Как заложенный дом и кредиты спасли ЧМ 94 в США
Чемпионат Мира 1994 в США года стал первым турниром в истории, который финансировался за счет кредитного займа. Спустя почти 25 лет трудно вспомнить то время, когда американский мундиаль был, фактически, бомбой замедленного действия. Всего лишь 300 млн. долларов США смогли изменить не только американский спорт, но и футбол во всем миру.
А все потому, что представитель местной футбольной федерации, адвокат Скотт Летелье, заложил свой дом.
До 1994 года соккер в США был на задворках других спортивных организаций. После распада североамериканской футбольной лиги (NASL) в 1982 году наш любимый вид спорта «отступил» в городские парки и университетские кампусы. Умирающая игра билась в конвульсиях и, к началу 90-х годов, мало кто воспринимал игру со всей серьезностью.
Соккер имеет достаточно долгую историю в Северной Америке: американский футбол стал культивацией этой игры. Корни разрастались еще с английских колоний по ширине всего Атлантического побережья. Спустя годы в любом городе можно было увидеть людей, играющих в организованных лигах, сформированных по этническому принципу.
СМИ обращали мало внимания на этот феномен. Люди, играющие в футбол, говорили с забавным (чаще всего ирландским) акцентом, были «белыми». Определенной частью населения соккер воспринимался, как «порождение коммунистического отребья». Главное идеологическое противостояние 20 века не могло не отразиться на любви миллионов.
Телеведущий Андрес Кантор говорил о распространенном заблуждении, что в США любви к футболу до ЧМ 94 не было вовсе. Люди забывали, что испанское телевидение показывало игры каждую неделю, начиная с 1987 года. Кантор удивлялся, почему местное население было так шокировано, когда на стадионы приходило по 70 000 человек на игры Кубка Мира.
Тогда в США не было профессиональной лиги и национальной сборной. Конечно, американские футболисты смогли шокировать сборную Англии на Чемпионате Мира 1950 года (1:0 – гол Джо Гатьенса на 38-й минуте встречи), но до начала 90-х годов они не появлялись в финальных стадиях турнира. Национальная команда преимущественно состояла из студентов колледжей и не была даже близкой к тому, чтобы дать бой самым конкурентоспособным коллективам.
Понятно, что многим футбольным гегемонам было трудно осмыслить факт того, что страна, которая фактически никогда не играла на высшем уровне, может провести настолько крупное спортивное мероприятие. Но, несмотря на скептические настроения, у американцев не было сомнений – они должны были собрать достойную команду. По их мнению невозможно, что народ, отправивший человека на Луну, не смог бы организовать достойный мундиаль.
По сути, американская заявка на проведение ЧМ была сформирована любителями и для любителей. Да, у них была большая спортивная инфраструктура и огромное количество иммигрантов, которые могли обеспечить большую аудиторию на каждой игре, но определенный скепсис все же присутствовал.
Чак Блейзер, бывший генеральный секретарь КОНКАКАФ, говорил, что для них не было логичной причины проводить турнир, и американская сторона должна была быть более профессиональной. У делегации США совсем не было денег, что сподвигло экс-президента USSF Вернера Фрикера обратиться к лоббистской фирме Эдди Мае. Именно эта компания добилась получения кредита на сумму в 500 000 долларов.
Неудивительно, что все деньги скоро закончились. Вернер пошел в банк в Пенсильвании для получения нового кредита в 750 000$, но процентная ставка была огромной на тот момент – сумма переплаты достигала 1,5 млн. $. На самом деле проблемы могло не быть, но тот банк был закрыт Федеральной Налоговой Инспекцией и оргкомитет не смог получить срочный кредит. Это была катастрофа.
Фрикер, который скончался в 2001 году, пытался найти решение, наняв Патрика Нэлли, специалиста брокера, которому удалось заключить сделку с NBС и получить 1 млн $ от британского Midland Bank. Одна из проблем заключалась в том, что Нелли не понравился представителям ФИФА. К тому же, футбольные функционеры не могли подписаться на заявленную телевизионную сделку.
Так Летелье (о котором было упомянуто в начале рассказа) заложил свой дом. Его соратники, по воспоминаниям самого адвоката, думали, что он под наркотиками, ведь через 4 месяца нужно было бы выплатить в одиночку 100 000 $. Он отводил весь гонорар за адвокатскую практику на погашение этого кредита.
Турнир был спасен благодаря участию игроков по американскому футболу. Известный в прошлом халфбек (игрок, находящийся позади всех игроков нападения, в задачу которого входит пронос мяча вперёд во время бегущих розыгрышей) Дик Казмайер работал на немецкую компанию и лично гарантировал 8 млн. долларов кредита для заявочного комитета. Это оказалось весомым подспорьем, ибо деньги у Летелье стремительно заканчивались.
Несмотря на очевидные успехи, у американцев по-прежнему была серьезная проблема – большой разброс полей по стране. На помощь пришла Ассоциация Американского Футбола, которая предоставила свои арены в аренду с фиксированной ставкой. Летелье даже не представлял, как будет все выплачивать, ведь ни у него, и у кого-либо другого не было уверенности в получении денег от потенциальной аудитории.
Но все закончилось хорошо.
После турнира
После успешного ЧМ 1994 американской делегации достались весомые бонусы. Удачный турнир полностью изменил экономическую составляющую Кубка Мира, превратив его из многомиллионного события в многомиллиардное. В дальнейшем, во многом благодаря США, футбол стал развиваться, как бизнес проект.
Сегодня жителям Северной Америки доступно больше футбола, чем для всего остального земного шара – 4 кабельных канала полностью посвящены лучшей в мире игре. МЛС развивается бешеными темпами и приносит огромную прибыль. Сборная прошла отборочный этап 7 чемпионатов мира, а сотни американцев профессионально играют в футбол не только в США и в Латинской Америке, но и в Европе. Чемпионат Мира 1994 года стал самым большим наследием в истории профессионального спорта.
И все благодаря энтузиастам.
Изучайте футбол!
Спасибо за чтение.
Расскажите о своих воспоминаниях/мнении о ЧМ 94 в комментариях.