3 причины, почему Кононов должен вернуться к 4-3-3
Массимо Каррера пытался решить игровые проблемы предыдущего сезона с помощью идеи Рауля Рианчо о переходе на схему 4-3-3. По совокупности нескольких спортивных и неспортивных факторов этот шаг был обречен на провал.
С приходом Олега Кононова представлялось, что «Спартак» продолжит дальше выступать по схеме 4-3-3. Однако эта расстановка была задвинута на антресоли шкафа. Новые 4-2-2-2, которые иногда трансформируются в 4-2-3-1, использовались во время артикризисного менеджмента и наигрывались на зимних сборах.
Тем не менее, прошедшая встреча против «Краснодара» показала, что Кононов может в ближайшее время провернуть трюк Станислава Черчесова перед домашним чемпионатом мира.
1) Понятная интерпретация
Так и осталось непонятным, чего хотели Каррера и Рианчо от 4-3-3. В интерпретации Риачно фланговые игроки были прикреплены к бровкам, что парализовало атакующий потенциал команды. Неясны были и функции центральных полузащитников.
Как известно, «Краснодар» при Кононове показывал стеночки и забегания, играя по схеме 4-3-3. Российский специалист придерживался интерпретации, которую используют Хосеп Гвардиола и Маурицио Сарри. Не секрет, что 4-3-3 подходят для стиля игры, основанного на владении мячом, инициативе в атаке, комбинационном футболе и высоком прессинге. А именно на таких принципах строит новый «Спартак» Кононов.
В упомянутой интерпретации хорошо известны и понятны позиции футболистов. В центре полузащиты обычно играют чистый опорник, box-to-box и оттянутый вглубь плеймейкер. Крайние защитники выполняют де-факто роль латералей, действуя по всей бровке. Фланговые игроки атаки при развитии наступления так или иначе смещаются в центр, нагружая штрафную соперника.
2) Появление Аяза Гулиева в составе
Рауль Рианчо акцентривал внимание на том, что с помощью перехода 4-3-3 была предпринята попытка избавиться от проблем в центре. Но их стало только больше. Одной из причин тому можно назвать отсутствие футболистов центра поля с необходимым функционалом. Добавим к этому ещё то, что работоспособный Роман Зобнин действовал почему-то впереди.
Возвращение Аяза Гулиева внесло не только конкуренцию, но и наличие в обойме добротного центрального полузащитника. Главной дилеммой является то, как распределить обязанности чистого опорника и box-to-box между Зобниным и Гулиевым.
Роман показывает большой объем работы. И именно на это рассчитывает Кононов, ставя его на позицию цемента в центре поля. Но его заметным недостатком является отсутвие мощного и точного удара и обостряющего паса. Аяз же обладает и тем, и другим качеством. Благодаря чему может рассматриваться как футболист этих двух позиций.
В свою очередь, Зобнин и Гулиев позволят Фернандо сконцентрироваться на созидательных действиях. Как бы не было печально, но из бразильца не получился новый Бускетс или Канте. Может быть, получится новый Иньеста.
3) Сбалансированность и компактность
Схема 4-2-2-2 позволяет практически полностью реализовывать атакующий потенциал «Спартака». Но это приводит позиционным ошибкам и разрыву между линий. Самый яркий пример — череда ошибок, которая привела к голу «Краснодара».
Проще говоря, речь идёт о сбалансированности и компактности. И если против слабых команд ее отсутствие ещё как-то может быть компенсировано мастерством атакующих футболистов. То в случае матчей против команд первой пятерки РПЛ и в еврокубковых встречах это не приведет к положительному результату.
Оптимальный состав «Спартака» при расстановке 4-3-3
Фото: ФК "Спартак" Москва