За год в АПЛ Обамеянг полностью изменился. Теперь он максимально разнообразен
Вадим Лукомский – о супернападающем «Арсенала».
Год назад три аспекта перехода Пьера-Эмерика Обамеянга вызывали опасения: 1) его не разместить в одной команде с Александром Ляказеттом; 2) он слишком зависит от скорости (и скоро ее потеряет); 3) он саботировал тренировки в «Боруссии» и может разрушить атмосферу в команде.
Даже в таком сценарии плюсы перевешивали минусы. Обамеянг действительно элитный нападающий: когда такой футболист оказывается на рынке, а у клуба достаточно денег, нельзя упускать возможность. «Арсенал» не упустил, а Пьер-Эмерик за год в Англии уничтожил все три главных опасения.
Ляказетт получает достаточно игрового времени и не стал меньше забивать. Сам Обамеянг развился так, что дает команде далеко не только скорость в атаке. Габонец обновляет тренировочные рекорды клуба – и сильно сдружился с Ляказеттом, Мхитаряном и Озилом (возможно, даже слишком).
За успехами Обамеянга в Лондоне стоит потрясающе глобальная для 29-летнего игрока эволюция. Изменились почти все аспекты его игры.
Теперь Обамеянг не просто нападающий штрафной
Дортмундская версия Обамеянга славилась невероятным уровнем движения внутри штрафной – именно поэтому он регулярно взрывал европейские топы по количеству острых ударов за матч. Достижения вдвойне впечатляли, учитывая далеко не самый мощный состав «Боруссии» относительно клубов других лидеров рейтинга.
Обратной стороной этих цифр была полная сосредоточенность только на этом – за пределами штрафной Обамеянг почти не приносил пользы. Арсен Венгер быстро распознал, что габонец способен на большее. «Он выбрал себе ориентиром Анри? Лучший бомбардир в истории «Арсенала» – хороший выбор. Обамеянг потрясающим образом открывается и обладает высокой скоростью. Это нужные качества. Его результативность на протяжении стольких лет тоже не случайность. Но Анри чаще опускался в зону мяча, больше участвовал в игре», – объяснял экс-тренер «Арсенала».
Подчеркнув эту разницу, Венгер мягко намекнул на главный недостаток Обамеянга. В «Арсенале» нападающий получил шанс от него избавиться. Алекс Ивоби рассказывал, что с первых же недель в команде Обамеянг был сильно вовлечен в подыгрыш партнерам. У него точно была свобода так играть. Постепенно Пьер-Эмерик открылся по-новому.
Раньше Обамеянг намного меньше участвовал в игре, пасовал реже и менее точно. Даже в «Боруссии»-2015/16, которая владела мячом 61%, он отдавал чуть меньше 19 передач за игру с точностью 69%. «Арсенал» меньше держит мяч (57,1%), но вовлеченность Обамеянга выросла (23,3 паса с точностью 76%).
Возросло не просто количество передач, но и их полезность. xGBuildup показывает остроту созданных моментов, в которых игрок поучаствовал лишь косвенно (без удара или паса под удар). Прогресс в этом отношении показывает, что Обамеянг не просто оттягивается глубже, чтобы вернуть мяч центральными защитникам и получить лишнюю передачу. Он действительно эффективно подыгрывает партнерам.
Лучший пример прогресса Обамеянга в игре в пас – голевая передача в дерби с «Тоттенхэмом»:
Это момент высочайшего качества – конечно же, габонец не отдает такие пасы в каждом матче. Но теперь у него больше возможностей для игры в опорной зоне.
В «Боруссии» он вообще не ассистировал передачами вразрез. Все моменты партнерам создавал либо через навес/прострел, либо через простой пас в более выгодную позицию внутри штрафной. Вот его самый разрезающий голевой пас за «Боруссию»:
Возникшая ситуация – следствие быстрой атаки, а не отхода в опорную зону. Даже такие эпизоды были редкими.
Сейчас Обамеянг двигается более разнообразно. Чаще умышленно опускается в опорную зону, а не просто оказывается там в динамике эпизода. Выросла и эффективность его игры в пас.
Реализация Обамеянга стала намного лучше
В 2018-м никто не забил больше Обамеянга, нанеся меньшее количество ударов.
