9 мин.

Балтика-1997. Итоги сезона

Цифирь.

В 1997 году клуб отметился рекордной для себя 12-матчевой беспроигрышной серией, длившейся с 10 по 21 тур и завершившейся обиднейшим домашним поражением от «Алании». Одновременно с этим на старте сезона после зимних треволнений и скомканной подготовки «Балтика» стала автором 8-матчевой безвыигрышной серии (с 4 по 11 тур). Тем не менее, в этом отрезке балтийцы выстояли во Владикавказе (0:0) и дома со «Спартаком» (1:1), что являлось безусловно успешным результатом.

Проведшие неплохой сезон самарские «Крылья» сумели вытеснить Калининград из тройки самых посещаемых городов страны (первые два места забронировали Владикавказ и Волгоград). Хотя и не стоит забывать, что самарский «Металлург» имел вдвое большую вместимость по сравнению с «Балтикой».

В отчетном году калининградцы пользовались необычайной симпатией судей – в их ворота было назначено всего 2 пенальти (один реализован). Такой же результат и у «Алании», но чтобы назначить одиннадцатиметровый удар в ворота команды Газзаева, необходимо быть довольно отважным человеком.

Тактика.

 

Состав "Балтики" в первом (слева) и втором (справа) кругах ЧР-97

Тактическая модель Калининграда того времени представляла собой не вполне обычный и весьма симпатичный симбиоз так называемых "футбола Бескова" и "футбола Лобановского". Ткаченко прививал команде вертикальный футбол, основанный на частых длинных забросах вперед, беговой активности и прессинге. Однако, кадровый подбор и неизменность (а следовательно, отличная сыгранность) линии полузащиты позволяли игрокам при случае сооружать кружевные комбинации на подступах к штрафной соперника. 

В сезоне-97 Шанталосов вытеснил из ворот Помазуна. Предыдущий год для белоруса оказался потерянным, в межсезонье его безуспешно пытались продать, но в новом сезоне он сумел дождаться спада в игре Помазуна и, получив место в «основе», явил лучшие образцы игры и доказал свой более высокий класс.

В середине сезона две существенные пробоины получила защитная линия: почти одновременно серьезные травмы получили два персональщика, действующих по флангам – Перминов и Малай. Дыры удалось залатать благодаря универсализму Яблонского и приобретению Горбачёва.

Мобильность средней линии определяла игру команды в целом. Тут имеет место некоторый парадокс: игроки (за исключением Руслана Аджинджала и отчасти Низовцева) средней линии  - ключевой в команде - провели далеко не лучший сезон, однако на результатах это не сказалось. Вероятно, некоторый спад в середине поля был компенсирован удачными покупками в линию нападения. Со второго круга место в «старте» отвоевал Руслан Аджинджал, до этого полтора сезона выходивший в основном на замену. Его конкурента Навоченко, здорово замедлявшего игру, перевели на место переднего защитника.

Двум великолепным приобретениям «Балтики» - Герасимцу и Федькову – не удалось поиграть вместе, ростовчанин пришел в клуб, когда его уже покинул белорус. Разные по стилю игры (Герасимец брал невероятной активностью и неутомимостью, а Федьков был игроком эпизода) они одинаково ярко запомнились трибунам. Остается только догадываться, чего удалось бы добиться «Балтике», если бы в ее составе сыграли  оба эти мастера. К потерям стоит отнести и уход Сергея Булатова. Неубедительно начав сезон, во втором круге, уже в составе «Крыльев», нападающий продемонстрировал отличный футбол. В сезоне-97 Ткаченко окончательно разуверился в бомбардирских качествах Силина и после ухода Герасимца именно на него возложили беговую работу впереди. В большинстве матчей Силин играл фактически крайнего хавбека, подменяя выбывших или развязывая руки Баранову.

Игрок сезона: Валерий Шанталосов.

Лучший вратарь года по оценкам «СЭ» (правда, потом «сэксовцы» по обыкновению подхимичили с цифрами и объявили лучшим более яркого Березовского). Эпические ляпсусы кипера в 1997 году являлись исключениями, подтверждавшими общий высокий класс игры вратаря.

Открытие сезона: Андрей Федьков.

Сыграв за клуб лишь половину матчей, стал лучшим бомбардиром, при этом отметился парочкой выдающихся по красоте исполнения голов. Именно в Калининграде заявил о себе, как о незаурядном форварде.

