5 мин.

Хиллсборо: спустя два десятилетия после трагедии мы все еще не знаем всей правды

Если вы приедете к «Энфилду» на матч «Ливерпуля», вам обязательно вручат листовку, призывающую никогда не покупать газету «The Sun». Также вы увидите магазинчик «Кампании по поиску Справедливости», посвященный трагедии, случившейся 15 апреля 1989 на стадионе «Хиллсборо», домашней арене клуба «Шеффилд Уэнсдей». В тот страшный день в давке погибли 96 человек, и даже спустя 22 года посещение домашнего матча «мерсисайдцев» не обойдется без упоминания тех событий, так же, как стремление окончательно выяснить все подробности той трагедии является частью истинной принадлежности к клубу.    

 Эта кампания длилась с того самого дня и будет существовать всегда, она жива, пока в таких магазинчиках продают символику, посвященную той трагедии, пока люди собираются у «мемориала «Хиллсборо», пока подходят к статуе Била Шенкли (на ней высечены слова «Он делал людей счастливыми»). Но люди не могут до конца успокоиться, поскольку даже теперь, спустя много лет, они не могут получить доступ к документам, описывающим события 15 апреля 1989 года. Кстати, в той давке погиб двоюродный брат нынешнего капитана «Ливерпуля» Стивена Джеррарда, которого звали Джон-Пол Гилхули. Ему было всего 10 лет, и он стал самой молодой жертвой той трагедии.  

А ненависть к “Sun” с годами нисколько не ослабевает, после того, что они написали о той трагедии*. Главный редактор газеты “The Sun” в 1989 году Кельвин Макензи, позволивший, чтобы на страницах таблоида появилась ложь о трагедии, позднее был вынужден извиниться перед семьями погибших и болельщиками «Ливерпуля». Однако позднее он заявил, что сделал это (извинился) только под давлением Руперта Мердока, медиамагната, в империю которого входит и эта газета. Он до сих пор утверждает, что полиция тогда поступила правильно, поскольку все началось из-за «криминальной стычки». Газета также принесла официальные извинения, однако репутация ее сильно подпорчена с тех пор, а родственники погибших требуют, чтобы все документы, касающиеся той трагедии, были, наконец, предъявлены общественности.

  *Спустя четыре дня после трагедии бульварная газета The Sun опубликовала на первой полосе «сенсационный» репортаж под заголовком The Truth («Правда»), в котором утверждалось, что:

1) В гибели болельщиков виноваты пьяные фанаты «Ливерпуля», прорвавшиеся в заполненный сектор;

2) Болельщики «Ливерпуля» мочились на полицейских, пожарных, а также на тела своих погибших товарищей и мародёрствовали, обчищая им карманы;

3) Фанаты избивали полицейских, делавших искусственное дыхание пострадавшим.

Несмотря на то, что документальными свидетельствами эти утверждения были опровергнуты, редакция отказалась приносить свои извинения.

 Количество подписей под петицией в электронном виде, требующей обнародования документов, перевалило на этой неделе 50 000, и, несомненно, должно достичь 100 000, необходимых для того, чтобы это дело было рассмотрено в Палате Общин.

В среду Секретариат Кабинета министров заявил, что опротестует постановление Комиссара по информации Кристофера Грэхема, который признал запрос ВВС об обнародовании документов, связанных с трагедией на «Хиллсборо» правомерным. Число подписей под электронной петицией начало очень быстро расти после того, как сам Король Кенни написал в своем твиттере: «Это очень важный вопрос, и мы поддерживаем эту петицию». После этого даже Джоуи Бартон прервал поток постов с цитатами из Ницше, и призвал всех своих 428 000 подписчиков поддержать эту инициативу.

Комиссар заявил, что обнародование документов помогло бы общественности понять, что же на самом деле произошло в тот день, однако от правительства последовал официальный ответ: «Секретариат Кабинета министров полностью согласен в тем, что информация о той страшной трагедии должна быть открыта, но мы считаем, что очень важно, чтобы информация предоставлялась под контролем уполномоченной комиссии и в соответствии с предусмотренными для этого сроками».  

Комиссия, которую упоминает Секретариат, была создана при предыдущем правительстве лейбористов и должна была решить вопрос о возможности опубликования документов. Но этой комиссии еще не существовало в 2009 году, когда был направлен первый запрос о доступе к документам. ВВС утверждает, что в составе документов были «отчеты, которые были предоставлены непосредственно Маргарет Тэтчер (Прим. в то время – премьер-министру), переписку между ее Секретариатом и ее личным секретарем Дугласом Хердом, а также выписки из протоколов заседаний, на которых она присутствовала».

Не зная, чью сторону принять в этих препирательствах по поводу процедурных формальностей, представим просто, что должен чувствовать отец или мать погибших, когда, по прошествии 22 лет, им говорят, что им не положено видеть документы, которые могли бы пролить свет на те страшные события.

Однако в Мерсисайде убеждены, что из официального отчета доктора Стефана Поппера о расследовании той трагедии неправомерны вырезаны показания некоторых очевидцев произошедшего, а также исключен хронометраж событий, который мог бы доказать, что было сделано далеко не все возможное, чтобы избежать столько большого количества жертв.

В марте комиссия «по делу Хиллсборо» заявила, что они должны предварительно изучить все имеющиеся документы. Однако больше похоже на то, что комиссия решает, что должны и что не должны увидеть родственники погибших. Система долгие годы издевалась над семьями погибших на «Хиллсборо». Общественное мнение склоняется к той позиции, что властям важнее обезопасить себя от возможных последствий обнародования документов о той трагедии, чем действительно разобраться, как все случилось и найти виновных.

Для нас же очевидно только то, что эта боль еще долго не оставит в покое «Ливерпуль». Укрытию фактов не может быть никаких оправданий. Неизвестно, сможет ли кампания достичь своей цели, однако дух единения клуба с болельщиками пронизывает все аспекты деятельности «Ливерпуля». Приведем такой факт. Последним, что сделал Рафа Бенитес на посту главного тренера «мерсисайдцев», было пожертвование 96 000 фунтов для финансирования этой кампании.

 

Первая электронная петиция, требующая публичного слушания этого дела в Палате Общин, призывает наказать виновных в той трагедии. Однако, к сожалению, государственная машина работает быстро только в тех случаях, когда хочет кого-то наказать, а не тогда, когда люди хотят узнать правду.

Paul Hayward, "The Guardian"