4 мин.

«Фанатское движение «Зенита»»

История.

Дата основания фанатского движения- 21 сентября 1980 года. С возращением «Зенита» в высшую лигу фанаты сразу же облюбовали южную часть стадиона «Петровского». Первоначально они разместились на полупустом угловом секторе. Однако чуть позже, когда «Зенит» вновь стал собирать полные трибуны, было принято решение сделать фанатскими №12,13,14,15 – где могло разместить около 5000 человек. К 2005 году фанатское движение в Петербурге доросло до европейского уровня, где принято поддерживать команду всей огромной трибуной за воротами, которая называется «CURVA», или по-русски «Вираж». В фанатский вираж входит – 5000 человек. В соответствии с внутренними правилами посетители виража стоят в течении всех 5400 секунд, или же 90 минут игры. Болельщики «Зенита» - это полноправный 12-й игрок команды на всех матчах, будь то официальная игра или товарищеский поединок, матч в Санкт-Петербурге или во Владимире, игра первых стадий розыгрыша Кубка России или матча финала европейского.

В 2001 году совет директоров «Зенита» изъял из обращения и навечно закрепил за болельщиками клуба игровой номер – 12. В 2015 году зенитовское фанатское движение отмечал 35 лет. 21 сентября 1980 года ленинградские болельщики впервые массово отправились поддержать команду за пределы родного города, в Москву, на матч со «Спартаком», и эта дата с тех пор отмечается, как день рождение фанатского движения.

80-е

   Будущие зенитовские фанаты собирались перед матчем под табло,где обсуждали футбол и общались.Такие встречи происходили перед каждым матчем. Именно так и появидоись первые очаги поддержки команды. 4 Июля 1980 года на матче с «Карпатами» произошёл настоящий бенефис 33 сектора. Собравшаяся на нём группа явно выделялась на стадионе, активно поддерживая команду, почти не умолкая, прямо во время игры сюда стали стекаться люди со всего стадиона.     После окончания матча наиболее  преданные фанаты договорились и впредь собираться на 33-М. Из атрибутики «фанатизма» болельщики со стажем вспоминают горны, детские дудки и свистки. Много было серпантина. Зачастую использовались автобусные кассовые ленты. В 115-м автобусе, идущем до стадиона , их в какой-то момент даже перестали заправлять в кассовые аппараты.

90-е

  Фанаты отчаянно бились вместе с командой за своё существование .В одном из выпусков «Знамени Зенита» это время назвали «мясорубкой первой лиги». Тех,кто отправлялся на выезд, провожали как герое ,скидывались, снабжая деньгами, давали атрибутику, чтобы сектор на выезде всегда выглядел достойно. Фанатское движение по всей стране пришло в полный упадок, как и многое другое в развалившемся СССР. Однако для сине-бело-голубых всегда было делом принципа поддержать команду на выезде, даже если приходилось это делать в одиночку. Возрождение «Зенита» началось в 1996 году,когда команда наконец вернулась в высшей дивизион. Болельщики вновь потянулись на стадион, трибуны от матча к матчу стали заполнятся всё больше и больше.     Фанаты выбрали для 12-й сектор,чуть позже перебравшись на 13-й. Именно этот сектор под «несчастливым» номеров стал оплотом активной поддержки команды.

2000-е

На сегодняшний день фанатские сектора «Зенита» - одни из самых ярких в Европе и занимают лидирующие позиции в России, являясь законодателями мод в нашей стране. Вместе с «Зенитом» фанатское движение вышло на европейский уровень и теперь своими конкурентами видит ведущие движения иностранных клубов. Процесс активного развития поддержки команды начинается: В 2005 году на 13-м секторе появляется заводящий, все «заряды» исходят от него. В течении следующего года подобное новшество подхватывают сначала московские клубы,а позже и вся периферия. В 2005 году появляется первое прорисованное полотно. В 2006 году формируется sound group отвечающая за звуковую поддержку и разнообразие репертуара. в 2007 году на «Петровском» стало 4 фанатских сектора.

Интересные факты.

- 30 метров полотна. Печатный баннер изготавливается один раз на долгие годы, чтобы обозначать своё присутствие на секторе. - баннер редко имеет большие размеры- ведь его приходится возить с собой за тысячи километров.- 40 метров полотна. Баннер на весь сектор, плотные баннеры в какой-то момент поднимающиеся снизу и закрывающие весь сектор. Стали фирменной фишкой зенитовских фанатов в 90-х годах. - 120 метров полотна. Большие баннеры – перфомансы. Это настоящие произведение искусства в фанатской культуре. Их делают многие недели,а век их жизнь – всего 5-10 минут в начале матча.     Идея рисунка придумывается и утверждается едва ли не в начале сезона, затем в специальных помещения фанаты- художники рисуют изображение на огромных полотнах,которые потом сшиваются в одно гигантское.

Звуковой фон.

Звуковым фоном на матчах «Зенита» в 70-е был звук стеклянных бутылок. Обыска на выходе не было,напитки продавались только в стеклянное таре,и ветер потихоньку катал тысячи бутылок по ступенькам огромного стадиона им.Кирова. «Шайбу!» - единственное, что скандировали болельщики на футболе. Это происходило при любых опасных моментах на поле. В случае победы команды с трибун скандировали « Мо-лод-цы». Шиза – все песни и заряды на фанатском секторе. Заряд- общепринятый синоним просторечного слова «кричалка» в фанатской среде. У любого зарядка есть свой «заводящий», за которым слова подхватывают все остальные. Эти коротки скандирование иногда с хлопками для ритма,например , «Зе-нит», «Пи-тер».