Реализация Обамеянга всегда была на хорошем уровне в плане цифр, но более детальный анализ показывал странную картину: он прекрасно выбирает позиции для ударов, но реализует полученные шансы ниже среднего уровня. Играя нападающего в «Боруссии», Обамеянг бил больше и из более выгодных позиций, чем в «Арсенале». Именно количество моментов убойного качества вытаскивало его в топ бомбардиров:
Даже в самый результативный сезон-2016/17 Обамеянг забил чуть меньше ожидаемого уровня. В Германии габонец постоянно забивал ниже ожидаемого уровня. Он был уникален в плане открываний, поэтому получал шикарные моменты, но топ-игрок должен был выжимать из этих моментов больше (хотя бы в отдельные сезоны).
Для контекста: на 32 гола Мохамеда Салаха в прошлом сезоне понадобилось 25,14 xG. Это пример идеального стечения обстоятельств: хорошая реализация, доля удачи, постоянное наличие моментов. Обамеянг выдал сезон с 30+ голами не благодаря удаче и реализации, а вопреки. Томас Тухель открыто говорил о проблеме: «Он из тех нападающих, которым вредно много думать перед ударом. Когда он долго не трансформирует моменты в голы, ему становится психологически тяжело».
В «Арсенале» все поменялось. Теперь у Обамеянга меньше моментов, но благодаря реализации выше среднего уровня он сохранил прежнюю результативность. Это трудная для трактовки ситуация. Вообще, почти все доступные исследования показывают, что наличие хороших моментов важнее реализации для поддержания высокой результативности.
Но каждый случай требует индивидуальной оценки. Изменения в реализации Обамеянга сопровождаются явными изменениями в характере его голов. Лучше всего это прослеживается через голы дальними ударами:
Единственный гол дальним ударом в бундеслиге Обамеянг забил в первый сезон в «Боруссии». Потом надолго забыл о реализации ударов из-за штрафной. В АПЛ он уже забил два таких мяча. Похожая ситуация с мячами после угловых: в Англии уже 2 таких; за последние три с половиной года в Германии – 3.
Пока нет 100-процентной ясности, чего в этих мячах больше – удачи или внимания к деталям (прогресса в описанных аспектах). Ответ на вопрос важен для понимания того, получится ли сохранить нынешнюю реализацию на дистанции.
В обоих случаях контраст кажется слишком большим, чтобы просто списать это на удачу. Если мы принимаем это за истину, то кажется, что Обамеянг наконец решил дикие проблемы с реализацией. Если это так, то даже сокращения количества ударов ему не навредит.
Игра на фланге больше не проблема для Обамеянга
«Переход в центр атаки – поворотная точка моей карьеры. Это моя любимая роль. Она позволяет мне оказываться в лучшей позиции для завершения атаки. Игра на фланге – более энергозатратная. В центре же я всегда нахожусь в опасной зоне», – объяснял Обамеянг несколько лет назад.
Играть в центре было критически важным для Пьера-Эмерика. Теперь позиция не оказывает на Обамеянга такого влияния: «Конечно, предпочитаю играть в центре. Но я из тех, кто работает на команду. Если нужен на фланге, сыграю на фланге. Но предпочитаю начинать в центре».
Речь не только о психологической готовности сыграть на краю, но и об эффективности. В последние три с половиной года в бундеслиге Обамеянг забил всего 2 мяча в 9 играх, когда его по каким-то причинам выпускали на фланг. В «Арсенале» он начал 10 матчей на краю, забил 6 мячей.
Такая эффективность делает габонца более совместимым с Ляказеттом. В начале сезона Унаи Эмери категорически отказывался видеть в Обамеянге и Ляказетте связку: «У меня нет соблазна использовать их как связку нападающих. Нам нужны контроль и уверенное владение. Это достигается через правильное расположение на поле, нужно много игроков в центральной зоне. После того, как мы захватываем контроль, можно работать над атакующим и оборонительным балансом».
Ближе к концу осени Унаи начал экспериментировать с 4-4-2 ромб и 3-5-2. Возможно, это связано именно с постоянным прогрессом Обамеянга в розыгрыше и большей вовлеченностью в игру, чем изначально ожидал тренер. В любом случае теперь у Эмери куча вариантов размещения двух главных форвардов на поле.
«С самого начала говорил, что мы сыграемся. У нас разные стили и мы дополняем друг друга. И мы дружим вне поля – это делает совместную игру еще проще», – объяснял Ляказетт. В тактическом плане именно умение Обамеянга адаптироваться и сохранять эффективность (как с фланга, так и в паре) сделало совместную игру возможной.
Обамеянг больше обычного работает на команду
С момента перехода в центр атаки Обамеянг никогда не выдавал таких цифр, как в этом сезоне.
