9 мин.

Родионов: «Вопросы психологии сегодня выходят на первый план»

Президент Академии «Спартак» имени Ф. Черенкова дал интервью официальному сайту.

Сергей Родионов в январе возглавил Академию «Спартак» имени Ф. Черенкова. За время его руководства спартаковцы достойно выступили на зимнем первенстве Москвы, громко заявили о себе на международных турнирах в Италии, завершили первый круг летнего первенства Москвы на первом месте. Об итогах полугода работы Сергей Юрьевич рассказал в интервью для официального сайта клуба.

— Успехи последнего времени я бы не стал связывать с моим приходом, — отметил Сергей Юрьевич. — И до Родионова Академия «Спартак» нормально функционировала. Но ведь совершенству нет предела, всегда есть к чему стремиться. Как таковая Академия существует совсем недавно. Раньше у спартаковских воспитанников не было в распоряжении такой инфраструктуры — стольких полей, тренажерного зала. Поэтому сейчас наша задача — по максимуму использовать уникальный спортивный комплекс в Сокольниках, наличие которого дает возможность Академии работать еще лучше, качественнее.

— Стартовым для вас в качестве президента Академии турниром было зимнее первенство Москвы. Какие впечатления оставили эти соревнования, как оцениваете их результаты?

— В зимнем первенстве мы не ставили во главу угла результат. Этот турнир — один из этапов подготовки к первенству летнему. Основной задачей было просмотреть большое количество футболистов, благо заявка это сделать позволяла. Из впечатлений, к сожалению, не самых приятных — проведение ряда матчей зимой на открытом воздухе. В 70-е годы играли на улице, потому что не существовало крытых манежей, синтетических полей. Но на дворе двадцать первый век, и есть возможность проводить матчи в закрытых помещениях. Академия готова к переговорам с Московской федерацией футбола о проведении в нашем манеже всех матчей, которые сможем принять. В первую очередь — для того чтобы дети получали удовольствие от игры. На мой взгляд, если эти матчи будут проходить в манеже, зимние соревнования станут гораздо интереснее.

— Следующим этапом подготовки к летнему первенству стали международные турниры, на которых спартаковские воспитанники выступили весьма успешно...

— Действительно, команды трех старших возрастов ездили на турниры в Италию, где выступили очень достойно. Юноши 1994 года рождения не уступили ни в одном матче, проиграв две встречи лишь в серии послематчевых пенальти. Быть может, для побед команде не хватало ребят, задействованных в тот момент в дубле. Тем не менее итоговое 4-е место при хорошем качестве игры мы считаем положительным результатом.

Команда 1996 г. р. свой турнир выиграла. Победа была отнюдь не легкой, но в сложные моменты наши воспитанники смогли проявить свои лучшие качества. На соревнованиях в Италии среди команд 1995 года рождения я побывал вместе с нашими воспитанниками. Чтобы представить уровень турнира, достаточно сказать, что в нем принимали участие «Аталанта» и «Ювентус». Все игры оказались для нас очень сложными, говорить о подавляющем преимуществе в матчах против команд ведущих европейских академий не приходится. Хочу отметить командный дух, который проявили наши ребята 1995 года рождения. Благодаря ему команда выиграла не только две встречи в серии послематчевых пенальти, но и турнир в целом. Один из главных плюсов международных турниров — их информативность. На таких соревнованиях можно сравнить наш уровень с уровнем ведущих футбольных школ Европы, понять, в чем мы пока уступаем.

— Что показали эти турниры? Над чем надо работать?

