6 мин.

Экономика российского футбола: билетная выручка растет, трансферные доходы падают, клубы идут в онлайн

Аудиторская компания PwC и РПЛ представили исследование об экономике российского футбола. Мы выбрали из него самое интересное.

Увеличились доходы от продажи билетов и коммерческой деятельности

При этом:

• Доля спонсорских и коммерческих доходов уже составляет больше 50%.

• Сократились доходы от трансферной деятельности, операций с недвижимостью и прочей деятельности, не связанной с футболом. Это основная причина отрицательного финансового результата в 2017 году.

Букмекеры ворвались в число главных спонсоров

Сезон-2018/2019 – рекордный по количеству титульных спонсоров у клубов с момента основания РПЛ.

• Среди спонсоров по-прежнему главную роль играют компании энергетического сектора – «Газпром», «Лукойл», «Россети».

• Букмекеры с 1 апреля 2017 года получили законодательную возможность рекламироваться во время спортивных трансляций и уже вошли в топ-5 категорий спонсоров.

• Лидером по количеству спонсорских логотипов на игровой форме остается «Спартак», который увеличил их число до 12. 

ЦСКА больше всех зарабатывает на еврокубках

• Доходы от УЕФА чуть увеличились, больше всего в 2017 году от участия в еврокубках заработали ЦСКА и «Спартак», которые играли в ЛЧ.

• За последние 5 лет больше всего заработал ЦСКА (больше 94 млн евро), на втором месте – «Зенит» (88 млн).

Отрицательный трансферный баланс

• Расходы клубов РПЛ остаются стабильными.

 

• Трансферный баланс снова отрицательный – впервые за 3 года.

Рекордная посещаемость

Новые стадионы, построенные к ЧМ-2018 (теперь 9 из 16 арен клубов РПЛ построены после 2010 года и всего 3 – до 2000 года), ожидаемо привели к увеличению посещаемости:

• Стадионы «Зенита» и «Спартака» в сезоне 2017/18 заполнялись лучше всего, «Рубина» и «Анжи» – хуже.

• После переезда на новый стадион посещаемость «Зенита» выросла на 174%.

• 82% клубов РПЛ имеют положительную динамику посещаемости матчей.

• Средняя заполняемость стадионов зависит от результатов команды. «Локомотив» – исключение.

Билетная выручка выросла больше чем наполовину

Рост посещаемости привел к тому, что билетная выручка выросла почти на 55%.

• Заметно больше билетов и абонементов стали продавать онлайн.

Рост продаж клубной атрибутики

Клубы РПЛ стали чуть активнее работать с болельщиками – детальным изучением своей аудитории занимаются уже 11 клубов из 16. 13 клубов имеют официальный клубный магазин, 12 – официальный интернет-магазин, у 15 есть линейка брендированной атрибутики.

Популярность интернет-продаж приводит к тому, что клубы сокращают количество магазинов: в сезоне-2018/2019 в среднем у клуба РПЛ работают 1–2 точки продаж, а в сезоне-2017/2018 было 2–3 точки.

Рост онлайн-аудитории. Плюс Facebook

• Суммарное количество подписчиков в социальных сетях клубов увеличилось на 20%, количество уникальных посетителей клубных сайтов выросло на 41%.

• К числу основных цифровых платформ присутствия клубов РПЛ в сезоне-2018/2019 добавился Facebook. Теперь все клубы РПЛ представлены на пяти цифровых платформах.

• «Зенит» первым среди клубов РПЛ завел аккаунт в мобильном приложении Snapchat и вслед за «Крыльями Советов» создал собственную страницу в китайской сети микроблогов Weibo.

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив, Антон Денисов, Александр Гальперин