3 мин.

Футбольная тв-аудитория

 Относительно недавно я писал о социологическом опросе Зенита, в котором победил Зенит (став самой популярной командой в России). Сегодня еще одно, на мой взгляд, противоречивое исследование. Провело его аналитическое агентство Спорт как бизнес. К слову, сайт этого агентства последний раз обновлялся в 2010 году.

Посвящено исследование потенциальному охвату отечественной аудитории при трансляции спортивных турниров. Отбросив все виды спорта кроме футбола, получаем следующее:

Финальные турниры ЧМ и ЧЕ – 47 млн чел.  Отборочные турниры ЧМ и ЧЕ – 21 млн чел. Премьер-Лига – 10,5 млн чел.  Лига чемпионов – 19,5 млн чел. Лига Европы – 10 млн чел. (0%) Национальные европейские чемпионаты – 3,5 млн чел. Национальные чемпионаты Южной Америки – 0,75 млн чел.  Фактически это значит, что в нашей стране Лигу чемпионов хотели бы посмотреть по телевизору 19,5 миллионов человек, то есть, если очень грубо - то все население Москвы.

Кстати, к потенциальной ТВ-аудитории авторы исследования относят жителей РФ старше 10 лет, которые "будут (заранее планируют) регулярно, время от времени или выборочно смотреть по ТВ или через интернет-трансляции соответствующих спортивных турниров при условии наличия в местах проживания общедоступного телесигнала (для тех, кто предпочитает web-трансляции — высокоскоростного Интернета)". 

Обратите внимание, что кроме ТВ-рынка упоминаются интернет-трансляции, правда ничего не сказано об их легальности.

Разумеется, методика исследования не раскрывается, отстается довольствоваться фразой "количественные оценки основаны на комплексном анализе разноаспектных данных мониторинга активности и предпочтений болельщиков РФ в 2002-2011". Что подразумевается под "мониторингом" можно только гадать.

Первый вариант - опрос. Тогда нужно знать кто попал в выборку и сколько всего человек опросили.

Второй вариант - замер телерейтингов. Сбор информации о просмотре тех или иных передач производится двумя способами: с помощью так называемых "дневников" или специальных приборов "ТВ-метров" или "пиплметров". Дневник представляет собой таблицу, в которой по вертикали представлены телевизионные каналы, а по горизонтали - суточное время разбитое на 15-минутные промежутки. Такой дневник разадется по квартирам с тем, чтобы каждый член семьи отмечал, какой канал и в какое время он смотрит. Работа ТВ-метров подробно описана на сайте одной известной компании, которая занимается исследованиями аудитории СМИ: исследование проводится с использованием специальных приборов – пиплметров, которые устанавливаются в домохозяйствах панельной выборки. «Панельной выборкой» или «панелью» принято называть выборку, в которую респонденты отбираются для продолжительного участия в исследовании, при условии, что они будут соответствовать заданным целями исследования требованиям. Репрезентативность выборки обеспечивается за счет специальной системы контроля соответствия панели набору характеристик (как индивидуальных, так и домохозяйства в целом).

В течение суток пиплметр автоматически с точностью до секунды фиксирует все переключения телевизора на каждый из телеканалов, а также время, в течение которого осуществлялся просмотр. Эта информация регистрируется для каждого члена семьи отдельно. К пиплметру прилагается специальный пульт, на котором за каждым респондентом закреплена своя кнопка. При нахождении в комнате с включенным ТВ, респондент нажимает свою кнопку, и таким образом мы получаем все необходимые социально-демографические характеристики того члена семьи, который смотрит телевизор. После того, как респондент зарегистрировался, пиплметр автоматически записывает все произведенные им переключения. На протяжении дня пиплметр собирает всю информацию о телесмотрении и хранит ее в памяти до связи с центром обработки данных.

Лично у меня нет ни одного знакомого, который хотя бы раз принял участие в таком опросе и уж тем более счастливых обладателей пиплметров. Кто-нибудь с этим сталкивался? Мне почему-то кажется, что все это чистой воды профанация и лишний повод содрать побольше денег за рекламу.

Но это хотя бы какое-то объяснение. В нашем же исследовании цифры преподносятся просто как данность. Вот смотрит Лигу Европы 10 млн. человек и все тут!

Кому интересно, полный текст исследования тут.