Отборы, возвращения мяча и возвращения мяча на чужой половине поля – все показатели заметно выше, чем в Германии. Даже в прессингующей «Боруссии» Тухеля Обамеянга освобождали от прямого участия в отборе (вероятно, для экономии сил). Его энергия была слишком важна.
В Англии против команд топ-6 соперники так закрываются, что необходимость в затяжных рывках меньше. Следствием преобразований стало то, что теперь Обамеянг тратит больше сил на работу без мяча. В системе Эмери это очень важно. По интенсивности прессинга (PPDA) «Арсенал» – лучший в АПЛ. Показатель характеризует именно готовность высоко прессинговать соперника, а не качество прессинга.
После дерби с «Тоттенхэмом» Эмери хвалил нападающего за участие в прессинге: «Обамеянг помогает команде не только голами, но прессингом защитников и даже борьбой в воздухе. Хочу сказать ему лишь одну фразу: «Не останавливайся».
Пьер-Эмерик не стал оборонительным монстром уровня Роберто Фирмино, прибавил лишь относительно скромных стандартов, но изменения ощутимые и важные для стиля Эмери.
Почему Обамеянг так изменился
Во-первых, его вынудили особенности лиги. «Мы играли против «Суонси» на выезде. Они вдесятером располагались в 25 метрах от своих ворот. Нигде в Европе больше так не играют. Поэтому сохранить результативность в премьер-лиге Обамеянгу будет труднее», – предупреждал Венгер.
Из-за разрыва между топ-6 и остальной лигой в Англии сформировалась особенно трусливая манера игры против грандов. Это сильно контрастирует с ультракомпактностью и смелостью команд бундеслиги. В Германии Обамеянг почти всегда находил пространство, если правильно открывался. В АПЛ с этим труднее – габонцу пришлось адаптироваться.
Во-вторых, роль Эмери в прогрессе кажется важной. Раньше лучший футбол Пьер-Эмерик показывал у Тухеля. «Думаю, мне было так комфортно с Тухелем, потому что он меня понимал, – вспоминал Обамеянг. – Он был немного психом. Мог придумать абсолютно новую тактику прямо во время матча. Мы спрашивали себя: как вообще это может сработать? А потом это работало».
Унаи очень здорово подстраивается под ход матчей. Один из его маневров с участием Обамеянга идеально подходит под описание. В матче с «Лестером» при счете 1:1 на 61-й минуте испанец выпустил Обамеянга вместо Штефана Лихтштайнера с переводом Джаки на левый фланг защиты. Обамеянг оформил дубль в первые 5 минут на поле.
Кажется, Пьер-Эмерик наслаждается детальными инструкциями и видит в работе с психами, помешанными на тактике, вызов.
Третий момент – лето без ЧМ и бешеная мотивация. Учитывая возраст и слишком явное желание уйти из «Дортмунда», Обамеянг рассматривал переезд в Лондон как последний большой трансфер в карьере. Клубом оказался «Арсенал», а не «Реал», но это совсем не ударило по желанию нападающего.
На предсезонке Обамеянг ожидаемо утвердился в статусе самого быстрого в команде, что еще круче – он установил клубные рекорды в большинстве тестов, нацеленных на проверку гибкости.
Интеллект – недооцененное качество Обамеянга. Именно умное движение в штрафной делало его прошлую версию одним из лучших форвардов мира. Именно это качество позволяет ему раз за разом адаптироваться к новым вызовам. Стиль АПЛ и кризисность нынешнего «Арсенала» создали ему все предпосылки для провала, но интеллект помог ему адаптироваться так, что все проблемы так и остались потенциальными.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: REUTERS/Eddie Keogh; globallookpress.com/imago/Revierfoto; REUTERS/Matthew Childs/Action Images; globallookpress.com/Matthew Impey/Xinhua; Gettyimages.ru/Clive Rose; globallookpress.com/Craig Mercer/imago/Sportimage
В топовости Обамеянга никто из адекватных людей не сомневается. Но у всех есть достоинства, недостатки, эволюция. Именно эти детали, изменения хотел показать.
Текст про Рэмзи другой: действительно считаю, что многие его недооценивают. Попытался показать в чем именно. Не знаю, насколько получились оба текста, но они разные по структуре своих тезисов.
Вы на родительском собрании будете его гнобить фразами в духе: "Да, да, мой ребенок - бог. Стивен Хокинг, Илон Маск - тикайте с городу! А наша семья до сих пор в *опе, а не в списке Форбс. Легенда!"
Так получается?