Плюс 90
После мощного интервью Георгия Черданцева, опубликованного на Sports.ru на прошлой неделе, желание посмотреть упомянутый в нем новый проект «90+» возникло практически сразу же. Из линейки аналитических программ НТВ-Плюс передача «90 минут» последние два сезона если не сильно сдавала, то существенно теряла свои позиции. Отчасти этот процесс был связан и с объективными причинами – все-таки за 5 лет в эфире абсолютно любой программе свойственно «приедаться» зрителю, если это, конечно, не «Поле Чудес» или «Дом-2». Чувствовалась конкуренция и со стороны ВГТРК – с появлением, в первую очередь, проекта «Футбол.ru» на «Россия-2», подход к освещению нашего футбола у государственного канала стал куда более разноплановым. Ну и, наконец, сам Георгий обозначил необходимость что-то менять в свете вышеперечисленных причин и изъявил желание сделать свежий, максимально информационно-оперативный проект, по-прежнему по большей части посвященный РФПЛ.
Что же, дебютный выпуск «90+» получился просто роскошным, если не считать вынужденных технических шероховатостей вроде неправильного интерактивного вопроса или обрезанной картинки на включении Юрия Дудя и Дмитрия Хохлова (такие неполадки – пока главный и жирный минус проекта, но все-таки устранимый новыми попытками). Честно признаюсь, мои ощущения от просмотра по эмоциям граничили с первым выездом за границу и первой остановке в иностранном туалете. Так же все чисто, аккуратно и красиво. Это не пустые слова – кто уже ознакомился, поймет, о чем идет речь. Словом, вышло весьма по-европейски. А что самое главное – абсолютно пропало желание лицезреть аналитику ВГТРК. В сравнении даже с «пилотной» программой «90+» она проигрывает по всем статьям. И дело вовсе не в формате или каких-то других, сугубо внешних факторах, различиях. Главный критерий – уровень разговора о футболе. В «90+» он на порядок выше. Впрочем, действительно, обо всем по порядку.
Формат
Все в той же беседе Георгий делился своими соображениями относительно попыток Игоря Порошина сделать качественный аналог итальянского ток-шоу о футболе в России, естественно, с поправкой на местные реалии. Я полностью согласен с ним в том, что провокационная или, уместнее сказать, развлекательная составляющая, что в Италии, что у нас должна быть вторична. Нельзя о чем-либо иронизировать, целиком и полностью не проникнувшись в суть происходящего. Как следствие, несмотря на заявленный изначально формат ток-шоу, Черданцев сделал ставку на старый проверенный «внутренний движок», придав ему косметической свежести. Таким образом, мы смогли увидеть этакий круглый (как в прямом, так и в переносном смысле) стол, гости которого обсуждают матчи, проблемы и варианты их возможного решения.
Что радует в новом формате – так это компактность расположения действующих лиц. В «90 минутах» упрямо создавалось ощущение, что ни гости, ни эксперты никак не могут «обжить» студийное пространство. Расстояние, возможно, служило дополнительным катализатором диспута, но а) иногда, тех участников беседы, которые включались без микрофона, было не слышно ни ведущему, ни, тем более, зрителям, что определенно создавало дискомфорт б) попытки пространство именно уменьшить неоднократно предпринимались, как в случаях дефицита гостей, так и по осознанной необходимости (они, прямо скажем, мало удались)
Теперь же шоу либо сменило прописку в Останкино, либо это просто полет дизайнерской и авторской мысли. Говоря языком футбола, это выбор правильной расстановки под конкретную задачу-соперника, которую необходимо решать.
Дизайн
Собственно, о цветовой гамме. Очень бы хотелось, чтобы когда-нибудь, в далекой-далекой галактике так выглядел весь наш футбол в целом: ярко, насыщенно, разнообразно. Сине-зеленое прошлое целиком и, надеюсь, бесповоротно уступает место сине-бело-голубому-розовому-желтому (и еще с оттенком всех этих цветов) будущему. Грамотно подобраны и оттеняющие элементы. В их роли, как ни странно, оказываются сами участники программы. Уверен, даже такому грамотному эксперту, как Андрей Талалаев, вход в студию в ярком костюме будет заказан.
