Продюсеры российского футбола
В середине 90-х футбольная сфера учиться получать финансовую поддержку, используя в качестве товара саму себя. Становится понятным, что количество аудитории, готовой смотреть футбол и отдавать за это деньги, увеличивается. Спортивный менеджмент, маркетинг уже расхожие привычные понятия. Начинается время спонсорства.
В 1995 году газета «Коммерсантъ» огласила название первого «продюсера» чемпионата России по футболу. Его титульным спонсором стала компания «Stimorol». Курировала данный проект американская компания IMG, которая стала сотрудничать с Россией два года до этого. IMG поставляла пакеты спортивных программ для НТВ. «Stimorol» впервые провела такую массовую рекламную компанию в России, которая обошлась ей в 9 млн. долл. "Коммерсантъ" также рассказала об условиях договора:
«Четыре месяца назад IMG начала работу над одним из самых масштабных проектов — маркетинговым обслуживанием чемпионата России по футболу. Впервые предпринятая попытка централизовать спонсорские поступления, не ограничивая при этом сами клубы, завершилась успехом — Российский футбольный союз, Профессиональная футбольная лига и IMG подписали соответствующий договор.
Что же представляет собой новая схема? Во-первых, спонсоры чемпионата разделены на три категории: титульный спонсор и две категории коспонсоров. Титульный спонсор — им стала Stimorol — за $9 млн получает: изображение торговой марки Stimorol на официальном логотипе чемпионата России, наибольшее количество рекламных щитов на всех матчах чемпионата, определенные льготы при телерекламе в матчах. И, наконец, игроки клубов будут носить нашивки Stimorol (предположительно на рукавах). Контракт со Stimorol заключен на три года и может быть продлен еще на два. Коспонсоры двух других категорий (всего планируется привлечь 5-6 спонсоров) получили похожие, но более скромные пакеты предложений.
Очевидно, футбольно-финансовая новация выгодна всем. И в первую очередь клубам: каждая команда в зависимости от места в итоговой таблице получит бонус (чемпион — около $0,5 млн), отчисления за участие в чемпионате и телетрансляциях. Кроме того, за клубами остается право самим искать "личных" спонсоров для размещения их логотипов на форме футболистов».
В 1998 году компания «Pepsi» становится титульным спонсором чемпионата России по футболу. В то время Pepsi открывает несколько заводов в России, в связи с этим запускает активную рекламную компанию, ориентированную на зрительскую массовость мероприятий. Футбол становится одним из них.
11 июля 2006 года новостной портал «Lenta.ru» опубликовал информацию о новом спонсоре российского футбола. Стоит отметить, что впервые им стала российская компания. Одна из самых крупных страховых компаний России «Росгосстрах» вложила в отечественный футбол 50 млн. долл. и стала его главным спонсором. Условия, которые разглашались, остались неизменными в сравнении с прошлыми спонсорами:
«Реклама «Росгосстраха» будет размещена на футболках игроков национальной сборной, на стадионах во время матчей российской команды и в трансляциях поединков, а также во время игр российской премьер-лиги. Кроме того, «Росгосстрах» войдет в официальное название чемпионата России по футболу».
Также «Росгосстрах» стал главным спонсором чемпионата России по футболу в 2015 году и по факту остается им до сих пор, так как чемпионат на официальном сайте все еще носит название компании.
20 марта 2018 года газета «Ведомости» опубликовала статью, посвященную прекращению спонсорства «Росгосстраха» чемпионата России. Компании было предложено продлить соглашение, на что последовал отказ.
«Росгосстрах» принял решение не продлевать контракт на титульное спонсорство чемпионата России по футболу – контракт истекает в июле нынешнего года, сообщил «Ведомостям» гендиректор страховщика Николаус Фрай. Страховщик, объяснил он, отказывается от спонсорства по двум причинам.
Во-первых, статус «Росгосстраха» изменился – акционером группы «Открытие», в которую компания входит, стал Центробанк, а значит, решения о ее расходах принимает фактически государство, продолжает Фрай: еще в прошлом году в страховой компании начался тотальный аудит всех расходных статей, в том числе спонсорских предложений.
Во-вторых, Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ) сама отказалась от института титульного спонсорства, уверяет Фрай.
Представитель РФПЛ заявил «Ведомостям», что у «Росгосстраха» было преимущественное право на продление договора о титульном спонсорстве, но страховщик им не воспользовался. Теперь, продолжает он, у РФПЛ будет новая спонсорская стратегия, в которой, возможно, титульного спонсора и коммерческого наименования вообще не будет. РФПЛ хотела бы продолжать сотрудничество с «Росгосстрахом», говорил в интервью ТАСС в ноябре прошлого года президент лиги Сергей Прядкин, этот вопрос РФПЛ даже обсуждала с новым собственником «Росгосстраха».
Интересно, как сложится самостоятельная жизнь РФПЛ без главенствующего спонсора далее и возможно ли финансово такое существование чемпионата.
Также спонсором чемпионата страны в сезонах 2011/2012 и 2014/2015 становилась еще одна крупная страховая группа – «СОГАЗ». Компания также являлась спонсором хоккейной лиги и некоторых отдельных футбольных команд страны.
Что касается трофея Кубка России, начиная с сезона 2017/2018, соревнования получили название «Олимп Кубок России», как указано на официальном сайте РФПЛ. Причиной этого стал договор РФС с одноименной букмекерской конторой, которая стала титульным спонсором первенства. Телеканал «Звезда» опубликовал эту новость:
«Российский футбольный союз переименовал футбольный турнир Кубок России по футболу из-за спонсорского соглашения, заключенного с букмекерской конторой «Олимп». Об этом говорится в релизе департамента по информационной политике РФС.
«В связи с тем, что с начала сезона 2017/18 букмекерская контора "Олимп" стала титульным спонсором Кубка России по футболу, обращаем ваше внимание на тот факт, что при упоминании в новостях и материалах СМИ необходимо использовать полное название турнира – Олимп Кубок России по футболу, – говорится в заявлении».