Юпп по прозвищу Osram
Солнечный день 25 апреля 2009 года для мюнхенской «Баварии» не задался. Клуб, ведомый Юргеном Клинсманном – неутомимым экспериментатором, провалившим самый важный момент в своей недолгой тренерской карьере, – проводил домашний матч с против «Шальке 04», не блиставшим в том сезоне. Проблем у хозяев поля было хоть отбавляй: составу не хватало глубины, а основу команды, которая намеревалась бороться за чемпионство, составляли играли ветераны-«середнячки». Конец эпохи Клинсманна был предсказуем: гости одержали в этом матче победу, а их вратарь Мануэль Нойер, сохранив свои ворота «сухими», после финального свистка побежал к углу поля. Кадры, запечатлевшие лежащего на газоне Нойера, который трясет угловой флажок, стали хитом того сезона. Именно из-за того фортеля болельщики «Баварии», куда перешел в этом сезоне Мануэль, встретили новичка весьма холодно.
Человек, сидевший в тот день на трибуне «Олимпиаштадиона» рядом с Ули Хенессом, смотрел на игру «Баварии» несколько иначе, чем большинство остальных зрителей. Ему было известно, на что способны эти футболисты, главными звездами среди которых были Лука Тони и Франк Рибери. Этот пожилой джентльмен будет присутствовать и на оставшихся пяти матчах мюнхенского клуба, но уже не на трибуне, а на тренерской скамейке. «Бавария», истерзанная революционными методами Клинсманна, вновь решила вверить свою судьбу 64-летнему Юппу Хайнкесу. Решение виделось временным, хотя на нем настаивал сам тренер, утверждавший, что без него дома скучают жена и собака, что он уже слишком стар и не хочет начинать все сначала. Мобилизовать «Баварию» на пять заключительных матчей сезона, чтобы клуб не пролетел и мимо Лиги чемпионов, – вот что Хайнкес готов сделать для своего старого друга Ули Хенесса. Свои возможности Юпп явно недооценил...
Предыстория
Первая «эпоха Хайнкеса» в Мюнхене длилась четыре года. Он привел «Баварию» к двум чемпионским титулам, но потом клуб неудачно стартовал в сезоне 1991/92 – и Ули Хенесс совершил, по его собственным словам, «самую большую ошибку в жизни» (забыв, по всей видимости, о том, как он не забил пенальти в финале чемпионата Европы 1976 года), отправив Юппа в отставку. На смену Хайнкесу пришел Сорен Лербю, которому дал исчерпывающую характеристику долго молчавший Штефан Эффенберг: «Лербю был отличным парнем, но тренировать совсем не мог». В итоге «Бавария» стала единственным клубом в его тренерской карьере.
Хайнкес же, попробовав свои силы во Франкфурте («Здесь ты пару раз повертел задницей – и уже считаешься хорошим футболистом») и испортив отношения с не отличавшимся дисциплинированностью Окочей, решил сменить обстановку и уехал на Пиренеи. В Испании и Португалии Юпп провел около десяти лет, занимаясь «выжиманием максимума» из не самых сильных команд. Собственно, под это определение подходит и высшее достижение Хайнкеса того периода – победа в Лиге чемпионов-1998 с «Реалом». Ведь никаких знаменитостей уровня Зидана в Мадриде тогда еще не было, и победа в финале над «Ювентусом», упакованным «звездами» по самые уши, стала поистине тренерской. Больше одного сезона Хайнкес в «Реале» не продержался, но, как мы хорошо теперь знаем, это характеризует не тренера, а сам мадридский клуб.
На этой высокой ноте, возможно, и стоило бы закончить тренерскую карьеру, но Юпп, исчерпав лимит интересных ему команд на Пиренеях, решил вернуться в Германию. «Шальке-04» и экцентричный Руди Ассауэр стали следующими работодателями Хайнкеса, но особого успеха эта затея не принесла никому. Затем была попытка спасти катящуюся под откос родную менхенгладбахскую «Боруссию», отставка через полгода по собственному желанию, вылет «жеребцов» во вторую лигу. Шел уже 2007-й, и Юпп Хайнкес превратился в зрителя.
Такова предыстория немолодого уже человека, который благодаря решительности Хенесса был призван спасти для «Баварии» ускользающий сезон. Временный отставной рулевой на месяц бросил родной дом и сад, чтобы в последний раз испытать предматчевое волнение, поорать на футболистов со скамейки, пообщаться с журналистами на пресс-конференциях и внимательно просматривать видео с матчами соперника. И чтобы еще раз доказать себе и этим обладателям бесчисленных трофеев и кубков, измеряющим успех суммами в контрактах, этим любителям втоптать в грязь своих коллег, что от любимой работы в шестьдесят с лишним лет можно просто получать удовольствие. Хайнкес попробовал. Ему понравилось. Как оказалось, эти пять матчей понравились не только ему.
Зачем он им?
