6 мин.

Из рук в руки

 Сданный осенью 41-го Ростов зимой был освобожден, снова сдан и, в конце концов, возвращен. Вот так и нынче… 

Логично было ожидать, что поймав в предыдущем матче все время ускользавшую от них мелодию игры, армейцы попытаются затвердить и развить ее в игре с соперником, который по всем статьям чемпиону Франции уступает. Судя по серьезным лицам игроков, они на что-то в этом духе настраивались. В то же время, не менее логично было думать, что такие системные хвори, как та, что поразила нашу команду, за одну ночь не лечатся, и от зловредных ростовчан, которые прямо-таки специализируются на подкладывании нам свиней, можно было ожидать очередных неприятностей. Соответственно, с самыми серьезными лицами и настроем на борьбу, армейцы начали матч в своем ставшем уже привычном стиле – будто не проснувшись окончательно, и отдали первый отрезок вместо того, чтобы сразу поставить аутсайдера на место. А непоставленный своевременно на место аутсайдер сделал свою дежурную пакость – забил гол. Тут все логично и нелогично одновременно: фол Шембераса ничем не диктовался, но то, что совершил его именно он – закономерно. То, что мяч влетел в сетку ворот Габулова – логично, потому что стенка рассыпалась из-за характерной для наших в последнее время недисциплинированности, но совершенно не вытекало из реальной ситуации на поле и соотношения сил.

Дальше, логично, наши полезли квитаться и, по крайней мере внешне, преуспели, поскольку с 10-й по 30-ю минуту ростовчан с их половины поля особо не выпускали и висели на воротах, но довести хоть одну атаку до логического завершения не смогли, как не смогли и создать чего-то сверхопасного – претендовать на звание голевого может момент с ударом Думбия головой выше перекладины и, с оговорками, проход Вагнера. Потом напор иссяк, и ростовчане снова подняли головы и стали пробовать армейскую оборону на зуб. Почему у них это получалось довольно опасно? Да потому, что они, как и все в Премьер-лиге, прекрасно знают слабость армейской обороны – неспособность уследить за быстрыми перемещениями атакующих игроков соперника. Удивительное дело, у посредственной командочки нашлось достаточно мастерства для быстрой игры в пас против армейцев, которые, вроде бы, пытались достаточно высоко прессинговать, и достаточно ловко этот прессинг разбивали. Не менее поразительно то, что у армейцев точно такой же фокус получался намного хуже – пасы оказывались неточными уже на втором, максимум, третьем такте. У главного специалиста по этой части – Дзагоева – дело не пошло, да и негоже всю конструктивную работу сваливать на одного. Вагнер же, который своим отходом в глубину в Лилле усилил конструктив, на этот раз перетруждаться не пожелал.

Объяснение слабости комбинационной игры у армейцев никак не может лежать в низком уровне техники – он у наших заведомо не хуже, чем у ростовчан, дело, вероятно, в отсутствии практики, наигранности, автоматизме взаимодействий. Ставка на индивидуальное мастерство Вагнера и Думбия играет с нами злую шутку – атаки привычно начинаются их длинными проходами «на технике», а быстрый розыгрыш не в чести, да и на тренировках, похоже, не слишком отрабатывается. Уже когда-то писал, но повторюсь: преимущество комбинационного продвижения состоит в том, что мяч ни у кого и ни на одном участке поля не задерживается, что не дает возможности обороняющимся определить направление главного удара и, соответственно, сконцентрировать там силы, напротив, при начале атаки индивидуальным проходом защитникам все становится ясно очень быстро, на технаря можно стянуть двух, трех, четырех, в которых он рано или поздно запутается и мяч потеряет (ростовчане дополняли эту тактику своевременным мелким фолом в середине поля – и атаку срывали в зародыше, и ахиллы Вагнеру тревожили). «Помощь» из глубины сводилась к навесам в ростовскую защиту, где их ждали гренадеры, с которыми нашим сильным, техничным, но не гигантского роста форвардам бороться было невозможно.

