Блеф-клуб: что опять со «Спартаком»?
Старое руководство, новые перемены
Если рассматривать только чемпионат, то у Кононова неплохо получилось дорулить до конца календарного года. Памятуя о катастрофе, которую терпел «Спартак» минувшей осенью, промежуточный финиш в зоне Лиги Европы можно принять как компромисс.
Без учета матчей против «Вильярреала» и «Урала»
Правда, в сравнении с прошлым годом, когда команду тоже трясло в первой части сезона, динамика отрицательная.
Серьезные выводы о работе нового тренера будем делать после зимней паузы. Сейчас при Кононове:
Нравятся: позиционные и быстрые атаки. Местами получается очень круто (см.любой гол «Спартака» с игры). Модно хвалить Ханни, и алжирец вполне заслужил респекты. На пространстве и при смещении в центр он наконец-то демонстрирует свои лучшие качества. Однако особенно приятно смотреть, как напористо и полезно работают форварды, – Зе Луиш, Адриано. Этого очень не хватало в начале сезона.
Не нравятся: переходные фазы и контроль (его нет). Территория и владение мячом хоть и не самые главные, но важные факторы для доминирования. Здесь «Спартак» имеет в лучшем случае равенство с соперниками. Это плохо, потому что с нашими проблемами в обороне игра без мяча повышает вероятность и, главное, цену ошибки. В этом все матчи под руководством Кононова очень похожи друг на друга. Вырабатывается привычка нервничать перед каждой игрой.
В этой цитате типичный «Спартак» конца ноября – декабря 2018. Команде еще только предстоит обрести баланс. Пока приходится наблюдать торжество атакующего, но безрассудного футбола.
Кононов – это будущее, которое станет осязаемым в новом году, а большая часть потрясений нынешнего сезона связана с другими людьми.
Провал тактической революции
В прошлом сезоне Каррера пребывал в постоянном поиске лучшей игры. Во время первой волны кризиса (лето – осень 2017-го) он пытался перестроить команду на модуль с 3 ЦЗ – не помогло. Массимо вернулся к прежней схеме (4-2-3-1), чередуя ее с агрессивными 4-4-2. «Спартак» прилично разогнался на дистанции и примерно до середины апреля сохранял не математические, а вполне реальные шансы отстоять титул, а заодно выиграть Кубок России. Несколько поражений на финише – и все усилия пошли прахом. Тренер получил еще один шанс, но результаты сезона руководство признало неудовлетворительными.
Летом «Спартак» ждали серьезные перемены. На протяжении своей работы в Москве Каррера проявлял гибкость, не ограничивая себя одной тактической моделью и, в целом, был достаточно открыт ко всему нового, не боясь экспериментировать. Несмотря на статус чемпиона, итальянцу не хватало практического опыта в роли главного тренера, он видел недостатки в игре команды и искал помощи:
Главным идеологом перестройки оказался Рауль Рианчо. За недолгое время самостоятельной работы в России испанец успел стать мемом, но помимо околоспортивной белеберды он очень много говорил о тактике, практически в каждом флэш-интервью или послематчевой пресс-конференции рекламируя 4-3-3:
Действительно, 4-3-3 – атакующая схема, а «Спартаку» привычнее играть первым номером. Вроде все сходится, но ссылка на «крупнейшие клубы» все равно забавляет. Насколько готовы наши игроки воспринимать себя топами и являются ли они таковыми? Вариативность подразумевает универсальность. Для этого каждый исполнитель должен быть хорошо обученным исполнителем на пике. Только в этом случае идея по-настоящему воплотится в жизнь.
Рианчо сетовал на серьёзные проблемы в организации, из-за которых «Спартак» проваливался в обороне и по итогам сезона 17/18 пропустил очень много для команды из тройки призеров.
Данные по итогам 14 туров РПЛ сезона 18/19
На самом деле, все было не настолько ужасно. Ошибки красно-белых в защите компенсировались лучшей в лиге атакой. Это был наш козырь. На фоне смены тактического курса он исчез, а острота моментов у своих ворот (xGa) только возросла. Таким образом, всего за несколько месяцев команда из претендента на титул превратилась в крепкого середняка. В нашем случае это было дном, от которого можно лишь оттолкнуться, но не всплыть на поверхность.
