5 мин.

Сыграть на позиции «Рубина»

 Выступление казанского «Рубина» в Лиге Чемпионов нынешнего сезона получилось как никогда показательным. Показательным даже не в плане определения текущего уровня, состояния команды Курбана Бердыева, а куда в более глобальном плане. Как утверждал в одной из своих книг Сергей Минаев – «главное – правильно себя позиционировать». Автор блокбастеров об информационных войнах и телках вывел действительно полезную мысль, одну, кстати, из немногих, встречающихся на страницах его, с позволения сказать, романов. За две игры с французским клубом мы имели возможность еще раз посмотреть на «Рубин» со стороны уже в масштабах плей-офф самого престижного европейского клубного турнира. Проверка, которой уже долго может не быть. И если оценивать её итоги именно с позиций определения «Рубина» как клуба-лидера отечественного футбола, то результаты можно считать провальными, несмотря на весь спектр сопутствующих обстоятельств. Однако, как мне кажется, и определенная часть журналистов, экспертов, и собственные болельщики, продолжают смотреть на клуб совершенно под другим углом. От чего «Рубин» отнюдь не страдает, а наоборот – чувствует себя в своей тарелке.

Скажем прямо, что в прошлом, что в позапрошлом лигочемпионском вояже казанцы ни разу не действовали с позиции силы. И не пытались. Скорее, предпринимали отчаянные попытки в моменты, когда это было уже необходимо, да и то далеко не всегда. Как итог – два закономерных третьих места, что дает основания на причисление к крепким орешкам, но не более того. В национальном первенстве – почти та же история с поправкой на дистанцию турнира. Как выяснилось, «на длинную» недостатки вполне можно разными способами нивелировать, а то и вовсе успешно скрыть. Что не отменяет отражения истинных черт лица.    

«Рубин» - это хорошо ухоженный средний класс российского футбола. Середняк с авторитетом. По экономическим соображениям «среднеклассовые» - это сообщества или отдельные лица, которые помимо своего основного дохода имеют мощный дополнительный ресурс, в любой момент способного стать главным в случае потери первоисточника. «Рубин», прежде всего, дополнительный ресурс самой Казани, которая в него активно инвестирует. Более того, сам спорт в столице Татарстана является важным дополнением к формированию имиджа республики. Есть еще не менее удачные и преуспевающие коллективы в хоккее, волейболе, баскетболе под которые также создается соответствующая инфраструктура. Она же служит своеобразным элементом пиара и гордости. Пиара, в первую очередь, в глазах собственного населения. Думаю, мало кто в Казани на полном серьезе не знает, какие мероприятия пройдут в городе в 2013 и 2018 годах соответственно. Совсем немного граждан не ассоциируют «АК БАРС» с хоккеем, а «Уникс» - с баскетболом. Еще меньше – не представляют, кто такой Алексей Морозов. Относительно гордости – естественно, в глазах настоящей и северной столиц. Середнякам свойственно однажды прийти на Олимп и заявить: «Ребята, подвигайтесь. Вас было сто, теперь будет наведываться сто первый».

Таким образом, «Рубин» далеко не чувствует себя колоссом на глиняных ногах, более чем уверенно стоя на месте. Материальное благополучие отлично проецируется на идеологию: позволяет гнуть свою палку и ощущать себя при этом комфортно, ровно, стабильно. То есть так, как по понятным причинам не могут себя чувствовать нижестоящие команды по ряду факторов и не всегда, в силу еще большего числа активов, вышерасполагающиеся. Подобная уверенность, даже при наличии хорошей финансовой базы, пришла не сразу. Если немного очеловечить название, то «Рубин» - это Майкл Скофилд из нашумевшего сериала «Побег из тюрьмы» в американской версии. Молодой инженер самовольно попадает в тюрьму, чтобы вызволить невиновного брата, приговоренного к казни на электрическом стуле. За решеткой Майкл выступает с позиции наблюдателя, ясно осознающего свои возможности, имея на руках определенные козыри. Он не стремится быть заядлым авторитетом в силу характера и возможностей, но четко представляет, как воспользоваться слабостями таковых и получить серьезный статус теневого лидера-наблюдателя.

Примерно по такой же схеме «Рубин» вызволял два своих чемпионства из недр, конечно, не тюрьмы строго режима, но одно время крайне консервативной на определение чемпиона (в том числе и по географическому признаку) организации под названием РФПЛ. Но не до, не после осуществления данной операции «Рубин» не вышел за пределы своей классовой принадлежности и внутрикомандного характера. Хорошо это или плохо – совершенно отдельный вопрос. Важно то, что делает это клуб абсолютно осознанно, отдавая себе отчет о последствиях. Закрытость – одновременно и препятствие на пути к окончательному становлению гранда и комфортная форма сосуществования. Она словно панцирь оберегает от головокружительного прельщения успехами и надежно служит иммунитетом на болезненные поражения. По моему мнению, ошибочно полагать, что в этом и заключается некая самобытность коллектива. Скорее, огражденность – это наделение команды соответствующей философией. Именно в данном компоненте «Рубин» можно считать местным прототипом «Барселоны», упоминания о которой вдруг всколыхнулись, когда казанцы элементами заиграли в атакующий футбол.

Символом этой философии с полным правом можно считать Курбана Бердыева. Кстати, кто-нибудь помнит, кто работал с командой до него? Бердыев – это больше, чем тренер. Это нечто такое, что в первозданном своем проявлении, что отголосками будет жить практически вечно. Наставника «Рубина» категорически нельзя воспринимать исключительно как тренера. Футбол для него – большое дело жизни, которому призван служить. Но судя по всему, есть вещи и куда важнее. Духовная связь с окружающим миром, с чем-то высшим, с самим собой, наконец. Подобный образ жизни никогда не подразумевал выставления на показ. Однако он куда больше, чем дешевая показуха и игра в маски, откладывает отпечаток на душу человека. А душа, соответственно, на характер, образ действий. Курбан Бердыев создал в «Рубине» особенный мир, доступный взгляду постороннего, но разгадать и понять который не всегда предоставляется возможным. Подобное не проявляется в каких-то из ряда вон выходящих особенностях. Просто данная система управления и взглядов редко способна меняться. А тем более -  меняться самостоятельно, в полном или частично отрыве от носителя идейных ценностей.  

Является ли в этой связи будущее «Рубина» вполне себе предопределенным? С одной стороны – да. Кризисных упадков Татарстан не наблюдает, результаты не скачут по синусоиде, уволиться Бердыев сможет, скорее всего, исключительно по собственному желанию. Нельзя не отметить и толерантное поведение болельщиков. За все время пребывания «Рубина» в элите я не припомню ни единого случая, когда собственные ультрас вовсю поливали клуб грязью. Фанаты и команда, как ни странно, достаточно гармонично смотрятся вместе, а в их совместной жизни не наблюдается ощутимых рассинхронов.

С других позиций – возможно, что и нет. В ближайшее десятилетие Казань, помимо статуса столицы богатой и благополучной республики, приобретет, скажем так, свойства туристического центра в силу выигрыша тендеров на известные международные форумы. Как следствие, исходя из вышеобозначенного контекста, мы сможем получить возможность посмотреть и на «Рубин» с какой-то иной стороны. Необязательно, что принципиально свежей. Но, как знать, сверкающей какими-либо другими гранями. А пока же все остается по-прежнему, в рамках привычной картины, которая, несмотря на периодически возникающие черные мазки, совсем не режет глаз.