— Если брать технические навыки, то мы уступаем большинству европейских команд в скоростной технике владения мячом. Еще один важный вывод, сделанный после этих соревнований, заключается в том, что вопрос психологической подготовки, особенно в командах старших возрастов, выходит на первый план. У нас пока что нет психологического фундамента, с которым нужно выходить на каждую игру. На один матч выходим очень сконцентрированные, в другом — позволяем себе недооценить соперника, занизить планку. И потом, когда вдруг пропустим, приходится эту планку поднимать по ходу матча, а это очень сложно даже для опытного футболиста. Те же «Аталанта» и «Ювентус» на игру выходят с конкретной целью и с первой минуты начинают ее воплощать. Видно, что они готовы побеждать, проявлять свои лучшие качества в условиях экстремальных. Получается у них или нет — вопрос другой. Нам надо научиться проявлять свои лучшие индивидуальные качества в сложных ситуациях. Будем подтягивать и скоростную технику, и тактику, но, повторю, одним из главных направлений сейчас является психологическая подготовка наших воспитанников.

— Не стала ли психология причиной не самого удачного выступления команды 1994 года рождения на первенстве России в Крымске?

— Стала. «Спартак» по потенциалу, по выступлению в групповом этапе и четвертьфинале был явным фаворитом турнира. Присутствовавшие в Крымске специалисты в один голос утверждали, что противников для нашей команды здесь нет и мы как минимум должны быть в финале. К сожалению, эти разговоры дошли до наших футболистов и прочно засели в их головах. Мы — руководство и тренерский штаб — не сумели изменить восприятие ребят, которые после группового этапа уверовали в то, что уже выиграли турнир. Академия же им. Коноплева с трудом вышла в полуфинал, каждую игру проходила с боем. А в матче против нас самарские юноши просто продемонстрировали свои лучшие качества. Ну а «Спартак», забив в 4 играх группового этапа 17 мячей, психологически оказался не готов к той борьбе, которую предложила Академия им. Коноплева. К матчу за 3-е место против «Ротора», который также был проигран, наши ребята просто не успели отойти. С выпускной командой связан и еще один сложный психологический момент — переход игроков из Академии в молодежный состав, подписание трудового договора. Хотя большинство из них пока что не являются игроками основы «молодежки», некоторые ребята забывают, что выросли в Академии. Появление новых материальных благ не мобилизует юношей так, как нужно. Поэтому мы, руководители Академии и тренерский штаб молодежной команды, будем работать над тем, чтобы психологически ребята были лучше готовы к этому переходу.

— В чем вы видите решение задачи изменения психологии юных футболистов?

— В воспитании. Причем на начальном этапе подготовки игроков. Отмечу, что должно проходить воспитание как юных футболистов, так и их родителей. Поясню. На вопрос о цели тренировок сына папа одного из мальчишек самого юного возраста однозначно отвечает: «Подписание профессионального контракта». Согласен, мы должны готовить своих воспитанников к профессиональному футболу. Только давайте это делать поэтапно, а не с 8 лет хотеть оказаться в молодежной команде! Нужно пройти все стадии, причем постепенно. Сначала это удовольствие, потом — совершенствование, затем — закрепление, а уже ближе к выпуску — настрой на серьезный профессиональный футбол.

— Для всех родителей их ребенок — лучший. Не мешают ли порой родительские чувства тренировочному процессу?  

— Сразу отмечу, что это не вина родителей. Они любят своих детей, и от этого появляется пелена, которую нам надо постараться убрать. Некоторые родители, желая, чтобы их ребенок стал успешным футболистом, начинают его с юных лет вести самостоятельно, стараются подсказывать ему во время матчей. Но зачем тогда существует тренер? Разумеется, каждый отец или мама — это авторитет для ребенка. И когда маленький мальчик во время игры от тренера слышит одно, а от папы с трибуны — прямо противоположное, он приходит в растерянность, не знает кого слушать. На родительских собраниях я прошу не ставить детей в тупик ненужными выкриками, а дать им возможность играть, получать удовольствие. Для подсказок достаточно тренера.

— При вас уже прошло несколько наборов в Академию. Много ли желающих попасть в «Спартак»? Что можете сказать об уровне подготовки приходящих на набор детей?  

