96 лет со дня рождения Николая Николаевича Озерова
Говорит Москва!
Вчера, 11 декабря, великому спортивному комментатору, теннисисту и народному артисту РСФСР Николаю Николаевичу Озерову исполнилось бы 96 лет.
Дебют Николая Озерова, на тот момент уже довольно известного советского теннисиста (24-кратный чемпион СССР в личном, парном и смешанном разрядах) и актёра МХАТа, в качестве комментатора состоялся 29 августа 1950 года. Вместе с легендарным Вадимом Синявским он провёл радиорепортаж (самостоятельно ему доверили рассказать только о первом тайме) со стадиона в Петровском парке, где встречались две столичные команды – ЦДКА и «Динамо».
После этого Озерова на две недели отстранили от эфира – необходимо было дождаться отклика радиослушателей. Их положительная реакция практически гарантировала начинающему комментатору постоянное место в комментаторской кабине. В своих мемуарах Николай Николаевич говорит о 40 письмах, присланных за это время в редакцию, из которых:
«36 хороших (знакомые поддержали), три критикующих, но одобряющих. И одна девушка из Тулы разнесла меня в пух и прах: как мог этот противный голос оскорбить нашего замечательного футболиста Алексея Гринина, да какое право он имел так про него сказать!..» [1]
Ничего не скажешь, дебют удался!
В том матче, кстати, победу одержали бело-голубые – 2:0, отличились по одному разу Василий Трофимов на 19-й минуте и Константин Бесков на 22-й.
P.S. Запись того дебютного радиорепортажа мне, к сожалению, найти не удалось, поэтому, чтобы проникнуться "старой школой", предлагаю посмотреть фрагменты матча 1/8 II Кубка Европы СССР-Италия (2:0) 1963 года с комментариями Николая Николаевича Озерова.
Источники:
1. Озеров Н.Н. Всю жизнь за Синей птицей... / Н.Н. Озеров. – М. : Наука, 1995. – С. 159-160.
Спортивный комментатор Озеров ехал по Москве в автомобиле. Увидел на бульваре старика Ворошилова. Подъехал:
— Разрешите, — говорит, — отвезу вас домой.
— Спасибо, я уже почти дома.
Озеров стал настаивать. Ворошилов кивнул. Сел в машину.
Подъехали к дому. Попрощались. Озеров уже развернулся. Неожиданно старик возвращается и говорит, запыхавшись:
— Внуки мне не простят, если узнают... Скажут — ну и дед! С Озеровым в машине ехал и автографа не попросил... Так что распишитесь вот здесь, пожалуйста.