Возможно, когда Хенесс приглашал Хайнкеса в клуб, он уже держал на прицеле Луи ван Гала. «Бавария» давно искала нового тренера и в лице голландца нашла идеально подходящего себе специалиста. Юпп такой характеристикой похвастать не мог, но его работу оценили на западе Германии – Руди Феллер пригласил Хайнкеса в «Байер», когда из Леверкузена внезапно сбежал Бруно Лаббадия. Потеря не бог весть какая, и лучшей замены дезертиру «аспириновый» клуб и представить себе не мог.
За два года работы в «Байере» Хайнкес поставил на ноги оборону клуба, прежде страдавшую хроническим недомоганием. Центральной фигурой в этом построении стал Сами Хююпя – и в защитной линии воцарился порядок. Подросли молодые защитники Швааб или Райнартц, значительно увереннее стал себя чувствовать Мануэль Фридрих. В игре команды появилась стабильность, и это пошло на пользу многим футболистам клуба. В первый сезон под руководством Хайнкеса «Байер» лишь чуть-чуть недотянул до третьего места, дающего право на участие в Лиге чемпионов, но уже на следующий год леверкузенский клуб, прочно закрепившись на втором месте в самом начале сезона, так никому его и не отдал.
И вот теперь, через двадцать лет после своего первого ухода из «Баварии», Юпп Хайнкес возвращается в мюнхенский клуб. После множества краткосрочных проектов, нацеленных на мгновенный успех, клуб снова делает ставку на планомерное развитие. Именно за этим Юппа снова позвали в Мюнхен. Никто не знает, сколько времени продлится его третий срок, гарантий успеха тоже нет никаких, кроме одной: у «Баварии» все будет хорошо – не с Хайнкесом, так после него.
В общем-то, все хорошо будет и у самого Хайнкеса. Хорошо, скорее всего, будет и Тони Кроосу, заигравшему в «Байере» у того же тренера. Кроос близок к классическому образу центрального атакующего полузащитника с поставленным ударом. Каким, например, был в лучшие годы Лотар Маттеус. Если все пойдет хорошо, именно превращение Крооса в игрока основы должно стать первой вехой новейшей эпохи Хайнкеса; такого футболиста не было в Леверкузене два года назад, и именно по инициативе Юппа был заключен договор с арендой Крооса на полтора года.
С обороной будет сложнее. Всем очевидно, что покупка Рафиньи не добавит крепости баварской защите. Бразилец, поигравший при Хайнкесе в «Шальке», способен усилить фланговую игру в вариантах со смещениями Мюллера или Роббена в центр, но это не тот игрок, на которого можно положиться в матчах Лиги чемпионов. С Боатенгом история другая, но и в его безупречность верится с трудом. Придется изыскивать какие-то внутренние резервы – например, за счет общей перестройки игровой модели. Вероятнее всего, веселья в стиле ван Гала больше не будет.
Веселья, как кажется, вообще будет меньше. Юпп Хайнкес – тренер старой школы, не склонный к эпатажным пресс-конференциям или саморекламе, и всегда ведет себя достойно. Он в третий раз берется за одно и то же дело – за усмирение безжалостного механизма, пережевывающего хороших, но недостаточно крепких тренеров. Сейчас, когда винтики этого механизма разболтались после голландского «механика», системе требуется внимание опытного специалиста и тщательный уход. Можно не сомневаться, что для этой цели Ули Хенесс нашел самую лучшую кандидатуру.
Справка
В мюнхенгладбахской «Боруссии» 1970-х годов блистала целая россыпь звезд мирового уровня – Гюнтер Нетцер, Берти Фогтс, Винфрид Шефер, Аллан Симонсен… Не затерялся среди них и быстрый нападающий Йозеф Хайнкес, чемпион мира-74 и Европы-72. Буквально сразу после окончания игровой карьеры Хайнкес, мгновенно красневший на поле (и получивший за это прозвище Оsram – по названию главной в Германии фирмы-производителя ламп накаливания), стал тренером «Боруссии», регулярно добиваясь неплохих результатов в бундеслиге, и запомнился, среди прочего, тем, что открыл Лотара Маттеуса.
Танец с флажком
Если мы отмотаем пленку на 10 лет назад, мы увидим совсем юного Мануэля Нойера на трибуне «Паркштадиона» – старого стадиона в Гельзенкирхене. Он вместе с родителями наблюдает за одной самой драматичных развязок сезона, когда «Шальке» четыре минуты был чемпионом бундеслиги. Зрители уже выбежали на поле праздновать успех своих любимцев, но тут им сообщили, что Патрик Андерссон из «Баварии» в параллельном, но чуть задержавшемся матче забил решающий гол, и победителями чемпионата бундеслиги 2000/2001 стали мюнхенцы. Оливер Кан побежал отмечать чемпионство танцем с угловым флажком, и Нойер это запомнил.
Этот матриал опбликован в сентябрьском выпуске журнала Total Football.
Также в номере:
16 тренерских секретов Сергея Силкина
История ФК «Норвич»
Андре Вилаш Боаш против Жозе Моуринью
Сборная России. Начало
действительно, никаких звезд.)