5 мин.

До свидания, наш ласковый Тиша!

Прощальный матч Андрея Тихонова. Паспорт для Тихонова, то есть дата рождения, – как проклятье, как пятый пункт в анкете. Так и тянет пошутить: сделай пластическую операцию, смени имя – и бегай себе до пятидесяти, как Стэнли Мэтьюз. Англичанин, кстати, «Золотой мяч» лучшему игроку Европы получил в сорок один год… 

«Наконец-то сяду на скамейку»

На пресс-конференции после апрельской игры Тихонова с «Краснодаром» Карпин скажет про Андрея: «Он еще не раз попрощается». Вот и мне перед матчем с «Крыльями» подумалось: а прощальный ли? Чтобы не гадать, набираю знакомый номер (мы тысячу лет на «ты»)…

– Есть вероятность, что это все-таки не совсем прощальный матч и ты еще поиграешь?

– Нет! После этого матча меня отзаявят, и я смогу наконец-то на скамейке среди тренеров, а не с трибуны смотреть футбол. В октябре у меня уже учеба в ВШТ.

– Не было людей, кто после «Краснодара» сказал бы: старина, ты в порядке, надо продолжать!

– Нет, меня не для того брали в «Спартак», чтобы я играл в футбол. Здесь для этого есть еще 24 человека.

– Так, значит, когда ты возвращался в «Спартак», прощальный матч был уже запланирован?

– Я шел в «Спартак» не игроком, а помощником тренера. Но в начале года мы с Карпиным решили, что будет прощальный матч, и не какой-нибудь товарищеский, а именно в чемпионате – официальный. Какой именно, конечно, не загадывали. Ждали момента.

Момента дождались – лучше не придумаешь. Во-первых, Самаре Андрей отдал пять лет жизни, во-вторых, «Крылышки» сейчас не тот соперник, чтобы испортить праздник «ветерану». Кстати, что тут первое, а что второе – вопрос…

«Без пива потерплю»

– Вот отыграешь прощальный матч, в твоей жизни что-нибудь изменится?

– Ничего не изменится. Буду делать то же, что делал.

– С «Краснодаром» ты прилично смотрелся, видно, что держишь себя в форме…

– Моя работа – помогать тренерскому штабу. Когда надо, участвую в упражнениях. Если не хватает человека для «квадрата», присоединяюсь. Но перед матчем с «Краснодаром» я две недели тренировался в общей группе. И перед «Крыльями» две недели бегал с командой. После тренировок работал самостоятельно. Если силы оставались…

– Оставались?

– Оставались…

– Скорость с возрастом уменьшается, но вот выносливость…

– Да какая выносливость, если человек полгода не тренируется с командой!

– Две недели – не случайно выбрал именно такой срок подготовки?

– Я знаю свой организм, знаю, сколько надо нагрузки, чтобы отыграть, скажем, 45 минут.

– На пресс-конференции ты говорил про лишние килограммы, про пиво, которое временно не пьешь… Это была шутка?

– Лишних килограммов у меня нет, а пиво я действительно уже две недели себе не позволяю. Но не потому, что от кружки возникнет лишний вес… Если готовлюсь, надо потерпеть.

– Будешь участвовать в ветеранских матчах?

– При занятости в «Спартаке» не думаю, что у меня будет время для выезда на ветеранские турниры. Хотя если пригласят сыграть поблизости – почему бы нет?

– На той же пресс-конференции ты про себя сказал: «Спокоен, как удав». Никакого мандража?

– Сейчас можно говорить что угодно – посмотрим в день игры. У меня и раньше бывало: за два дня до матча все отлично, а в день игры – и тяжесть в ногах, и то, и это. Бывает, конечно, и наоборот.

– Чего тебе и желаю!

Спокоен, как удав

Решение Карпина: Тихонов в основе (был вариант – выйдет во втором тайме), тренируется в десятке основных.

«Тихонов Андре-е-ей!» – затягивают классику, растягивая последний слог, трибуны.

– Давайте дружно проводим Андрея Тихонова на тренерскую работу, – предлагает диктор, как будто включая трибуны на полную громкость. Навожу бинокль на юбиляра: спокоен, как удав… На табло – нарезка голов Тихонова. 11 штук – один удивительнее другого: 11‑й номер лупит с нулевых углов, мячи влетают под и над вратарями, рикошетом от вратарской спины…

«Спасибо, капитан! Удачи, тренер!» Где же остальной перформанс? Во всю фанатскую трибуну фамилия «Тихонов» выложена белыми шариками. Кажется, сейчас вся эта красота улетит в московское небо. Однако трибуны предпочитают нестандартный ход: шары… лопаются, произведя пулеметную дробь.

В порядке!

Тихонов начинает на своем привычном месте – слева в полузащите, но вскоре выясняется, что он скорее нападающий. Постоянно поднимает руку, требует пас. Наконец получает мяч, бросает в прорыв Эменике – передача в центр штрафной, Де Зеув стреляет в упор – 1:0. Снова – только вперед! Видно, Андрей Валерьевич всерьез решил забить сам. Но, похоже, партнеры не сразу соображают: капитан-то в порядке! Фирменный удар – низом в ближний угол – мимо. Навес через всю штрафную площадь, прямо на ногу Макгиди – тот мажет.

«Капитан навсегда, продолжение следует!» – вывешивают фанаты баннер.

А вот и «продолжение» от Тихонова: прострел от лицевой – на этот раз Макгиди точен. «Андрей, спасибо за все!» – читаю на трибуне.

На 43‑й минуте после очередной атаки, запоротой партнером (Тихонов в сердцах бьет рука об руку), на бровке появляется Козлов, и помощник судьи поднимает табличку с номером 90. Тут оказывается, что трибунам еще есть куда добавлять децибелы. Под оглушительный хор секторов капитан передает повязку Диканю. Поцелуй от Кобелева, поцелуй от Карпина…

«Возвращайся 

В спартаковский дом…»

Героя чествуют в перерыве матча. Тихонов возвращается на поле с сыновьями Денисом и Мишей. «Спасибо, «Спартак»!» – раздается над стадионом его голос. – Спасибо, Самара!» «Крылышки» в ответ достают из загашника баннер: «До свидания, капитан! Здравствуй, тренер!». Василий Уткин объявляет караоке: читайте слова на табло. Под эту музыку Пахмутовой в 1980‑м в олимпийское небо над «Лужниками» улетел огромный медведь: «До свиданья, наш ласковый миша». Текст переиначен: вместо Миши – Тиша… И никуда его, оказывается, не прогоняют, наоборот: «Возвращайся в спартаковский дом».

Речь от Леонида Федуна, по дорожке проезжает подарочная БМВ, обвязанная красным бантиком (лента – метр шириной). Круг почета, ликование трибун… Игра закончена. Нет, конечно, еще тайм впереди, но такое ощущение, что матч лишился стержня, сдулся, как те белые шарики…

P.S. После игры звоню эксперту «ССФ» Александру Бубнову.

– Саш, как тебе статистика Тихонова за 43 минут игры: ТТД – 29, брак – 14%?

– Да в нашем футболе и молодые столько за тайм не набирают! Потом смотри КПД – передачи только вперед и почти с нулевым браком. Да Андрюхе только за один голевой пас пятерку с плюсом надо ставить!

Не рановато ли ушел, Андрей?