Адам Лаллана возвращается, но можно ли на него положиться?
Адам Лаллана вернулся к тренировкам после своей одиннадцатой травмы, полученной после перехода в «Ливерпуль», но ему достаточно тяжело будет вновь завоевать место в составе. Ниже объясняются причины данного вывода.
Пропустив предыдущие 7 матчей из-за травмы мышц паха, 30-летний англичанин вновь в строю и готов появиться на поле в матче против «Хаддерсфилда», но давление на игрока остается прежним — сможет ли он вернуться полноценно в состав и стать одним из тех, на кого сможет положиться тренер, кто увеличит глубину состава?
Достаточно сказать, что это будет тяжелая битва, особенно с учетом продолжающей расти истории болезни:
Что действительно настораживает — количество повторяющихся травм мягких мышечных тканей, полученных с начала сезона 2015/16 — в сумме эти повреждения стоили игроку около 8 месяцев больничного и порядка 50 пропущенных матчей.
Чтобы понять, почему травмы задней поверхности бедра и мышц паха столь проблематичны для футболистов, необходимо более детально рассмотреть этот вопрос:
ТТравмы задней поверхности бедра
Мышцы задней поверхности бедра постоянно находятся под нагрузкой во время матча по двум причинам:
ТТорможение
При замедлении мышцы задней поверхности бедра опорной ноги создают базу и опору для каждого следующего шага вперед:
Мышцы задней поверхности бедра удлиняются, напрягаясь, чтобы контролировать движение колена
Такая нагрузка происходит на каждом шаге.
В добавок, когда Лаллана хочет замедлиться, мышцы задней поверхности бедра нагружаются в первую очередь и обеспечивают снижение скорости. Чем быстрее он бежал в момент торможения, тем больше нагрузки на мышцы.
Нет никакого совпадения в том, что чаще всего подобные травмы случаются при торможении после бега на высокой скорости.
Чтобы выполнить данную задачу, мышцы задней поверхности бедра напрягаются в момент удлинения, что также известно как «эксцентрическое сокращение», что является полной противоположностью «концентрическому сокращению», при котором мышца напрягается в момент сокращения своей длины. Картинка ниже наглядно иллюстрирует разницу между этими двумя состояниями:
Слева — эксцентрическое сокращение — мышцы удлиняются во время напряжения. Справа — концентрическое сокращение — мышцы уменьшаются в длине во время напряжения.
Эксцентрическое сокращение гораздо сильнее нагружает мышцы. Фактически, болезненные ощущения, которые мы чувствуем после тренировок как раз связаны с эксцентрическим сокращением во время работы с весом.
Далее, мышцы задней поверхности бедра тормозят бьющую ногу во время удара по мячу, что несёт в себе еще больше нагрузки:
Мышцы задней поверхности тормозят и контролируют бьющую ногу во время удара, вызывая эксцентрическое сокращение
Вторая причина, по которой на мышцы задней поверхности бедра футболситов выпадает огромная нагрузка — это:
ООдновременное напряжение бедра и «выпрямление» колена
Одновременное насильное напряжение бедра и «выпрямление» колена также добавляют нагрузку на мышцы задней поверхности бедра:
Одновременное напряжение бедра (выпрямление ноги и напряжение мышц) и колена (выпрямление коленного сустава) добавляют нагрузку на мышцы задней поверхности
В видах спорта, в которых от игроков требуется данный вид движения, гораздо чаще встречаются травмы задней поверхности бедра. Очевидно, что футбол — один из них.
Лаллана находится в постоянной необходимости совершать оба вида нагрузок. В добавок к этому, он находится в главной группе риска получения повторных травм:
Самый частый риск рецидива — ранее полученные подобные травмы. Исследования показали, что спортсмены, получавшие подобную травму, имеют риск получить её повторно в 2-6 раз больше, чем прежде.
Дальше — больше. Чаще всего рецидив происходит в первые два месяца после восстановления от предыдущей травмы, но дальнейший риск по-прежнему остается повышенным.
Некоторые исследования показали, что риск рецидива травмы спустя год после восстановления в три раза выше, чем получить подобное повреждение изначально.
Медицинская карта Лалланы достаточно большая, и он до сих пор в годичном окне повышенного риска рецидива (последняя официальная травма задней поверхности бедра была в марте 2018 года).
Второй фактор риска для Адама — возраст. Согласно исследованиям, с возрастом увеличивается риск получения подобной травмы. Например, спортсмены от 23 лет подвержены подобной травме в 3.9 раз сильнее, в то время как спортсмены от 25 лет рискуют травмировать заднюю поверхность уже в 4.4 раза больше.
