Страна предложений и обсуждений
Понедельник, 11 утра. В зале для пресс-конференций привычная суматоха, нужно многое успеть: разложить пресс-релизы, расставить таблички с именами и маленькие бутылочки с водой, проверить микрофоны да приготовить закуски для уважаемых журналистов. Через полчаса уже подтягиваются первые корреспонденты, и к 12 зал уже полностью заполнен.
И, наконец-то, через боковую дверь в зал входит великий и ужасный господин N с целой свитой из пресс-секретарей, помощников и заместителей помощников. Господин N — человек важный, ведь он занимает одну из главных должностей в российском футболе, посему внимание к каждому его слову невероятно пристальное.
На большом экране появляются первые слайды, и появляются гигантские красивые буквы: «Великая реформа российского футбола от господина N! Да здравствует новая эра великого процветания и счастья!». У журналистов перехватывает дыхание, неужели в кои-то веки хоть кто-нибудь задумался о многострадальном, но таком прекрасном виде спорта.
А в это время на экране друг друга сменяют следующие, не менее торжественные слайды: «Государственную поддержку футбольных клубов ОТМЕНИТЬ! Маленькие стадионы ЗАПРЕТИТЬ! Все команды ПРИУЧИТЬ зарабатывать на многомиллиардных контрактах от телевидения и спортивных спонсоров, которые вот сразу сейчас и появятся!»
Невероятно довольный собой господин N заканчивает презентацию, и зал для пресс-конференций утопает в экстазе. Вот она — новая эпоха отечественного ногомяча, новый период в истории человечества, день, когда РПЛ вознеслась над остальными лигами и стала сиять назло всем ненавистникам и врагам.
Но времени радоваться нет, корреспондентам ведь нужно выполнить ежедневную норму по эксклюзивным новостям, поэтому срочно следуют звонки господам M, T и R, надо ведь срочно узнать мнение других уважаемых людей относительно новой реформы. Кто-то приходит в восторг, другие занимают нейтральную позицию, иные же и вовсе противятся, мол, это убьет полностью футбол в регионах, да и в один присест подобное не осуществить.
Но, все же, счастливы абсолютно все участники этого невероятного действа: господин N — тому, что его звучное и прекрасное имя вновь появляется на главных страницах российской прессы, редакторы спортивных порталов — десяткам новостей, а также тысячам просмотров и сотням комментариев под каждой из них.
Ах да, футбольные чиновники тоже присоединяются к всеобщему празднику: рассмотрим, говорят, сей проект на ближайшем собрании исполкома и посмотрим, что полезного можно внедрить уже в ближайшее время! Мы же до этого момента и не подозревали, что в футбол стоит играть на больших и красивых аренах, а вложения в команды должны вносить исключительно частные лица. Но теперь вот ознакомимся с проектом и прозреем!
И на этом … все. Спустя всего пару дней все обсуждения, страсти, дебаты прекращаются, и все процессы возвращаются в привычное русло. И российский футбол продолжает жить своей самобытной, не поддающейся никаким законам логики, абсолютно позабыв про все замечательные проекты, предложения и реформы.
К участию в чемпионате России продолжают допускать клубы, утопающие в долгах или имеющие гигантские проблемы с домашним стадионом, директоры лиги по безопасности и работе с болельщиками продолжают упрекать фанатов в неразумной покупке билетов на матчи (мол, действуют на свой страх и риск), а про великую реформу господина N никто уже и не помнит.
Цикл повторяется
И, что самое забавное, подобная картина происходит чуть ли не каждый год. Сокращение/увеличение количества команд, деньги от телеправ, переход на частное владение клубами, огромные и прекрасные стадионы — все эти прекрасные и правильные тезисы мы слышим каждый год от десятков и сотен господ, но все это абсолютно ни к чему не приводит.
Да если бы не чемпионат мира, большая часть всех тех современных и классных стадионов, которыми мы сейчас восхищаемся, никогда не была бы построена. Во всем российском футболе есть пара-тройка человек, что лишь благодаря собственному энтузиазму и вопреки всем обстоятельствам тянут отечественный ногомяч наверх. Но их усилий до сих пор не хватает.
Нет, все вовсе не ужасно в царстве российского футбола. Есть Зенит с потрясающим маркетингом и впечатляющей посещаемостью, есть самобытный Краснодар, за которым наблюдать одно удовольствие, есть ЦСКА с невероятным менеджментом, что впечатляет уже не первый десяток лет.
