Книга Олега Романцева – разочарование
Великий тренер написал пустую книгу.
Я купил книгу уже после того, как Романцев заявил, что «Каррера выиграл титул на багаже Аленичева». Я был расстроен и предубежден. Как и многие, кто вырос в 90-е годы вместе со спартаковскими чемпионствами, я наверное никогда не смогу написать или сказать о Романцеве что-то по-настоящему объективное. Победы его команды всегда были для меня важнее событий моей собственной жизни. Они были бескорыстнее — я знал, что победа «Спартака» перевесит сданный школьный экзамен (все равно заваленный), свидание (их все равно не было) — да, в общем, что угодно. Поэтому я искренне считаю, что относиться к выходу его книги нужно максимально серьезно.

Это самая главная книга в клубной истории, со времен «Футбола сквозь годы» Николая Старостина. Забудьте про Рабинера и его подлый многословный бред. Это книга человека, который в одиночку определил судьбу команды в переломный момент ее истории — более драматический, чем вылет в первую лигу в 70-е. Сравнимый с драмой 40-х годов, когда арестовали Старостиных. Романцев сделал современный «Спартак». Он — вольно и невольно — наследовал Старостину, взял команду в свои руки как минимум с середины 90-х, и отдал в руки новых хозяев в начале «нулевых». Это просто, как причина и следствие.
Между тем это человек, уже 15 лет назад оставивший свой пост и формально никак не связанный с командой. Его книга должна была быть рассказом о «Спартаке» 90-х и причинах его заката. О судьбе команды.

Когда Николай Старостин диктовал Александру Вайнтшейну «Футбол сквозь годы», он знал, что рассказывает болельщикам «священную историю» — канон, историю их любимой команды, такой, как они должны ее услышать. Он пропускал и тасовал факты, мастерски скрывал умолчания в нужных местах. Это должен был быть «семейный роман» — история его братьев и его самого, рассказанная как история команды. Это была высокая драма — битва на Красной площади, тактико-политическая игра против басков, бериевская переигровка. Арест, лагеря, футбол в лагере — «средство выживания». Триумфальное возвращение и перестройка команды, сохранившей исконные «спартаковские принципы». Принципы, которые, строго говоря, никто точно не мог объяснить, скорее чувствовал и понимал как «правильные»: то, что называлось «демократизмом», «простотой» отношений внутри команды, взаимным уважением. Или, может быть, братством? Таким был «Спартак» в книге Николая Старостина.
Что нам осталось в книге Романцева? Блинчики с мясом (его любимая еда). Коллекция баек, большая часть которых была когда-то пересказана в газетах в 90-е и начале 00-х.

Лучшая из них — все равно о том, как Николай Старостин застрял в лифте.
«Сколько ты там уже?», — спрашивает Андрей Старостин.
— 10 минут.
— Ничего, я 10 лет сидел.
Но все остальное… Проще сказать, чего в книге нет. Нет истории чемпионатов России 90-х: как игрались те матчи? Борьбы с «Ротором» и «Аланией», с семинским «Локомотивом». Да, Виктору Онопко жена кричала с трибун — «вперед, лысый черт!», а жены некоторых игроков признавались, что болели на стадионе против «Спартака», чтобы было хоть чуть интереснее («Спартак» и так легко всех обыгрывал). Но каким образом произошел переход от 80-х к 90-м? Кто и как руководил командой? Какую роль в будущем устройстве команды сыграло убийство Ларисы Нечаевой? Кто и как влиял на президентство Романцева и его решение продать свои акции Андрею Червиченко?

В книге нет ответов на эти вопросы, в лучшем случае там констатируются факты: Нечаеву убили (никто не знает почему). Романцев продал акции Червиченко (Олег Иваныч знает почему, но не расскажет). В каком-то смысле даже не отсутствие ответов, а отсутствие поставленных в книге вопросов объясняет ее суть и суть романцевского сознания лучшего всего. У него и нет в голове этих вопросов. У него нет в голове той истории «Спартака», частью которой он является и которую олицетворяет. А если и есть, именно такой книгой он считает должным ее продолжить. Пустой книгой. Книгой, которую болельщик проглатывает за два дня, лихорадочно пробегая глазами через истории о том, как Цымбаларь пил, но душевно улыбался. (А как он играл? Как он умер? Что он значит для истории этой команды?).

