«Спартак» пока не играет так, как хочет Кононов. Но «Краснодар» этим не воспользовался
Разбираем первый большой матч весны в РПЛ.
1. Кононов ожидаемо выбрал 4-4-2 – эту схему «Спартак» активно наигрывал в контрольных матчах. Сомнения были только по правому полузащитнику: на этой позиции могли сыграть и Гулиев, и Ломовицкий. Кононов выпустил Гулиева в центре, а справа оказался Ломовицкий. Мусаев удивил, впервые выпустив Шапи в основе: раньше форвард, чей реальный возраст обсуждали всю неделю, выходил только на замену (говорят, отсутствие Игнатьева связано с переговорами о контракте, но тренер это опроверг). Шапи расположился справа в атаке, а Вандерсон занял позицию левого вингера.
Возможно, эти изменения связаны с ротацией: уже в середине недели «Краснодар» играет с «Валенсией». У команды Мусаева непростой календарь: на отрезке от ответного матча с «Байером» до следующего тура РПЛ (игра 19-го тура против «Оренбурга») команда проведет 5 игр за 18 дней. Много даже по европейским меркам.
2. Матч условно можно разделить на несколько отрезков: первые 20 минут, когда инициативой владел «Спартак»; отрезок с 20-й по примерно 70-ю минуту, когда ход игры контролировал «Краснодар», и последние 20 минут, когда и те, и другие поочередно проваливались и позволяли сопернику слишком многое.
До двадцатой минуты «Спартак» действительно был лучше: чаще владел мячом (54% на 46% – для «Краснодара» такое соотношение редко даже в гостевых матчах), высоко прессинговал и практически не позволял сопернику создать что-то с игры или после прессинга. Важная роль здесь отводилась Зобнину: за первые минуты он отнял мяч в центре три раза и еще дважды перехватил. Перевес команды Кононова на старте отмечал и Мусаев: «В целом мы увидели яркий матч. Обе команды играли смело, шли в атаку. Считаю, что в первые 20 минут мы не справились с давлением, которое оказывал «Спартак». Были ошибки, проиграли много подборов, в середине поля выглядели не так хорошо. Когда этот момент устранили, то забрали контроль над мячом, стали создавать моменты, отыгрались».
3. Несмотря на очевидный перевес, «Спартак» сначала ничего не создал с игры. Лучший (и единственный) удар пришел не из-за позиционной игры, а после длинного паса Айртона на Зе Луиша со своей половины. Важный момент: еще в ноябре-декабре все говорили, что стиль Кононова подразумевает отказ от подобных передач. Гулиев отмечал, что стиль Кононова – это короткий и средний пас: «В академии я привык играть в подобном стиле. Прессинг после потери, контроль мяча, короткий и средний пас. Это одна из вещей, почему мне легче было решиться на возвращение. Я очень люблю такой стиль, вырос на этом».
Пока стиль Кононова не принес «Спартаку» результата. Но что-то хорошее все-таки есть.
4. Да, «Спартак» не до конца перестроился на атакующий футбол, основанный на владении. Моменты с игры даются с огромным трудом. Зато команда не растеряла умение контратаковать. До этого тура «Спартак» лидировал по количеству голов, забитых после контратак. Первый пункт подтверждают слова Кононова после матча: «Требования в атаке, которые нам нужны в плане сыгранности, сейчас не такие, как нам хотелось бы. Это первая игра, эмоции, где-то они захлестывали. Давление есть, игроки чувствуют это. Желания было больше, чем разума».
5. Дальнейшее преимущество «Краснодара», вероятнее всего, связано с планом Олега Кононова на игру. Тренер «Спартака» применил высокий персональный прессинг в финальной трети – это маскировало проблемы при игре с мячом, но такая агрессия быстро и сильно выматывает. Спустя 20 минут у игроков «Спартака» не было сил поддерживать уровень давления на соперника – и здесь включился «Краснодар». Итог – гол, преимущество по ударам (6 против 3), владению и почти всем ключевым метрикам во второй половине первого тайма.
Игру изменил выход Мелкадзе вместо Адриано в середине второго тайма: «Спартак» снова начал высоко прессинговать, но из-за этого оставлял много открытых зон. Поскольку крайние защитники во время прессинга поднимались высоко, игроки «Краснодара» (в первую очередь Ари, Вандерсон и Классон) успешно открывались и использовали свободное пространство. В гол это не вылилось, но контратаки выходили эффектными: в некоторых эпизодах «Спартак» действительно мог и должен был пропускать (например, на последних минутах после удара Петрова спасла только перекладина).
6. Во втором тайме «Спартак» пытался давить через левый край. Изоляции 1-в-1 позволяли «Спартаку» выигрывать много пространства в случае, если дриблинг атакующего игрока был удачным. Высокая позиция Шапи (а потом и Вандерсона) только усугубляла проблему: Петров часто оборонялся 1-в-1 против кого-то из крайних игроков «Спартака». Об этом свидетельствует не только статистика (7 удачных обводок у Ханни с Айртоном на двоих во втором тайме), но и в целом карта обводок «Спартака»:
В основном дриблинг игроков «Спартака» был сосредоточен на левом фланге атаки.
Подобный перекос не привел к голу, но этот момент однозначно станет ключевым для будущих соперников «Спартака»: Айртон провел действительно качественный матч и заслуживает особого внимания соперников.
7. Очень хочется отметить Маурисио Перейру. Уругваец забил первый гол в чемпионате-2018/19 и в целом в очередной раз выглядел лучшим игроком команды. В зонах, которые возникали из-за высокого прессинга «Спартака» во втором тайме, раз за разом открывался именно Перейра. Обычно его вклад сложно оценить из-за феномена статистики: часто он делает то, что статистика отметить не способна. В матче со «Спартаком» игру Перейры оценить легко: гол и лидерство по передачам в финальную треть.
Летом «Краснодару» будет очень трудно его полноценно заменить. Чтобы восхититься уровнем Перейры, осталось двенадцать туров и еще как минимум две игры в Лиге Европы.
8. Кононов и Мусаев вряд ли могут быть довольны качеством игры: 37 ударов на двоих в весеннем матче РПЛ – это демонстрация не только классной атакующей игры, но и среднего качества обороны. Защита допускала слишком много моментов, а атака не смогла реализовать эту слабость соперника. Результат справедлив, об этом свидетельствуют и ожидаемые голы (0.94 против 0.91), и статистика ударов (19 против 18). И «Спартаку», и «Краснодару» нужно сильно прибавить.
В таких условиях лучше всех себя чувствует «Зенит»: обыграв «Урал», питерцы оторвались от «Краснодара» уже на три очка.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Владимир Песня; Gettyimages.ru/Epsilon
По ударам примерное равенство, но качество ударов было на стороне Краснодара. Темп лучше поддерживал Спартак, особенно в концовке, но бегали они как курицы без головы. Краснодар контратаковал на классе.
Футбол Кононова, ну-ну. По факту - домашний отскок с хорошей командой, которую при Каррере уделывали всухую.
Мне все равно, кто рулит: Каррера, Пилипчук, Аленичев, Кононов, но если ты говоришь об атакующем футболе, то не ставь 7 защитников, если говоришь о комбинационном, то должны быть комбинации, а не удары из-за штрафной.
Вы либо крестик снимите, либо трусы наденьте. Карреру за то и полюбили, что он ничего не обещал кроме того, что команда будет стараться победить. А все остальные только и делают, что льют в уши елей без какого-либо результата.
Я сразу не поверил Кононову по одной причине: если ты обещаешь техничный комбинационный футбол, то Глушаков - один из первых кандидатов на выход.