Балтика Калининград. Шоу маст гоу он
Судьба «Балтики» после вылета из элиты настолько контрастирует со временем пребывания команды в высшей лиги, что обойти вниманием эту веселуху просто непростительно.
Итак, прошу знакомиться: режиссер-постановщик ногомячных шоу на Янтарном берегу конца ХХ - начала ХХI века, мастер футбольно-разговорного жанра, великий комбинатор – Дмитрий Вячеславович Чепель. Выступающие на столичных подмостках господа Червиченко, Фурсенко и преподобный Светоч – унылые паяцы по сравнению с этой глыбой.
Почти вся игровая карьера Чепеля-форварда прошла в Калининграде. Мощный, фактурный нападающий забил за клуб около сотни голов во второй союзной лиге, а на склоне карьеры отправился «пылить» в молдавские Бендеры, где закончил играть и обосновался в структуре местного «Динамо». Ещё в период выступлений «Балтики» в высшей лиге Чепель неоднократно пытался занять какую-либо руководящую должность в клубе. До поры до времени Ткаченко и Зибаровский, фактически руководившие командой, были в фаворе у областных властей и попытки Чепеля закрепится в футбольной власти Калининграда успешно пресекали. Однако, после вылета команды из «вышки» и ухода Ткаченко ситуация для экс-форварда сложилась крайне благоприятная. Одним из безусловных плюсов Чепеля, как потенциального руководителя футбольного клуба, в глазах областной администрации было то, что Дмитрий Вячеславович собирался самостоятельно зарабатывать деньги на футболе и был готов отказаться от дотаций из областного бюджета. Это, видимо, и сыграло ключевую роль. С 1999 года «Балтика» становится, по сути, муниципальным учреждением города и окончательно перестает получать средства из бюджета области. Генеральным директором клуба, а фактически его единственным руководителем, становится Дмитрий Чепель. Представление начинается!
Зимой 99-го планов у потерпевшего крушение клуба громадье. Возвращение в «вышку» даже не обсуждается, это, по выражению Чепеля, «промежуточная цель». Конечной же целью позиционируется создание «европейского клуба». При всей пространности этого определения из серии громких интервью Чепеля выясняется, что «Балтика» по его планиде должна из года в год регулярно и успешно выступать в еврокубках.
По старинной русской традиции фраза «мы старый мир разрушим до основанья» принята как руководство к действию. Сначала Чепель меняет клубную эмблему, с новым, почти челсийским, львиным силуэтом не стыдно «регулярно и успешно» наведываться в Европу.
Затем приходит время свержения старых кумиров. Новый генеральный инициирует проведение финансовой проверки, по результатам которой выносит свой вердикт относительно прошлогоднего провала команды. Тезисно все это звучит так: Ткаченко, являясь главным тренером и президентом клуба, ни бельмеса не понимал в финансово-хозяйственной деятельности, вследствие чего загнал команду в финансовую яму, а организационная структура клуба (отсутствовали компьютеры, бухгалтерия велась с грубыми нарушениями, в штате отсутствовали сотрудники с финансовым или хотя бы бухгалтерским образованием) находилась –цитата- «на уровне 18 века». По заявлению Чепеля, после проведения финансовой проверки в клубе обнаружилась недостача на сумму около миллиона долларов, которая образовалась по вине Ткаченко и Зибаровского (читай, скоммуниздили).
От войны компроматов, Ткаченко, возглавивший к тому времени саратовский «Сокол» (одного из главных конкурентов «Балтики» на повышение в классе), уходить не стал: «Комиссия мэрии Калининрада стала заседать уже после того, как я сдал дела в клубе, а до этого никаких серьезных претензий ко мне не было. Компьютер в клубе действительно был один и работать на нем никто не умел. Но Зибаровский, по сути, работал даже лучше машины. А «Балтику» мне искренне жаль. Ей сейчас руководит обычный завхоз – Чепель. Два года назад он ходил в разных носках и 100 баксов, как картину Рембрандта рассматривал. А сейчас вдруг приехал на джипе, да ещё и с охраной. Откуда деньги?»