Конечно, есть и литзаписчик, Денис Целых — мягко говоря, не Александр Вайнштейн. Результат его работы — не книга, а набор фрагментов, выстроенных в порядке вытравленных на кухне анекдотов. Как когда-то абсолютно точно было сказано про Захара Прилепина — «ему в голову вставили демо-версию языка».
Наверное, все красно-белые гики и так были в курсе, что подлинная история команды закончилась со смертью братьев Старостиных. Андрея Петровича, за год до бесковской отставки, и Николая Петровича, оставившего команду в руках Романцева. Великого тренера, который создал несколько лучших спартаковских коллективов, но и разрушил, завершил историю этой команды. И, кажется, так до сих пор и не догадался о том, что он это сделал.

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов, Владимир Родионов (2,5); chitai-gorod.ru; globallookpress.com/Alexander Wilf








Книгу ОИРа я не покупал, читал главы на разных ресурсах, и покупать не стал, чтобы еще больше не разочароваться в этой книге и в самом человеке. Последнее интервью Романцева о Каррере меня не то, чтобы разочаровало, я был готов к его "выводам", но еще более убедило, что мы в большинстве своем (правда - не я) реально создали себе образ эдакого непогрешимого спартаковского гуру, который давно уже остался таковым только в нашем воображении. Увы, реальность иная.
Я впервые побывал на игре Спартака 20 августа 1988г в Москве на стадионе "Динамо". Спартак тогда играл против чемпиона СССР Днепра и сыграл вничью. Так что могу поделиться богатым опытом боления и воспоминаний при написании книги. Особенно про выезды к Локомотив НН и Борману в 90-е. О, это незабываемо!
Спартак побеждал в эпоху полного безденежья соперников и конкуренции...
Как только деньги появились у соперников,весь гений Романцева в миг сдулся...И точка.
Всю книгу повторяет два тезиса: я - великий, Дасаев - алкаш.
При этом в противостоянии Бесков-Старостин пытался сидеть на двух стульях и искренне удивляется, что в итоге остался ни с чем. Отсюда зависть к Романцеву и негатив, доходящий до маразма. Обвиняет Романцева в том, что тот ОТКАЗАЛСЯ (!) сдать игру. По мнению Бубнова это плохо. Так как ситуация была какая-то особенная и это было не по пацански...
Почему не сказать правду, если нечего стыдиться самому? Да даже, если и есть чего стыдиться..
Жизнь одна.
Да, такой лайтс вариант, но не скажу что есть нечестные факты. Скорее освещает то, что считает нужным. Семья, друзья, карьера, вспоминает футболистов, которые прошли через команду. Все в основном в позитивном ключе, если с кем то отношения не сложились, то подробно на этом человеке не останавливается.
Это скорее такой семейный альманах для себя, для друзей и для тех кто любит Спартак, но никак не коммерческий бестселлер, книга, которая должна взорвать рынок и в которую ради прибыли засовывают какие-то жареные факты...
Романцев из старого поколения, хорошо поиграл, хорошо потренировал, ловит рыбу на заслуженном отдыхе и предается воспоминаниям...если он не захотел никого обгадить и словить хайп, как сейчас говорят, это не значит что книга плохая. Скорее просто человек старой формации, он все сказал на поле и на тренерской скамейке, а эта книга просто приятный подарок болельщикам Спартака, повод вспомнить великое прошлое.
.....
вот, кстати, да. Тут человек на 4 года старше - один из кандидатов в тренеры реала. Ещё один, на несколько лет старше, недавно сборную россии тренировал. В общем, было бы неплохо, если бы он рассказал о своей "болезни" и настоятельно отсоветовал бы всем русачкам помоложе пить водку и пиво: все эти пивка для рывка, водочки для обводочки и прочая гнусная псевдоромантика.
Но он всегда был плохим менеджером. Помните бренд AKAI на футболках? После заключения контракта в начале 90-х Романцев прокомментировал, что это большая честь и известный бренд является отличной рекламой Спартаку. Логично, что он как менеджер довел Спартак практически до банкротства, когда даже футболки покупать было не на что, и продал команду прохиндею.
Знай Иваныч наперёд, врядли он продал бы команду Червиченко. Но в тот момент получилось именно так....
Цымбаларь блестящий футболист, как и Тихонов, и люди оба замечательные, но что там произошло, что их из команды убрали - никто не знает. Заметьте себе, ни Тихонов, ни Цымбаларь сами об этом никогда и нигде. Вы хотели бы, чтоб Романцев вам выложил всё, да? Привыкли к малаховщине, где все трусы на показ?
Время было лихое. Я уверен, что выжить в то время было архисложно и многое делалось в обход закона. Он и об этом должен был написать?
Другое дело, что ни у каждого есть дар рассказывать. Как тот анекдот, который знают все, а рассказать смешно могут единицы.
Романцев неудачно продал "Спартак" - да. Но команды его играли в обалденный футбол.