Есть яркий Ростов, который в последнее время приковывает к себе взгляды, Локомотив с яркими и харизматичными личностями во главе, ну, и, конечно же, легендарный московский Спартак, который каждый год выдает безумный спектакль, целиком состоящий из невероятных приключений, драм и ярких эмоций.
Но все это локальные успехи, к которым абсолютно не причастна та гигантская армия из спортивных чиновников, что вроде как создана именно ради развития того самого российского футбола. Наоборот, довольно часто владельцы клубов встречают невероятно ожесточенное сопротивление со стороны заржавевшего и устаревшего аппарата, убивающего личную инициативу на корню.
И пока в лиге существует махачкалинское «Анжи», не выплачивающее игрокам зарплату с начала сезона, московское «Динамо», собирающее 3.5 калеки на домашних играх или красноярский «Енисей», чье руководство умудрилось не привести стадион в порядок за несколько месяцев, мы попросту не имеем морального права говорить хоть что-то о полноценном развитии футбола в стране.
Есть несколько типов государств. В демократичных странах существует такое понятие, как общественное обсуждение насущных проблем. Неравнодушные представители социума собираются, предлагают разнообразные варианты решения важных задач и после, что самое главное, приходят к консенсусу и начинают действовать.
В недемократичных странах общественная дискуссия полностью отсутствует, все решения принимаются небольшой группой лиц, вне зависимости от мнения населения, которому ограничивают возможность волеизъявления. Из-за отсутствия участия граждан в жизни государства довольно часто реформы оказываются неэффективными.
Россия по традиции находится где-то посередине. У нас довольно часто в прессе всплывают невероятные предложения (и нередко с благими намерениями), но все они абсолютно ни к чему не приводят. Какая бы шумиха ни поднималась в общественном пространстве, она абсолютно ни на что не влияет, решение все равно всегда принимается сверху и подчас не самыми компетентными людьми.
Вспомните, например, как часто тренеры, владельцы клубов, авторитетные журналисты и даже футболисты высказывались против лимита на легионеров. Уничтожение конкуренции не может не приводить к увяданию всего чемпионата — эту мысль не высказывал только ленивый. Но годы идут, а лимит на легионеров продолжает жить и раздувать зарплаты посредственным российским игрокам, как ни в чем не бывало.
Месяцем ранее все радовались, как же здорово приложили прогнившее устройство российского футбола на телеканале «СТС». Там большой и веселый экс-квнщик произносит пронзительную речь об ужасном состоянии детского и юношеского футбола, о коррупции и нищенских зарплатах для детских тренеров.
Но именно этой прекрасной и проникновенной речью дело и закончилось. Никто не поднял вопрос о зарплатах детских тренеров на совещании бесконечных и бесполезных органов, никто не предпринял абсолютно ничего. И от этого становится немного грустно, и опускаются руки.
Разумеется, и после этой заметки ничего не поменяется. Через полгода очередной господин T выступит с проектом реформы российского чемпионата, опросят владельцев клубов, на спортивных порталах появятся очередные опросы вроде «А согласны ли вы с тем, что государство не должно финансировать команды?» И все снова заглохнет. Потому что пока общественные обсуждения не влияют на мнение власть имеющих, все это не будет иметь абсолютно никакого смысла.
p.s. Все изображения взяты с портала sports.ru
p.p.s. О том, как этот порочный круг прервать, в следующей серии
автор даже не пытается сказать что вот надо поменять, сделать, кого и куда переставить и тд. Но зато с великим пафосом говорит о господине N и бесполезных чиновниках, притягивая за уши все что вспомнил плохого про росфутбола
словом, одно нытье, ноль конструктива, жалкое подобие аналитики
Потому лучше всю ответственность спихнуть на других, а самим остаться в стороне, всем в белом. Потому как при работе запачкаться можно. А еще, что весьма вероятно, из всех этих распрекрасных предложений ничего не выйдет, и тогда все шишки посыплются на того, кто пытается эти прекрасные предложения внедрить. А говорунам это ни к чему, так можно и перышек лишиться, а без перышек - кому ты нужен в медиа-пространстве? Так и живем, с большой кучей говорунов...
Об одном жалею, что нельзя всю эту кучу говорунов взять и отправить кайлом махать, хоть польза какая-никакая была бы...