сдерживали ликование. Но и назначение Люсьена Фавра, на самом деле, никого не разочаровало. Ведь Люсьен Фавр – тоже очень необычный человек.

Во-первых, романтик. Незадолго до этого с ним вели переговоры «Гамбург» и Леверкузен, но им швейцарец отказал. А вот безнадежному аутсайдеру не смог: «Это ведь клуб Нетцера и Хайнкеса», – говорил он знакомым. Во-вторых, обладатель дичайшего, но очень смешного швейцарского акцента. В третьих, слегка взъерошенные короткие седые волосы и странный взгляд, – внешность, заставляющая нездоровое воображение порождать фантазии о том, как в ночь перед матчем Фавр выбегает на крыльцо тренировочной базы, воздевает руки к небу и заливается дьявольским смехом. Разумеется, небеса озаряются молнией, гремит гром.

Избавиться от подобных мыслей довольно трудно – потому, что на следующий день его команда берет и совершенно неожиданно побеждает. Вплоть до 30-го тура прошлого сезона Гладбах оставался на 18-м месте, а потом выиграл три матча подряд, поднялся на две строчки в таблице и в переходных матчах обыграл «Бохум». Все это, само собой, было воспринято, как настоящее чудо.

Фавр – не только необычный человек, но и очень необычный тренер. К примеру, бегло просмотрев результаты его команд, нетрудно заметить, что его самый любимый счет – 1:0. «Король минимализма», как его однажды назвали. При этом никто никогда не упрекал Фавра в том, что его команды играют скучно и грустно. Напротив. Его «Герта», согласно общему мнению, была одна из самых привлекательных команд развеселого немецкого чемпионата. Берлинцы чуть не попали в лигу чемпионов, заняв, в итоге 4-е место. И уволили Фавра после неудачного старта следующего сезона очень зря, будто забыв, что команда летом потеряла троих ведущих футболистов: Шимунича, Пантелича и Воронина. И без Фавра «Герта» благополучно вылетела из бундеслиги.  

Минувшим летом менхенгладбахская «Боруссия» не сделала ни одного хоть сколько-нибудь серьезного приобретения. Главные действующие лица в Гладбахе, помимо юных дарований Ройса и Тер-Стегена, носят фамилии Аранго, Де Камарго и Бобадилья. Есть еще Дамс. И Данте. Человек, не очень пристально следящий за бундеслигой, вряд ли сможет правильно ответить даже на простейший вопрос: какой они национальности? 

Имея в распоряжении фактически ту же команду, которая в прошлом сезоне была главным претендентом на вылет, Фавр научил ее, как выиграть у «Баварии», разгромить «Вольфсбург», набрать 16 очков в 7 турах. Одержав 4 победы, конечно же, со счетом 1:0.

В Германии это называется принцип «Мини-Макс». Команда не дает создавать голевые моменты сопернику, а сама реализует свой, может быть, единственный шанс. «Боруссия», прежде всего, стала  безупречно действовать в обороне. В прошлом сезоне до Фавра в 22 матчах было 56 пропущенных мячей. После прихода Фавра в 21 игре прошлого и нынешнего чемпионатов – только 14. В 17 матчах подряд Гладбах не пропускает больше 1 гола.

«Наша тактика – это что-то невероятное, – говорил Марко Ройс. – Я не думаю, что играть против нас приятно».

«Мы сотни раз отрабатываем каждую комбинацию на тренировке, – признавался Майк Ханке. – Мы стали очень сыгранной командой».

«Мои атакующие игроки могут делать все, что хотят. Они могут быть креативными, – объяснял сам Фавр. – Но в обороне у них есть четкие задачи, и все они должны придерживаться плана».

Люсьен Фавр на сегодняшний день – самый успешный тренер «Борусии» в ее истории. Болельщики вывешивают баннер с надписью «Hennes Lucien Favre», намекая на главную легенду клуба – Хенесса Вайсвалера. А сам Фавр, когда его просят прокомментировать слова коллег Хайнкеса и Магата о том, что его команда – одна из сильнейших в лиге, говорит: «Это очень мило, но это полная чепуха».