Кстати, действительно, откуда деньги? С губернатором Горбенко, который был дружен с Ткаченко, отношения у Чепеля не сложились. Клуб выкинули из областного бюджета, а сам «Батяня», во времена Ткаченко частенько посещавший футбол, при Чепеле дело это забросил. Появилось первое лицо области на футболе лишь на принципиальном домашнем матче балтийцев с «Соколом», руководил которым как раз экс-тренер калининградцев. Нетрудно догадаться, ради кого приехал губернатор на стадион.
Чепель же, рисуя радужные перспективы клуба, сообщал, что главным спонсором «Балтики» является ОАО «Российская вино-водочная компания СПИ». Под этой вывеской таился водочный бизнес известного калининградского футболиста и по совместительству мелкого криминального авторитета Павла Когана.
Коган родился в г. Советске Калининградской области, в 80-ых годах превратившемся в одну из криминальных столиц всего прибалтийского региона. Призвавшись в 1986 году в армию, Павел пробовал свои силы в дубле ЦСКА, но стабильно заиграть в главной армейской команде не смог. Затем вернулся в «Балтику», где сошелся с одним из ветеранов клуба – Чепелем. Затем они вместе уехали в Молдавию, потом поиграли в немецкой ландеслиге («Нойштрелец»). Чепель вернулся в Молдавию, а Коган, сообразив, что звезды футбола из него не выйдет и обладая определенной харизмой, организовал собственную «бригаду». В довольно бедном регионе главными источником дохода являлись близлежащие границы с Польшей и Литвой. Порт и морские пути плотно «держали» группировки федерального значения, а мелким криминальным бригадам оставалось «ведать тропы», то есть организовывать контрабандное пересечение сухопутной границы для различных грузов (от наркотиков до шмоток). Группа Когана контролировала контрабанду водки и сигарет на польской и литовской границах. В интересах бизнеса он переехал играть в литовский «Таурас», но в начале 90-ых был задержан спецслужбами прибалтийской республики, передан российским коллегам и провел в СИЗО около полутора лет. Освободившись, Коган продолжил свои «таможенные дела», при этом небезуспешно играя за «Неман» в чемпионате Калининградской области (за 3 сезона наколотил более полусотни мячей).
После того, как Чепель объявился в «Балтике», приятели с помощью муниципальных властей организовали упомянутую Российскую вино-водочная компанию СПИ, которая должна была полулегально зарабатывать деньги для компаньонов, городских чиновников и футбольного клуба. Сам Коган в 2000 году даже вновь объявился в «Балтике», но вследствие подорванного в учреждениях Главного управления исполнения наказаний РФ здоровья сыграл за балтийцев в первой лиге лишь 5 матчей. Вскоре отношения Чепеля и Когана здорово испортились, игрок покинул клуб, а «Балтика» лишилась и без того скромных остатков «водочных» денег.
В 2005 году Коган был расстрелян в центре Советска. Убийцы сначала около его дома кинули гранату под иномарку футболиста, а когда Коган выскочил из машины и попытался спастись бегством, хладнокровно в течение получаса гоняли его в районе близлежащего дачного поселка, пока не ранили, затем добили «контрольным» и не спеша удалились с места происшествия. Личности убийц до настоящего времени не установлены. Суровых и неуловимых мужчин плодит прибалтийская земля.
А что же ещё одна культовая личность «Балтики» начала 90-ых?
Корней Андреевич Шперлинг с надеждой ожидал перемен в руководстве клуба. При Ткаченко его функции в «Балтике» сократились до чисто символических, а при Чепеле аксакал планировал развернуться в полную мощь, как в былые годы. Но не тут-то было: на должность тренера новый главный пригласил Владимира Дергача. Правда, ещё в феврале из клуба пришла совершенно феерическая новость: в 1999 году «Балтикой» будут руководить два (!) главных тренера сразу: Дергач и Шперлинг. Но уже на сборах Шперлинга к команде и близко перестали допускать, а перед стартом сезона и вовсе тихонько переименовали его должность в «тренера-консультанта». Вконец обиженный Корней Андреевич досидит на «эрзац-должности» до следующего года, а потом откликнется на предложение из Астрахани и бросится поднимать/убивать (оценки его деятельности на берегах Каспия очень неоднозначны) «Волгарь».