По большому счету, риск получения травмы задней поверхности бедра растет на 30% с каждым годом профессиональной футбольной карьеры.
Количество ускорений коррелирует с количеством травм задней поверхности бедра. Игровая модель Юргена Клоппа с обилием перемещений и высоким прессингом подразумевает активное передвижение по полю и большое количество ускорений.
В добавок, модель игры немецкого специалиста ведёт к усталости, которая тоже играет немаловажную роль в риске получения травмы.
По всем этим причинам мы вполне небезосновательно можем опасаться, что Адам Лаллана вновь получит травму задней поверхности бедра. Как бы то ни было, гораздо опаснее выглядит повреждение, из-за которого англичанин пропустил начало нынешнего сезона…
ТТравма паховых мышц
«Пах» — расплывчатый термин, но у футболистов он чаще всего ассоциируется с растяжением приводящих паховых (группа из пяти мышц) или подвздошно-поясничных мышц (группы из двух мышц). Обе группы расположены в области паха:
Синим обозначены приводящие паховые мышцы (еще 2 расположены глубже и не отражены на картинке)
Синим обозначены подвздошно-поясничные мышцы
Как и мышцы задней поверхности бедра, эти группы мускулов также подвержены постоянной нагрузке во время матчей. Они задействованы при беге, любых ударах, ускорениях/замедлениях, поворотах и любых боковых движениях. По этим причинам повреждения паховых мышц являются самыми распространенными во взрослом мужском футболе, составляя 11-16% от общего числа травм.
Вполне логично, что чем выше уровень игрока, тем выше нагрузка, выпадающая на его мышцы (вследствие интенсивности и частоты матчей). Не совпадение, что процент травм паховых мышц растёт с уровнем соревнований, что в свою очередь может привести к замкнутому кругу постоянных рецидивов.
Более, как и в случае с травмой задней поверхности бедра, Лаллана имеет несколько рисков дальнейших рецидивов:
Вновь наивысший риск получения травмы — её наличие в прошлом.Исследования показывают, что риск Адама получить данное повреждение повторно в семь раз выше, чем у игрока, ранее не имевшего проблем с паховыми мышцами.
Возраст тоже остается важным фактором. Возрастные изменения в организме влияют на ткани мышц, которые становятся менее эластичными, в следствие чего выдерживают меньшие нагрузки и более подвержены травмам.
В добавок к специфическим рискам рецидивов травм задней поверхности бедра и мышц паха, существует еще одна вещь, влияющая на возможность Лалланы двигаться дальше.
ККинетическая цепь.
Тело человека состоит из нескольких взаимозависимых частей, каждая из которых полагается на другую в вопросе распределения нагрузки — как звенья в цепи:
Сверху вниз — шейный, грудной, поясничный отделы позвоночника, тазобедренный, коленные и голеностопные суставы
Когда одно из звеньев травмировано, остальным приходится брать на себя его нагрузку. Это напоминает групповой проект, когда ни один из его участников по отдельности не тянет данную ношу.
Обильная история травм Лалланы может изменить механику движения и привести к компенсации нагрузки другими звеньями организма. Фактически, некоторые мышцы могут брать на себя чрезмерную нагрузку и перегружаться. С этой точки зрения исследования показывают, что риск получения травм мышц паха или задней поверхности бедра увеличивается, если травмирована какая-либо мышца, расположенная ниже по ноге. Для бывшего игрока «Саутгемптона» это становится еще одним фактором.
ЗЗаключение
Эта статья может выглядеть как Дэбби Даунер (слэнговое выражение, отсылающее к героине популярного в Британии ситкома, которым обращаются к пессимистично настроенному человеку или тому, кто приносит лишь плохие вести). Как бы то ни было, хотелось бы прояснить, что данные риски характерны для всех футболистов, переходящих в категорию «возрастных», имеющих достаточно длинную историю травм мягких мышечных тканей, играющих в достаточно энергозатратной модели. Но они не означают неизбежность.
Если Лаллана сможет вернуться — что может произойти с высокой вероятностью, Клопп — не дурак и, безусловно, будет крайне осторожно подходить к профилактике травм и нагрузкам игрока, у Адама есть потенциал вновь стать ценным членом состава.
Означает ли это, что англичанин сможет играть полные матчи? Очень сомнительно. Но есть шанс, что, вернувшись, он сможет стать важным игроком ротации.
Безотносительно всего, я не раз видел, как повторяющиеся травмы негативно влияли на психическое состояние футболистов, поэтому надеюсь, что в этом вопросе Адам смог избежать неприятностей.
DDr. Rajpal Brar, доктор-физиотерапевт, Injury Insight