Как идет тебе черно-белый цвет
Размышления Михаила Калашникова относительно внешней и внутренней «картинки» российского футбола, не скрою, вызвали у автора данных строк определенный интерес. Связан он, в первую очередь, с возможностью свежим взглядом присмотреться ко всему происходящему вокруг. Речь не идет о рассматривании тех самых проплешин среди болельщиков и попытках найти яркие краски в замутненных трансляциях из Нальчика. Всего лишь наблюдение: в этом сезоне почти каждые два-три тура в матчах РФПЛ происходит что-то из ряда вон выходящее. Как в пределах кадра – история прошлого тура в Грозном, так и оставшееся за ним - ситуация с Лазовичем и электрошокером. Это если брать во внимание совсем уж радикальные случаи. О поведении, например, лжеболельщиков или отвратительном состоянии газонов по весне, видимых даже на черно-белых экранах, задумываться уже не приходится – подобное уже скорее данность. Вывод напрашивается следующий: качество футбола в большинстве матчей и качество сопутствующего антуража по этой самой «картинке" скорее гармонично дополняют друг друга, нежели создают диссонанс. Выглядит продукт отечественного производства именно так, как должен. Нет, даже больше – так, как этого заслуживает.
Радующая во всех отношениях глаз картинка на играх АПЛ, как справедливо было отмечено, не сразу таковой стала. Относительно телепоказа и разнообразных графических, статистических фишек. Но другие, не менее важные и значимые составляющие общеприятного впечатления существовали на Туманном Альбионе издревле. Красивые стадионы, ухоженные поля, заполненные до отказа трибуны, в том числе и на баталиях клубов «сельской местности» - все это не стояло на месте и развивалось параллельно с футболом. Телевидение и иные современные технологии в разных своих проявлениях просто-напросто не захотели отставать от хода времени. Телевидение «просекло», что на всем этом можно заработать, нарастить рейтинг и приобрести еще вагон и маленькую тележку всяческих «полезностей». Сотрудничество взаимовыгодное, результат общеизвестен. Процесс же становления футбола в нашей стране не то чтобы выбирает свой дальнейший путь, отталкиваясь от определенной базы, а, на мой взгляд, еще только начинает «подавать ростки». Наш футбол ведь еще очень молод по сравнению, отчасти некорректному, с Англией. И то, что он пока сер и уныл – следствие как этой молодости, так и следствие сугубо историческое.
Написать дальнейшую историю в более ярких красках – процесс явно комплексный. Причем внешняя оболочка, как мне представляется, вещь, конечно, не последняя, но далеко и не первая. Всегда ведь неприятно взять в руки что-то с виду хорошее, а затем глубоко разочароваться во внутреннем содержании. Так, например, действительно мощный ход в создании позитивного имиджа – открытие и содержание клубами (частными инвесторами, кем-либо еще) своего телеканала, назовем его «Футбол-24», в вышеобозначенном плане также противоречив. Противопоставить мифическому «Футбол-24» можно вполне себе реальный продукт «КХЛ-ТВ», функционирующий на спутниковых платформах уже не первый день. Деньги, вкладываемые в его содержание, отнюдь не являются стабильным гарантом красоты и качества. Трансляции из дальних регионов страны, к слову, важнейший критерий оценки, по-прежнему ведутся словно на камеру мобильного телефона. Более того, когда КХЛ еще только делала первые шаги в формировании определенного продукта, в том числе и налаживая связи с телевидением, начиная закачивать в эту сферу деньги, почему-то вдруг на одном из матчей не оказалось экстренной бригады скорой помощи, вследствие чего трагически погиб такой молодой и одаренный игрок как Алексей Черепанов.
При написании красивой надписи на заборе, мы часто забываем о нем самом. Что его надо чинить, поддерживать в рабочем состоянии, делать все возможное, чтобы он однажды и неожиданно не рухнул. Это достигается реальными делами и трудом, а не орудованием баллончиками с дорогостоящей краской. Этим орудованием, по сути, и занимается нынешний президент РФС Сергей Фурсенко. За собственными красивыми словами, пламенной речью Мутко и роликом «Саша, Wake up» мало какие полезные действия следуют в решении давно накопившихся проблем, которые не только не способствуют привлекательности российского футбола, но и мешают ему расти.
Говоря о клубах, в которых Михаил видит определенную опору, то следует выделить один немаловажный нюанс. Если вновь обратится за примером в переживающую не лучшие дни Англию, то несмотря на безусловно существующую разницу в классе, финансовой пропасти (конечно, не такой, как в России) между богатыми и бедными, команды действительно стараются держаться в сообществе, имеющего рамки. Судьба АПЛ, Чемпионшипа, дивизионов ниже, а, следовательно, основной части структуры английского футбола, а значит и благосостояния каждого игрока в отдельности, волнует всех. Поэтому, в общих интересах сделать свою лигу во всех смыслах узнаваемой и рентабельной не теряя при данном процессе основ конкуренции. В России «Анжи», «Зенит» и другие доходные команды никогда не поделятся деньгами или чем-то еще для общего блага. Во всяком случае, трудно такое представить. Подобное даже не вписывается в особенности национального менталитета. Как видим, действия по «раскраске» сверху и снизу либо невозможны совсем, либо не понесут в себе ровным счетом никакой практической пользы.
Вообще, под процессом регулирования родного футбола в сторону «яркости» я понимаю действия, подчеркивающие (в основном) его социально-ориентированную принадлежность. Общий антураж и массовость подразумевают какой-то особенный дух, «дым футбольного Отечества». Заманивание на трибуны поболеть за 200 рублей, косметические уловки, переносы матчей на удобное время – все-таки не те меры, способствующие возникновению такового. На мой взгляд, должна быть более простая и «местечковая» популяризация всеми нами любимой игры. В конкретном месте – конкретные действия. Как, например, все было организованно на финале Лиги Чемпионов в Москве. Никто не забывает о размахе и калибре события, но «образы» мероприятий вполне могут быть спроецированы и на самый рядовой матч в регионе. Риторическим выглядит вопрос, кто же сможет заняться такими проектами, учитываю бестолковую активность «верхних» и обоснованную безактивность «нижних». Однако улучшение формы во благо изменения содержания – это даже не мысль, а сформулированная концепция развития. Но соображения о некоторой её замкнутости, бесполезности не перестают покидать. Просто иногда плохое кино именно в черно-белом варианте выглядит куда лучше.
взять туже Германию, Испанию, Голландию, даже терпящую кризис Италию, эти страны по посещаемости и по продажам прав на просмотры, находятся выше нашей многострадальной страны. дело всё в том, что если продукт не качественный, а если он не качественный значит продавец, не вложил в него нужную сумму денег, чтобы он понравился покупателю. зачем мне покупать тухлую и залежавшуюся колбасу, если я могу чуть переплатить и купить себе нормальный кусок мяса