Три корнера – не пенальти. Как играли на коробках в начале нулевых
Во время репортажей комментаторы, когда одна из команд подает много уголовных подряд, любят употребить штамп, что, дескать, в дворовом футболе три корнера – это пенальти.
Во дворе Александра Шмурнова, возможно, и бытовало такое. Но на коробках, где приходилась играть мне и близко не было подобного закона. А как было-то? Об этом в субъективном гиде по дворовому футболу начала двухтысячных.
Основные моменты
Обычно на матчи приходило порядка пяти команд, не считая одиночек, которые всегда были готовы «зайти» в любую дружину. Состав состоял из четырех полевых и воротчика. Самый первый матч игрового дня начинали команды, которые пришли раньше всех. Матч длился 10 минут или до двух забитых мячей. Если счет был ничейным, то вылетала команда, которая до этого провела больше матчей. Если обе команды провели одинаковое количество матчей, то их сменяли две новые команды.
Когда мяч покидал пределы площадки, то он вводился низом от борта (ауты) и ударом от ворот. Бортики свободно использовались для обводки. Площадка представляла собой хоккейную коробку с пластиковыми бортами.
Когда после удара в стиле Василия Баранова мяч улетал в соседний микрорайон, в путешествие за ним приглашался автор, а судья-хронометрист (тот, у кого были часы из отдыхающей за пределами площадки команды) останавливал время. Иногда мяч застревал под припаркованными неподалеку машинами, тогда автору приходилось прилично попотеть, чтобы вызволить игровой снаряд из плена.
Если у команды не было четко определенного вратаря, то все игроки стояли до гола, здесь иногда возникали разночтения, стоять ли просто до гола или до гола в свои («наши») ворота. Опытные игроки обговаривали этот момент заранее.
В спорных игровых ситуациях (назначение пенальти, штрафного, определение гола) в роли третейского судьи выступали взрослые и наиболее авторитетные из числа команд отдыхающих за пределами коробки. Удаление игрока или даже предупреждение было делом невиданным.
Чтобы заработать пенальти надо было серьезно постараться. Это должен был быть какой-то явный, умышленный или грубой фол в непосредственной близости от ворот. К слову, пенальти исполнялся в пустые с центра поля верхом, то есть мяч должен был попасть в ворота предварительно не коснувшись земли.
Составы
«Мужики». В еженедельных футбольных битвах всегда присутствовала так называемая команда «Мужиков». Средний возраст команды 40+. В составе обычно был условный дядя Саша – по легенде когда-то давно занимавшийся футболом профессионально, но в какой команде и на какой позиции он выступал – этой информации летописи не сохранили. У дяди Саши с тех пор остались кое-какие навыки, но физическая форма оставляла желать лучшего. Обычно он учил правильной на его взгляд игре в футбол юных соперников, иногда закладывал эффектные финты, порой просто закладывал.
Антипод дяди Саши – дядя Коля. Всю жизнь он провел в дворовом футболе. Техника он обладал немного дубовой, стиль игры напористый и прямолинейный. Также дядя Коля обладал мощным ударом, от которого, впрочем, чаще страдали прохожие за воротами нежели голкиперы противников. Физически дядя Коля был готов прекрасно и зачастую давал фору юным коллегам.
Бессменным голкипером команды считался дядя Толик. У него наблюдались проблемы с режимом. Коробку он нередко посещал будто бы немного под хмельком. Однако на его уровне игры это не особенно сказывалось. Дядя Толик обладал уникальной техникой, сэйвы он совершал ногами, грудью, затылком, иногда казалось, что он сам для себя установили запрет на игру руками. Он слыл надежным голкиперов и его частенько арендовали другие команды.
Когда у «Мужиков» не хватало игроков они рекрутировали кого-то из молодых. Для большинства считалось почетным сыграть за старших товарищей.
Их форму составляли штаны, олдскульные кеды и футболки без надписей.
«Ребята из секции». Представителей этой команды можно было отличить не только по уровню обращения с мячом, но и по амуниции. Они надевали что-то из формы, которую им выдавали в секции. Обычно это было шорты или гетры. Некоторые выходили и в полной амуниции. Это как правило делали те, кто в команде ДЮСШ сидел на банке.