Постоянная ротация
Один из самых стильных тренеров Европы и главный адепт 4-3-3 Маурицио Сарри прославился тем, что использовал в своем «Наполи» крепкую обойму из 14-15 человек. Работая с ограниченным набором исполнителей, итальянец смог достичь между ними едва ли не идеального взаимодействия, явив миру одну из самых ярких команд. Такой подход давал результат, но сыграл с партенопейцами злую шутку в концовке прошлого сезона, когда команде банально не хватило сил, и более свежий и мощный «Ювентус» спокойно забрал очередной скудетто.
Изменения в тренерском штабе красно-белых спровоцировали немало странных кадровых решений.
До появления Кононова стартовый состав «Спартака» в первой части сезона 18/19 не повторялся ни разу. Неужели таким образом можно обрести идентичность или построить сносную игру? В безумии Рианчо сомнений нет, но и Каррера, похоже, сильно увлекся экспериментами, потерял контроль над ситуацией, что повлияло на результат и послужило непосредственным поводом для его отставки.
А ведь поначалу все шло хорошо. В начале сезона от матча к матчу наблюдались лишь локальные перестановки – попеременно играли вингеры (Ташаев, Ломовицкий, Самедов) и центральные нападающие (Зе Луиш, Адриано). Настоящий калейдоскоп из замен начался осенью. Если не считать кубковый матч с «Черноморцем», когда отдых получили почти все, перестановки не касались лишь пяти полевых футболистов (Фернандо, Зобнин, Джикия, Боккетти, Рассказов) и вратаря Максименко. Ротация при игре на несколько фронтов – норма, и не должна приводить к катастрофе, но на фоне новой тактики и привыкания играть без одного из ключевых игроков последних лет (Куинси Промес) стало совсем тяжело. Тренерский штаб просто тасовал футболистов группы атаки, видимо, пытаясь найти оптимальное сочетание эмпирическим путем.
Если Каррера еще мог выпустить два раза подряд очень похожий состав (1-2 изменения), то Рианчо довел ситуацию до абсолюта. При нем постоянно выходили в старте только Зобнин, Кутепов, Максименко и Фернандо (когда был здоров). Рауль объяснял перемены какими-то внутренними причинами, собственными идеями, ссылками на соперника и т.д. Все это только вредило команде и так находящейся в периоде турбулентности.
Постаревший «Спартак»
Завоевания чемпионского титула – отличный плацдарм для дальнейшего развития и роста. У нас получилось, конечно, наоборот. Первое, что напрягло еще прошлым летом – отсутствие качественного усиления состава в преддверии Лиги Чемпионов. Игроки в аренду, ноунеймы или переоцененная молодежь. После крайне продуктивной работы на трансферном рынке в в период с лета 2015-го до зимы 2017-го, когда за несколько «окон» по сути была собрана чемпионская команда, «Спартак» не угадал ни с одним игроком, за исключением Жиго и Ханни. То ли всему виной перемены в совете директоров, когда на место Александра Жиркова пришел «эффективный» менеджер Наиль Измайлов, то ли Федун пребывал в эйфории и окончательно забил на клуб.
В итоге процесс смены поколений в команде безнадежно отстал от графика. Если вынести за скобки тех, кто не проходит в состав или вечно травмирован, то количество ребят в расцвете лет (23-29) и игроков от 30 и старше почти равны. Получается, едва ли не основную часть игроков основной обоймы составляют ветераны. Ненормально.
Таким образом, мы как будто вернулись в 2015 год. Та же печальная картина – раздутый ростер игроков, большая часть из которых давным-давно не прогрессирует или просто не соответствует уровню «Спартака»: Билялетдинов, Эберт, Жоао Карлос, Кротов и др. Федун, похоже, изобрел машину времени. И он же может дать добро на чистку состава от балласта и подрывных элементов. Практика показала, что данный процесс не займет много времени – было бы желание. Точечная селекция возможна не только на вход, но и на выход. В первую очередь, заинтересованность должен проявить главный тренер, позиция которого в данном вопросе пока не донца понятна. С одной стороны, Кононов подчеркнул важность ветеранов, на которых сделал ставку, как только принял команду. С другой – любой здравомыслящий человек не может отрицать необходимость перемен в составе. Будем следить, насколько далеко заходят планы Олега Георгиевича в отношении Глушакова, Комбарова и других старожилов.
