Трехлинейная Италия
Прошлогодний сезон на Апеннинах лишь обозначил новомодный тренд – к командам, применявшим схему с тремя оборонцами, можно было отнести лишь «Удинезе» и «Наполи». Однако успешное выступление этих клубов, по всей видимости, повлияло и на других участников чемпионата. Этим летом в итальянских газетах мелькали фамилии совершенно незвездных наставников, которых объединяет любовь к триангулированию в задней линии. Особенно усердствовал миланский «Интер»: президент клуба Массимо Моратти пытался последовательно привлечь трех известных специалистов, успешно эксплуатировавших схему с тремя защитниками. Марсело Бьелса и Фабио Капелло отвергли предложение босса «нерадзурри», а вот Джан Пьеро Гасперини дал согласие.
Хорошо забытое старое
Надо сказать, что Италия уже проходила через увлечение игрой в три защитника, причем совсем недавно – в конце девяностых и начале двухтысячных. Тогда большинство клубов Серии А практиковали игру в три защитника (в основном 3-4-1-2). Более того, в три защитника играла и национальная сборная: в 1998 году Чезаре Мальдини использовал на мундиале модель 3-5-2, а в 2000-м уже на чемпионате Европы Дино Дзофф применил схему 3-4-1-2. Однако мода оказалась скоротечной – постепенный спад популярности этой игровой модели многие связывают с победой «Милана» в Лиге чемпионов сезона 2002/2003. Тогда Карло Анчелотти сделал ставку в обороне на пару Неста – Мальдини, заложив таким образом первый камень в фундамент «Храма игры в четыре в линию», адепты которого составляют сейчас подавляющее большинство среди тренерского населения планеты.
Эпидемия
Несмотря на массовое увлечение «квадригами» на последнем рубеже обороны, в Италии все же оставались тренеры, которые вопреки моде гнули свою линию. Для Джан Пьеро Гасперини («Интер»), Франческо Гвидолина («Удинезе») и Вальтера Маццарри («Наполи») тройственные союзы стали своего рода визитной карточкой. Каждый из них упорно придерживался строго выбранного однажды модуля, делая ставку на игру с тремя центральными защитниками. Последний, надо сказать, не отходил от этой схемы ни в одной из команд, с которой ему доводилось работать («Ливорно», «Реджина», «Сампдория», «Наполи»), – независимо от обстоятельств. Показателен в этом смысле сезон 2006/2007, когда Маццари, начав его со своей «Реджиной» с гандикапом «–15» (последствия «кальчополи»), умудрился сохранить прописку в Серии А. В новом сезоне к троице выше-упомянутых тренеров присоединился Доменико Ди Карло («Кьево») – приверженец классического построения 4-4-2.
Новый призыв
Для Ди Карло желание привить своей команде стиль игры в три центральных – это своего рода тест на эклектизм. Он уже пробовал в прошлом сезоне наигрывать трех защитников в «Сампдории» после ухода Антонио Кассано в «Милан» и Джампаоло Паццини в «Интер». А вот желание коуча «Палермо» объясняется очень просто. Располагая такими центральными защитниками, как Эссекиель Муньос, Чезаре Бово и Андреа Мантовани (последний перешел в «Палермо» из «Кьево», и латералями итальянской сборной Маттиа Кассани и Федерико Бальцаретти, любой тренер перешел бы на игру в три защитника. А ведь есть еще и Альберто Малезани («Дженоа»), который долгое время делал упор на схемы 3-4-3 и 3-4-1-2. И выиграл, кстати, с «Пармой» Кубок УЕФА в 1999 году. Но в последние годы он отошел от игры в три центральных защитника и в прошлом сезоне, возглавляя «Болонью», придерживался построения 4-4-2. Однако, глядя на нынешний состав «Дженоа», нельзя исключить того, что в новом сезоне Малезани будет пытаться активно использовать фланги.
Почему именно три?
Основной причиной возрождения данной схемы можно считать «исчерпанность» атакующего потенциала всех построений с четырьмя защитниками. За последние десять лет нападающие резко сократили свой технический арсенал. Сейчас в мировом футболе превалируют форварды, работающие в штрафной площади, в ближнем бою. Однотипные атакующие алгоритмы породили странную ситуацию: основная нагрузка в атаке ложится на плечи полузащиты, которая, наоборот, расширила арсенал игровых приемов и гораздо сильнее влияет на атакующий потенциал команд, чем передняя линия. На этом фоне все чаще возникают разговоры о скором возрождении схемы с «либеро». Страховочные действия свободного защитника позволяют нивелировать недостатки игры на грани офсайда. Но перейти прямо сейчас от игры в линию к игре с последним защитником будет проблематично. Таким навыкам в академиях не учат уже давно, поэтому выросло уже не одно поколение футболистов, понятия не имеющих о функциях «либеро». Попытка итальянской тренерской школы перейти на игру в три защитника вполне может быть переходной фазой к последующей футбольной революции. И хотя многим тренерам придется столкнуться с нехваткой исполнителей под схему (тому же Гасперини, к примеру, надо будет решить эту проблему в «Интере», где Лусио, Самуэль, Кордоба и Киву, которым уже за 30 лет, не так быстры, как того хотелось бы), остается все же весьма высокой вероятность того, что нынешний чемпионат Италии породит новые тактические тренды в футболе.
А статья интересная, есть над чем задуматься. Плюсую :)