Играли профессионалы на расслабоне. Нередко с ними приходил вратарь, который всеми силами рвался играть «в поле», преимущественно в нападении. Но в особо важные моменты его все-таки отправляли в рамку. В жесткие стыки «Ребята из секции» обычно не шли, но могли и завестись. Болезненно переживали поражения и могли начать ссориться между собой. Наряду с «Мужиками» априори записывались в фавориты заруб на коробке «Фанаты дворового футбола».
Этих ребят либо не принимали в секцию, либо отчислили оттуда, а, возможно, они просто не пробовали туда записаться. Игроки команды приходили в дни главный сражений на коробочке (суббота и воскресенье к десяти утра) раньше всех остальных и уходили последними. Фаворитов побеждали редко, но каждую победу праздновали самозабвенно и долго потом вспоминали эпичные события. Когда начинало темнеть лучшие игроки вдоволь наигравшись покидали арену. «Фанаты дворового футбола» делились на две команды между собой и продолжали гонять круглого.
Их форму составляли футболки звезд футбола той эпохи, в начале двухтысячных в этой команде чаще всего мелькали Бекхэм, Зидан, Фигу, Шевченко, Дель Пьеро.
«Лидер двора и его свита». Также частыми гостями коробочки были главные сорвиголовы микрорайона, уличные пацаны с антисоциальными наклонностями. Их вожак – преданный поклонник футбола, остальная часть команды приходила скорее по требованию своего лидера нежели по велению сердца.
Матчи хулиганы посещали нерегулярно. Эта сборная двора обычно ходили в аутсайдерах, а ожидая своей очереди на игру покуривали и позволяли себе другие излишества. Несмотря на это во время игр действовали вполне корректно, пусть и на грани фола.
Иногда, когда команды собирались по домам среди двух лучших команд, устраивался так называемый матч на кубок до пяти голов. А при счете 4:4 назначалась серия пенальти из трех ударов.
Мифы
Три корнера пенальти. Как уже написано выше про это правило разве что слышали от представителей старшего поколения. Но оно никогда не применялось.
Самый толстый – на ворота. Во многих текстах, посвященных дворовому футболу, постоянно постарается этот постулат. На нашей коробке был только один толстый вратарь, но он всегда занимал место в рамке по своей воле, подражая своему кумиру голкиперу Динамо Андрею Сметанину. Обычно в командах либо были штатные вратари, либо они просили поиграть в воротах киперов из отдыхающих команд, в крайне случае игроки менялись в рамке до гола.
Приходят бухие гопники и начинают просить ударить. На нашей коробке в разгар матчей такую картину сложно было представить. На поле и около него находилось порядка 30 человек играющих и ждущих своей очереди. Если в этот момент влезал какой-то забулдыга со своей просьбой, в лучшем случае его вежливо выпроваживали. К тому же среди игроков всегда находился кто-то из знакомых возмутителя спокойствия, который доступно объяснял ему, что максимум можно продемонстрировать свой супер удар запасным мячом за пределами поля.
Конечно, гопники были среди играющих команд. Но футбол скорее помогал наладить коммуникацию с ними, ведь когда вы вчера играли вместе, то завтра он вряд ли захочет кинуть вас на бейсболку Шарлотт Хорнетс. Вынеси попить, а то меня загонят. Обычно все приходили со своей водой набирая ее дома в 2,5 литровые бутылки. Также неподалеку была колонка, где можно было раздобыть живительной влаги. В крайнем случае, скидывались деньгами и шли в магазин.
Вратарь-гоняла – иногда это выражение употреблялось в рамках каких-то фольклорных историй. Однако такого понятия никогда не было. Вратарь мог запросто, если ему хотелось выходить играть в поле. Для этого объявлять себя мифическим вратарем-гонялой не требовалось.
Хозяин мяча уходит – игра заканчивается и все расходятся по домам. Даже если владелец основного мяча по каким-то причинам уходил из игры (как правило это был кто-то из «Мужиков») то был еще один мяч, классом похуже. В крайнем случае, хозяин мог оставить мяч, и даже не просил занести, так как все знали где он живет, либо забирал к себе домой и приносил в следующий выходной.
Гол в «очко» считается за три. Пропустить гол между ног, в «домик» неприятность для любого вратаря. Однако правила, что такое взятие ворот является более ценным чем любой другой гол никогда на нашей коробке не было.