Саботаж в верхах
Главное ощущение от решений руководства красно-белых – безысходность. Прошло 15 лет, а Федун все еще не в курсе, что результат в футболе – следствие слаженной работы сразу на нескольких направлениях. У нас все наоборот:
Экс-помощник Карреры понимает, о чем говорит, но, кажется, после чемпионства все стало еще хуже. Структурные подразделения «Спартака» функционируют по отдельности, а некоторые из них еще и находятся в открытом противостоянии. Деятельность Измайлова на посту вице-президента вызывала вопросы еще год, когда после проваленной летней трансферной кампании Наиль не постеснялся выложить в прессу список(!) потенциальных новичков клуба, в которых якобы был заинтересован Массимо Каррера. Налицо, как минимум, вопиющее нарушение профессиональной этики. Сюда же – заявление Рианчо в роли и.о., когда он как ни в чем ни бывало сообщает, что при подписании контракта с красно-белыми, его спросили: готов ли он возглавить команду?
Прекрасно иллюстрирует избирательность отношения руководства к сотрудникам недавний случай, когда после появления слухов о возможном уходе Луиса Адриано и Ханни, официальный сайт «Спартака» среагировал практически мгновенно (через два часа), поспешив «опровергнуть недостоверную информации». Что мешало делать то же самое в ответ на потоки грязи, лившиеся на команду и теперь уже экс-главного тренера Массимо Карреру в течение нескольких недель подряд? Или неожиданные вернувшиеся фото из раздевалки, заявления в стиле «один за всех и все за одного». Да, трудный период, нужно сплотиться, но где вы были раньше, ребята?
Апогей лицемерия – интервью Ещенко в день матча с «Локомотивом». В нем отражается зашкаливающее чувство собственного величия и соответствующее отношение некоторых игроков к болельщикам. Руководство спасло, что «Спартак» победил железнодорожников, хотя бы на некоторое время создав положительный информационный фон. В противном случае, история получилась бы гораздо более резонансной. Пусть кто-нибудь объяснит Федуну, что воевать с фанатами, пытаясь оправдать собственные ошибки, непродуктивно и очень глупо.
***
Скандалы разрушают «Спартак» изнутри. Очередной (невозможно посчитать какой по счету) удар по репутации воспринимается особенно тяжело. Моральных дух фанатов этой осенью достиг низшей точки, что проявилось не только в акциях протеста против Глушакова, но и в серьезном снижении посещаемости на «Открытие Арене». Оказалось, даже чемпионство и победа в Суперкубке не сулят клубу новую жизнь. Все возвращается на круги своя – лихие времена не закончились. Значит, и Кононову не потребуется много времени, чтобы оказаться в шкуре Карреры или любого другого экс-наставника красно-белых. Где-то внутри – бомба с часовым механизмом. И в любой момент может снова начаться обратный отсчет.
Использованы данные Understat и паблика Блокнот
Нет у клуба никакой стратегии. Постоянные басни про чемпионство и работа на три (!) фронта. Только объяснять за счёт чего Спартак будет играть на три фронта, как всегда, не надо. Болельщики схавают, журнаш**хи помогут донести до людей, что виноват бесконечный список исполнителей, но не барин и его порочная модель управления.
Смешное позиционирование перед аудиторией как топ-клуба, а на деле мы - простой середняк, которому не выгодно взлетать, но не выгодно и падать.
Итак, у клуба отсутствует долгосрочное и среднесрочное планирование. Из-за чего мы имеем:
Некомпетентный менеджмент
Проблемы с возрастными игроками в середине поля
Проблемы с трансферными кампаниями.
Какой тут Кононов или любой другой тренер ...
Я остаюсь в полной уверенности, что наш клуб не является собственностью Федуна. Личной собственностью так бездарно не распоряжаются. А если опять внимание к активу Лукойла уделяется по остаточному принципу и ставленника от компании лучше Измайлова не нашли, то все просто ужасно. У Спартака нет будущего.