Экономика российского футбола: билетная выручка растет, трансферные доходы падают, клубы идут в онлайн
Аудиторская компания PwC и РПЛ представили исследование об экономике российского футбола. Мы выбрали из него самое интересное.
Увеличились доходы от продажи билетов и коммерческой деятельности
При этом:
• Доля спонсорских и коммерческих доходов уже составляет больше 50%.
• Сократились доходы от трансферной деятельности, операций с недвижимостью и прочей деятельности, не связанной с футболом. Это основная причина отрицательного финансового результата в 2017 году.
Букмекеры ворвались в число главных спонсоров
Сезон-2018/2019 – рекордный по количеству титульных спонсоров у клубов с момента основания РПЛ.
• Среди спонсоров по-прежнему главную роль играют компании энергетического сектора – «Газпром», «Лукойл», «Россети».
• Букмекеры с 1 апреля 2017 года получили законодательную возможность рекламироваться во время спортивных трансляций и уже вошли в топ-5 категорий спонсоров.
• Лидером по количеству спонсорских логотипов на игровой форме остается «Спартак», который увеличил их число до 12.
ЦСКА больше всех зарабатывает на еврокубках
• Доходы от УЕФА чуть увеличились, больше всего в 2017 году от участия в еврокубках заработали ЦСКА и «Спартак», которые играли в ЛЧ.
• За последние 5 лет больше всего заработал ЦСКА (больше 94 млн евро), на втором месте – «Зенит» (88 млн).
Отрицательный трансферный баланс
• Расходы клубов РПЛ остаются стабильными.
• Трансферный баланс снова отрицательный – впервые за 3 года.
Рекордная посещаемость
Новые стадионы, построенные к ЧМ-2018 (теперь 9 из 16 арен клубов РПЛ построены после 2010 года и всего 3 – до 2000 года), ожидаемо привели к увеличению посещаемости:
• Стадионы «Зенита» и «Спартака» в сезоне 2017/18 заполнялись лучше всего, «Рубина» и «Анжи» – хуже.
• После переезда на новый стадион посещаемость «Зенита» выросла на 174%.
• 82% клубов РПЛ имеют положительную динамику посещаемости матчей.
• Средняя заполняемость стадионов зависит от результатов команды. «Локомотив» – исключение.
Билетная выручка выросла больше чем наполовину
Рост посещаемости привел к тому, что билетная выручка выросла почти на 55%.
• Заметно больше билетов и абонементов стали продавать онлайн.
Рост продаж клубной атрибутики
Клубы РПЛ стали чуть активнее работать с болельщиками – детальным изучением своей аудитории занимаются уже 11 клубов из 16. 13 клубов имеют официальный клубный магазин, 12 – официальный интернет-магазин, у 15 есть линейка брендированной атрибутики.
Популярность интернет-продаж приводит к тому, что клубы сокращают количество магазинов: в сезоне-2018/2019 в среднем у клуба РПЛ работают 1–2 точки продаж, а в сезоне-2017/2018 было 2–3 точки.
Рост онлайн-аудитории. Плюс Facebook
• Суммарное количество подписчиков в социальных сетях клубов увеличилось на 20%, количество уникальных посетителей клубных сайтов выросло на 41%.
• К числу основных цифровых платформ присутствия клубов РПЛ в сезоне-2018/2019 добавился Facebook. Теперь все клубы РПЛ представлены на пяти цифровых платформах.
• «Зенит» первым среди клубов РПЛ завел аккаунт в мобильном приложении Snapchat и вслед за «Крыльями Советов» создал собственную страницу в китайской сети микроблогов Weibo.
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив, Антон Денисов, Александр Гальперин
а там, где стадионы и так были - Казань, к примеру, там всё уныло. всплеск оценивать - это ерундой заниматься, он, конечно же, очевиден и предсказуем.
на что очень интересно будет посмотреть - это на заполняемость через пару лет. смогут ли клубы всё это дело удержать на плаву, и не скатиться назад к 2015 году. вот это будет показатель. а считать заполняемость новеньких стадионов, спустя 5 месяцев после окончания мандиаля - это пыль в глаза.
У других компаний большой четверки ситуация схожая. Только Делойт повариативнее в этом плане.