— Желающих довольно много. Например, на последнем наборе у нас было 120 мальчишек. Что касается качества — к сожалению, лишь немногие ребята нам походят. Мы с удовольствием возьмем мальчиков, приходящих к нам на наборы, но при условии, что они будут играть лучше футболистов, которые уже обучаются в Академии, или хотя бы на том же уровне. Но, увы, уровень готовности большинства из них не дает нам оснований пригласить ребенка в «Спартак». Мы бы и рады научить всех, но в Академии есть лимит на количество человек в каждой команде.

— Раньше на наборы приходило большее число ребят, способных составить конкуренцию воспитанникам Академии. В чем видите причину снижения уровня подготовки?

— Причина проста: у современных детей общефизическая подготовка гораздо хуже той, что была в советское время. Детям необходимы общеразвивающие упражнения, регулярная физическая нагрузка. Раньше мальчишки в свободное время играли в прятки, жмурки, в дворовый футбол, а на школьных уроках физкультуры — в баскетбол, волейбол, занимались гимнастикой, акробатикой, лазали по канату. Такие футболисты, как Черенков, Гаврилов, познавали азы футбола во дворе. Сейчас дворового футбола нет, и ярких индивидуальностей с особым игровым почерком становится все меньше. Пробелы в физической подготовке детей мы вынуждены заполнять в Академии: ввели такие дисциплины, как акробатика, батут, аэробика.

— При вас в «Спартаке» открылись платные группы повышения футбольного мастерства. Их появление вызвало неоднозначную реакцию…

— Ничего плохого в создании коммерческих групп я не вижу. Открывая их, мы знали, что столкнемся с проблемой непонимания. Главная наша цель — дать возможность детям дважды в неделю заниматься спортом в хороших условиях, под руководством высококвалифицированных тренеров. Родители знают, что их ребенок при деле, с ним занимаются профессионалы. Как знать, может кто-то из мальчишек, усовершенствовав свои навыки, будет переведен в команду Академии. К слову, стоимость у нас гораздо ниже, чем в других коммерческих группах.

— Возвращаясь к теме турниров... Позади — первый круг летнего первенства Москвы. Академия «Спартак» завершила его с отличным результатом — на первом месте в общекомандном зачете.

— На каждом тренерском совете я «убираю» слово «результат». Конечно, спорт подразумевает результат, но это понятие не должно превалировать у ребят и давить на тренера. Наставник команды не может сказать своим подопечным о том, что результат не нужен. Но в то же время он должен понимать, что критериями оценки его работы являются качество игры, индивидуальное мастерство каждого мальчика и выполнение учебно-тренировочного плана. Мы должны поменять менталитет наших тренеров, сделать так, чтобы они работали в спокойной обстановке, не боясь ежесекундно, что их уволят за плохой результат. Первое место сейчас не главное, гораздо важнее — вырастить и подготовить футболистов для молодежной команды и основного состава «Спартака». Если говорить непосредственно о первом круге летнего первенства столицы, меня очень порадовала игра наших воспитанников против «Локомотива». Дело не в том, что обыграли его с итоговым счетом 13:1. По игре мы уступили «железнодорожникам» только лишь командой одного возраста, в остальных матчах были сильнее. Если мы будем работать на качество и демонстрировать такую игру, результат придет.

— Жизнь воспитанников Академии футболом не ограничивается, они еще учатся в общеобразовательной школе. Следите за успехами юных спартаковцев в этом направлении?

— Мы уделяем пристальное внимание обучению наших воспитанников в общеобразовательной школе. Стараемся донести до ребят, что им нужно учиться. Ведь сейчас футбол — игра интеллектуальная. Чтобы выполнять сложные тактические схемы, необходимо быть образованным человеком.

К тому же, может быть, кто-то из них не продолжит играть в футбол по разным причинам, но все они должны быть развитыми. Ребята разные, кому-то обучение дается легко, другим — сложнее. Все наши выпускники успешно сдали ЕГЭ и поступили в институт.