За счет того, что ростовчанам противостояла все-таки не команда водокачки, а у них самих страдали и последний пас, и завершающий удар, больше ничего существенного им добиться не удалось, но количество ударов по воротам Габулова в первом тайме ужасает. Надо отдать хозяевам должное – они завершали ударом подавляющее большинство своих атак, в отличие от армейцев, у которых до этого самого главного элемента атаки дело доходило редко. Ответный гол получился, когда хозяева сами лопухнулись на ровном месте очень похоже на то, как опростоволосились армейцы – элементарная небрежность Круглова, который до того забил армейцам этот несчастный штрафной на первых минутах, вне всякой логики игровой ситуации, и быстрота и точность поймавшего эту оплошность Думбия привели к равенству в счете в игре, инициатива в которой постоянно переходила из рук в руки.

Игра в Ростове должна была что-то внятное сказать о наших ближайших перспективах. Сказала ли? Скорее, нет, чем да. Вопрос о том, куда направлен вектор нашего движения, вставший после перерыва в ЧР, так стоять и остался. По сравнению с химкинской катастрофой можно усмотреть некоторый прогресс, но все условия, приведшие к оглушительному проигрышу Динамо, продолжают присутствовать в самом недвусмысленном виде. Исключение – это то, что физическая форма команды оказалась все-таки не так плоха, как казалась – второй матч подряд команда двигается довольно бодро, хотя под тяжестью отставания в счете это нелегко, и в Ростове под конец игры, как и в Лилле, армейцы выглядели свежее и упорнее соперников. На этом базисе предстоит доигрывать сезон, поскольку радикального усиления даже от «команды выздоравливающих» ждать трудно – дай бог, к ноябрю подтянутся наиболее перспективные с этой точки зрения Щенников и Гонсалес, но и их боязно будет бросать в бой на обледенелые поля с риском немедленно усугубить прежнюю травму или заработать новую из-за недостаточной физической готовности. А что у нас есть еще в загашнике?

Да ничего! Необстрелянные и не божественно талантливые дублеры. И все же, «когда нет гербовой – пишут на простой», и предстоящий матч на своем поле с Волгой, которую к грандам и даже надежным середнякам не отнесешь, просто идеальный полигон для испытания молодых – чтобы дать им себя попробовать во взрослом футболе и окончательно решить вопрос, можно ли на них рассчитывать хоть в какой-то степени – определенность всегда лучше неясности. Поэтому команде ОБЯЗАТЕЛЬНО следует приналечь на соперников, быстро забить пару-тройку голов и выпустить Сердерова, Федотова и Васильева минимум на 15-20 минут, при этом обязательное условие: до игроков основного состава должно быть доведено в самой жесткой и недвусмысленной форме, что в этом случае НЕЛЬЗЯ до конца игры околачивать груши и тянуть время, а, напротив, следует играть с максимальной интенсивностью, нагружая дебютантов по полной программе. А то сколько раз мы видели, как выходит на поле на последние минуты при выигрышном счете Феррейра или тот же Салугин, а на поле уже никому ничего не нужно, народ вяло отпихивает мячик от себя, и никому даже в голову не приходит, что вырвавшемуся на поле дебютанту они портят редчайшую возможность себя проявить. Сейчас, когда силы команды предельно ограничены такого подхода допускать нельзя и карать за него надо вплоть до лишения квартальной премии и путевок в Ялту. А вдруг сработает?! Вдруг пацаны, которые в дубле нисколько не казались новыми Платини и Пеле вдруг прочувствуют величие подвернувшегося шанса совершить подвиг, вдруг он у них запланирован на 19.15… Когда-то же надо рисковать и пробовать освежать игру, не противиться неизбежному – обновлению команды, которое настоятельно требуется в ближайшее время – и лучше, чтобы нынешние столпы сами передали свои знания из рук в руки, из головы – в голову, от сердца – к сердцу, чтобы новым не надо было начинать на пустом месте.

По поводу лидерства в ЧР можно уже не переживать – после долгих мучений оно от нас ушло, теперь стоит всерьез подумать о том, чтобы достойно пережить трудные времена и выйти из них с минимальными потерями, чтобы, даст бог, по весне забрать свое законное… На это силы, надеюсь, найдутся…