Валерий Карпин. Испытание властью
Что бы ни происходило в «Спартаке», какими бы удручающими ни были его результаты, позиции главного тренера и генерального директора красно-белых остаются незыблемыми. Более того, они день ото дня крепнут. Почему Леонид Федун все еще верит в Валерия Карпина? Что за вертикаль власти выстроил генеральный директор некогда великого клуба? Ответы на эти и другие вопросы попытался найти обозреватель Sportbox.ru.
8 августа 2008 года Карпин занял пост генерального директора «Спартака». Сказать, что болельщики встретили это событие воодушевленно, значит не сказать ничего. Человек с европейским менталитетом, спартаковец до мозга костей, молодой, откровенный, современный – разве можно было мечтать о лучшем менеджере после «феерического» Андрея Червиченко, «чисто конкретного» Юрия Первака и аморфного Сергея Шавло? А после того, как новый гендир встретился с «партактивом» красно-белого фанатского движения, трибуны и вовсе вознесли его до небес. Содержание разговора с болельщиками до конца неизвестно, но после него Карпин тут же стал для болельщиков просто Валерой…
Команда встретила Валеру не так тепло – с треском проиграла дома киевскому «Динамо» в матче отборочного раунда Лиги чемпионов, фактически лишив себя шансов на выход в групповой этап. Новый генеральный директор оставаться в стороне не стал и тут же дал понять, что не собирается быть марионеткой. «Отставка Черчесова? Я подумаю. Вернее, мы подумаем». Таким образом, Карпин не только заявил о своем «Я», но и ввел в обиход новое «Мы», как бы намекнув, что с этого моменты все вопросы он будет решать с хозяином клуба Леонидом Федуном сообща. Впоследствии, кстати, дабы не упоминать всуе, президента красно-белых Карпин станет называть либо «акционеры», либо «совет директоров». Например: « - Сколько планируете тратить в межсезонье? - Поговорим об этом с акционерами». Ну и в таком духе.
Отставка харизматичного и самодостаточного Черчесова стала первым кирпичиком в новой вертикали власти имени Карпина. Возможно, тогда он действовал инстинктивно, не осознавая еще, что выстраивает систему под себя, но начало процессу было положено.
Пока же акционерам, по всей видимости, хотелось видеть в тренерском кресле именитого иностранца, поэтому пришлось Карпину поднимать старые испанские связи. Так в «Спартаке» появился Микаэль Лаудруп.
Запомниться датчанин успел разве что интеллигентными пресс-конференциями и первой за семь лет победой над ЦСКА. Дав ему поработать в межсезонье, Карпин, вдруг потерял терпение уже во время чемпионата. Не успел толком стартовать чемпионат, как датчанин был отправлен в отставку. Формальным поводом стал вылет из Кубка России на стадии четвертьфинала.
«Прежде всего на его судьбу повлияли результаты. Мы провели матч чемпионата с "Москвой", проигранный 1:3, и не самую плохую по качеству, но закончившуюся катастрофой - 0:3 - игру на Кубок с "Динамо". Последнее поражение лишило "Спартак" единственного шанса пробиться в еврокубки в этом году. Совокупность этих факторов в корне поменяла ситуацию». Согласитесь, на фоне недавних результатов красно-белых эти «причины» выглядят, как минимум, забавно.
На следующий же день после отставки Лаудрупа Карпин публично заявил, что берет на себя ответственность за тренировочный процесс и результаты команды. Таким образом, впервые со времен Олега Романцева де-факто вся власть в клубе оказалась в руках одного человека.
Впрочем, из-за отсутствия тренерской лицензии главным де-юре Карпин все-таки стать не мог. И всегда сохранялась вероятность, что в случае фиаско его могут подменить люди из клуба - лицензии разных категорий были у помощников Сергея Родионова и Игоря Ледяхова. Кстати, благодаря ним, никаких проблем с регламентом у красно-белых не возникало, а что происходило на базе, как говорится, никого не волновало. К слову, ни один ни второй никогда не пытались Карпина подсидеть, а честно выполняли свою работу.
Но какие интересные события начались потом. Как только Карпин в конце 2009 года получил лицензию А, из клуба попросили Ледяхова и Гинтараса Стауче. Еще через год, когда у Валерия Георгиевича появилась долгожданная Pro, он убрал из тренерского штаба Родионова, отправив того на должность президента футбольной академии. В начале сезона-2011, как известно, из «Спартака» уволили последнего профессионала тренерского цеха – Бориса Позднякова.
Таким образом, когда Карпин весной этого года подавал свое знаменитое заявление об уходе, Федун не мог его подписать по одной простой причине – в «Спартаке» не осталось никого, кто мог хотя бы временно возглавить команду и стать и.о. Таким образом, «временным поверенным» стал сам Карпин. Поисками нового главного тренера занимался он же – генеральный директор. Все замыкалось на одном человеке. Вот она, вертикаль власти!
Нельзя не признать – Карпин прекрасный управленец-системщик. Можно даже сказать – первоклассный аппаратчик, каких немало есть в других, далеких от футбола структурах. Вот свеженький пример: когда появившийся в команде в качестве громоотвода Андрей Тихонов потихоньку обрел уверенность, стал раздавать интервью, в которых несколько раз заявил о тренерских амбициях, Карпин вернул в команду Ледяхова. Противовесом?
Что и говорить, любопытные события разворачиваются в последние годы в «Спартаке». И дальше будет только интереснее.
Это не свеженький пример, это свеженькие фекалии изо рта. Извините.
Даже САФ и Венгер сами не занимаются тренировками, для этого есть вторые и третьи тренера. И вобщем-то такое разделение правильное.
Он селекционер. А его назначение в Спартак такой же непродуманный и авнтюрный шаг, как почти вся деятельность Карпина.