Владимир Дергач пришел в клуб не то, чтобы очень именитым наставником, но с репутацией удобного и несколько «плюшевого» в отношениях с руководством специалиста – для Чепеля в самый раз.
Несмотря на вылет из «вышки», балтийцам удалось сохранить несколько ключевых фигур: ушли Помазун, Даев, Низовцев и Навоченко, но остались братья Аджинджалы, Федьков и Силин. Вдобавок, Дергач позвал хорошо известного ему Максима Шацких. Молодой форвард из Узбекистана поиграет за «Балтику» всего половину сезона-99, а затем его возьмут на заметку селекционеры киевского «Динамо». Шацких уедет в Киев, где на 10 лет закроет позицию мощного нападающего и станет, пожалуй, главной селекционной находкой «Динамо» за последнюю дюжину лет. Незадолго до приглашения в Киев в автокатастрофе гибнет агент футболиста и права на Шацких переходят «Балтике». Киевлянам удастся выманить Шацких у Чепеля за относительно небольшие для игрока такого класса деньги, взамен украинцы пообещают «Балтике» сотрудничество и обяжутся отдавать на Янтарный берег футболистов, не проходящих в состав «Динамо».
Это даст Чепелю повод громогласно кричать на каждом углу об установленном взаимовыгодном сотрудничестве с Лобановским, но на деле всё ограничится короткой ссылкой на берега Балтийского моря Виталия Самойлова и загульного белоруса Владимира Маковского.
«Балтика» обладает неплохим составом, но по части финансов между ней и другими конкурентами – пропасть. Саратовский «Сокол» и казанский «Рубин» купаются в деньгах, «Торпедо-ЗИЛ», «Амкар» и «Анжи» (были времена, а!) финансируются тоже на достаточном уровне. В Калининграде же задержки по зарплате начинаются с самого начала сезона. После первого круга калининградцы ещё первые в таблице, но долго без денег футболисты играть не могут.
К тому же очередной «ход конем» совершает Чепель. К августу 1999 года в команде назревал пожар. Ставленник Чепеля Деркач не сумел найти общего языка с командой, нередко обвиняя игроков в сдаче матчей и совершенно не лоббируя их интересы (прежде всего выплату зарплаты и премиальных) перед президентом.
21 августа «Балтика» сенсационно проигрывает аутсайдеру – ставропольскому «Динамо», а футболисты предъявляют президенту ультиматум относительно выплаты долга и смены неугодного наставника. Чепелю приходится идти на компромисс и «сливать» своего ставленника. Интересно, что ещё за три недели до описываемых событий Чепель заявил журналистам, что абсолютно доверяет тренеру и в случае отставки Дергача последует за ним. Вскоре он и уволил тренера, и остался сам.
«Диктаторские методы работы с футболистами не проходят!» - ничтоже сумняшеся заявляет Чепель, объявляя об отставке Дергача. «Лучший специалист» первой лиги внезапно перестал им быть. Впрочем, в реальной цене слов Дмитрия Вячеславовича мы ещё не раз убедимся.
Остаток сезона главным был вернувшийся зимой в клуб Анатолий Иванов. Футболисты, почувствовав собственную силу и не получая материальных стимулов, в концовке не особенно напрягались – «Балтика» заняла 5 место. Провозглашенного зимой «блицкрига» в первом дивизионе не получилось. Однако, примечательно, что 5 место в первом дивизионе до сих пор остается наилучшим результатом клуба, достигнутым при правлении Чепеля. «Клуб европейского уровня» помните ещё? Лиха беда начало.
Мы продолжим. Шоу маст гоу он. И пока Чепель будет в «Балтике» шоу будет продолжаться. Следите.
Ждем Уралан