Краски не должны всячески переливаться, а должны фокусировать внимание зрителя: поверхностно – на общей картине, частно – на главных действующих лицах. И придание этим лицам оттеняющих свойств в виде конкретного стиля одежды – просто прекрасный, явно хорошо продуманный ход. Он много где используется (ППХ), но, к сожалению, не всегда с успехом применяется (что-то там с Леонидом Парфеновым на «Первом»). Будем надеяться, что «90+» пополнит список приятных исключений.
Подача информации
Данный пункт немного связан и тем, о чем я упомянул в рассказе о формате. Крайне ограниченное студийное пространство априори не может подразумевать большое количество людей, участвующих в дискуссии. Даже пятерых человек, которые, скорее всего, в постоянном количестве будут составлять основу разговора, еще надо грамотно рассадить, расставить, учитывая при этом процессе их индивидуальные особенности. Все, кто тем или иным образом связаны с новостной журналистикой не понаслышке знают, что уже два ведущих – две разные подачи. Как правило, мягкая и жесткая.
Все аналитики дебютного выпуска были расположены грамотнейшим образом. Пользуясь своеобразной азбукой Морзе, слева направо: жесткий (Шмурнов), мягкий (Кирьяков), жесткий (Талалаев), мягкий (Акулинин), ведущий (Черданцев). Кстати, о роли ведущего в «90+» разговор отдельный. Как показала практика, Георгия теперь можно больше считать полноправным участником разговора, нежели какой-то самостоятельной единицей, «фильтрующей» все происходящее вокруг. Будет ли это в плюс – еще предстоит выяснить на дистанции, но слиться с коллегами и давно знакомыми экспертами можно куда органичнее и безболезненнее, чем с постоянно меняющимся составом. В общем, «будем посмотреть».
Немалая опасность – любое ток-шоу может достаточно быстро превратиться в «базар». «90+» вроде бы пока не может претендовать на подобную категорию в силу закрытия дискуссии картинкой с матчей и разбавлении её включениями, анализом судейства и прочими техническими новинками, некоторые из которых выглядят особенно круто. Впрочем, на передаче еще должен побывать обычно «чрезмерно жесткий» и неудержимый Алексей Андронов.
Новинки
Соглашусь – при подготовке программы был в чем-то использован успешный опыт ВГТРК. Но, во-первых, на «России 2» тоже заимствовали. Правда, с западных аналогов. А во-вторых, любой опыт еще надо уметь правильно использовать. В «90+» переняли манеру общения студии с корреспондентами после матчей в целях обеспечения оперативности сведений. С дополнительными усовершенствованиями: разные обстановки, отсутствие «сухого репортажа» и задавание вопросов по ходу, более мобильной (во всех смыслах) связи с корреспондентом. В довесок – тактический разбор центральных игр, программа в программе («Свисток»), фичи интернет-калибра. Вызов Романа Шаронова по Скайпу в позднее время выглядел особенно сильным ходом. Только спрашивали Шаронова не о всякой ерунде, как это делают в «Ударе головой», а непосредственно о футболе.
В мир, напичканный иксбоксами, айподами и айпэдами (с которым, судя по жестам, уже уверенно обращается ведущий Георгий Черданцев) программа «90+» вполне способна войти на безальтернативной основе. Что, безусловно, может привлечь еще и дополнительную аудиторию: новинки гармонично легли на базовую платформу.
Подытоживая, следует отметить, что выводов на "длинную" делать,конечно, пока не стоит. Программа «90+» способна превратиться как в своеобразный ПрожекторГеоргияЧерданцева, так и в новое, серьезное аналитическое действие с элементами шоу. Однако весомая заявка на успех, конечно, уже была сделана именно в минувшее воскресенье. Удачи проекту!
Другие темы в блоге:
почитайте форум нтв+ там все по полкам))
целая эпопия почему мне не нравиццо)))