3 мин.

Почему «Зенит» не удержал Зобнина, Селихова и Облякова. Есть ли смысл возвращать Ригони и Полоза ?

Обозреватель bobsoccer.ru - о недостатках селекции «Зенита».

Для начала цитата экс-капитана «Зенита» Алексея Игонина:

«Под селекцией мы понимаем глубокую, тонкую работу соответствующих специалистов. Разглядеть потенциал Зобнина, который несколько лет назад почему-то не подошел «Зениту» - вот это селекция! А иметь возможности и авторитет на международном рынке, чтобы купить Халка – это немного другое. Приобретение Халка, Витселя, Гарая и других я бы не назвал серьезной, вдумчивой работой. Считаю, что за последнее время «Зенит» приобрел лишь трех игроков, которых сам довел до уровня сборной: Лунев, Ерохин, Кузяев. Если бы эти футболисты не появились в «Зените», был бы полнейший селекционный провал! Мы не уследили, не удержали, не воспитали, а лишь бряцали доспехами, пугая соперников Халком и Витселем».

Абсолютное попадание! Не уследили за Зобниным, работавшим на сборах молодежной команды, не удержали Селихова и Облякова, тренировавшихся в СШОР «Зенит» и «Смене» (сюда же можно добавить героя вчерашних дней Дмитрия Сычева, ставшего чемпионом нашего города в составе команды той же «Смены» 1983-го года рождения), не воспитали футболистов, которые могли бы помочь пережить болезненную смену поколений. Васин, Петров, Идову, Могилевец, Денисов по разным причинам не остались в городе на Неве. Вспомним убыточную продажу Бруно Алвеша, странную аренду Кежмана, фантасмагоричную историю Манолоса – и получим селекцию по-питерски. Вернее, ее оборотную сторону.

На мой взгляд, в современной России лишь два клуба ведут целенаправленную селекционную политику: ЦСКА (по средствам) и «Краснодар» (под игру). И те, и другие преуспевают – первые заново выстроенной командой обыгрывают «Реал», зарабатывают 21,55 миллиона евро призовых в Лиге чемпионов и получают солидные доходы от выручки билетов в «Лужниках», вторые, следуя футбольной идеологии Сергея Галицкого, берут Рамиреса, Классона, Вандерсона, Стоцкого и воспитывают Игнатьева и Сулейманова.

В пользу «Зенита» покупка и блестящая продажа Халка, Витселя и Гарая (браво, Максим Львович!), упомянутые Игониным приобретения Лунева, Кузяева и Ерохина. Добавлю Нобоа (двое последних пришли в «Зенит» на правах свободных агентов), Ивановича, Дриусси и Паредеса, хотя летом 2017 года аргентинского полузащитника приобрели за 23 миллиона евро, а сейчас transfermarkt.de оценивает его в двадцать миллионов.

На мой взгляд, главной проблемой «Зенита» является слабовыраженное перспективное мышление. В клубе за десять лет так и не очертили вектора развития кроме пресловутого попадания в ТОП-20 лучших клубов Европы. Нет системы ни в подготовке резерва, ни в стратегическом планировании. Как следствие – отсутствие преемственности по всем ключевым параметрам: тренер, кадры, игра. Шарахаясь из стороны в сторону, «Зенит» порой берет то, что, по меткому выражению Виталия Леонтьевича Мутко, плохо лежит. Отсюда результат. Точнее, его отсутствие за последние три года.

Не везло «Зениту» и на спортивных директоров. Зобнина забраковал Хенк ван Стее. Дитмар Байерсдорфер помимо укрепления российского костяка Шатовым, Смольниковым и Лодыгиным запомнился приобретением Родича. Оба напрочь игнорировали молодежь, о чем в кулуарных беседах мне говорили многие тренеры из структуры «Зенита». Некоторые воспитанники СШОР «Зенит», Академии и их родители содрогаются при упоминании Антона Евменова. Но это тема для отдельного разговора.

До возвращения Фурсенко управленческая структура «Зенита» была чрезвычайно сложна, руководители разных звеньев порой просто не могли оперативно решить насущные кадровые вопросы. Николас Ломбертс, например, находился в шаге от перехода в «Анжи» только потому, что его запросы по продлению контракта неделями оставались без ответа. Надеюсь на Хавьера Рибалту, хотя и его представлять в роли мессии бессмысленно: быть скаутом и руководить спортивным департаментом – две разные профессии. Рибалта, на мой взгляд, был обязан проявиться еще в летнее трансферное окно, однако взял паузу на погружение. Но сейчас самое время оценивать испанца по гамбургскому счету. Ваш выход, маэстро!

Часто слышал мнение, что летом 2017 года «Зенит» должен был вложить вырученные от продажи Халка и Витселя суммы в двух, трех футболистов высокого европейского класса, а не тратиться на Паредеса, Дриусси, Мамману, Ригони, Краневиттера, Кузяева и Терентьева. Теоретически да, но рядом с ними должны были играть семь, восемь футболистов сопоставимого уровня. Их не было, поскольку точка невозврата в «Зените» прошли в 2015-ом году, когда тогдашнее руководство клуба упустило момент для смены поколений.

Что получим зимой? Точно знаю, что «Зенит» сделает два, возможно, три приобретения. Речь об усилении флангов обороны и линии атаки. Не исключаю возвращение Ригони и Полоза и ухода Юрия Лодыгина. Клуб ждет возвращения Александра Кокорина и попробует переподписать Ивановича. Вряд ли продлят соглашение с Юрием Жирковым. Не люблю трансферную тему, но по возможности буду держать вас в курсе.