Разочарование сезона: Беслан Аджинджал.

От Беслана после отменного прошлого сезона ждали куда большего. В итоге «Брат-1» хоть и остался твердым игроком основы, выглядел, пожалуй, наиболее слабым звеном в средней линии команды. С другой стороны, именно неубедительная игра Беслана и Навоченко в центре поля позволили во втором круге получить стабильное место в «старте» Руслану Аджинджалу. Так что интересы семьи не пострадали.

Вместо резюме.

За время существования блога припомнили уже некоторое количество команд. Провинциальных. Не грандов. Временами бедных, временами богатых. Временами амбициозных, временами – не очень. Все эти команды успели сыграть и договорные матчи и игры, после которых искренне хочется аплодировать.

Ничем Калининград из списка других футбольных городов страны не выделялся. Кормился преимущественно из бюджета, играл «странные матчи», испытывал и сытые и голодные времена, обладал нулевой и захиревшей инфраструктурой. Как и в других сферах жизнедеятельности, где крутились значительные (разумеется, по меркам региона)  деньги, в калининградском футболе  находились желающие приткнуться к «кормушке». Тем не менее, именно здесь, впервые в истории посткоммунистической России проявился феномен спортивного менеджмента, как способа эффективного управления клубом (насчет «впервые» оговорюсь, что в Москве подобный процесс вызревал и в «Локомотиве», а вот в провинции – балтийцы точно первые). Феномен, незаслуженно оставшийся незамеченным современниками (может и правда, что большое только на расстоянии видится), и совершенно напрасно. Последовательные и логичные действия людей, стоявших у руля клуба, на практике демонстрировали, что эффективную деятельность на ниве футбола можно вести и в малоприспособленных для этого отечественных условиях.

В той «Балтике» результаты не находились в прямой зависимости от объемов финансирования клуба. Даже обласканная Маточкиным команда обладала одним из самым скромных бюджетов «вышки» и жила по средствам, а резкое урезание финансового потока при Горбенко заставило лишь затянуть пояса, но к немедленному падению, как это постоянно случалось в других регионах, не привело.

В той «Балтике» ни  разу не бывало значительных задержек по выплате заработанного. Одновременно в той «Балтике» никогда не переплачивали игрокам, независимо от того, какую роль они играли в команде. Аналогичным образом, за достойные деньги любой игрок мог покинуть команду. Предложил «Зенит» солидную компенсацию за Герасимца – отдали едва ли не с радостью, самарские «Крылья» раскошелились на Сергея Булатова – тоже никаких препонов не последовало.

Вдумчивая трансферная политика – ещё один отличительный признак той команды. Неудачные приобретения, конечно же, были, это непременный атрибут трансферной рулетки. Но никогда эти неудачи не стоили столько, что можно было всерьез говорить о выкинутых на ветер деньгах.

Братьев Аджинджалов рассмотрели в богом забытом Майкопе, где они нашли себе пристанище, сбежав от ужасов абхазской войны. Именно в Калининграде они стали теми самыми Аджинджалами. Сергей Булатов пришел в клуб малоизвестным уральским парнем, для того, чтобы забить за «Балтику» более полусотни голов. Выпускником питерской школы Дмитрием Силиным не соблазнился не только «Зенит», но и ни один футбольный коллектив из первой лиги, а в Калининграде он стал лучшим бомбардиром этого турнира с гроссмейстерским результатом в 35 мячей. Вячеслав Даев на берегах Балтики начал постоянно прогрессировать, в итоге дорастя до участника ЧМ-2002. В 1996 году далеко не каждый россиянин подозревал о наличии в Белоруссии такого города, как Речица. О том, что в Речице есть футбольный клуб, вообще знали единицы. «Балтика» взяла там Василия Баранова, а спустя несколько лет он со «Спартаком» обыграет «Реал», а ещё позже забьет в  ЛЧ Кану. Ненужного Федькова в Россию вернула опять же «Балтика». Воспитанник клуба Малай проделал вместе с командой путь от игрока второй лиги до одного из лучших футболистов страны своего амплуа. Бегающий за киевских любителей бастующий Герасимец был выкуплен из израильского плена за копейки, а спустя полгода продан в «Зенит» за десятки тысяч долларов.

Помимо явной эффективности, эти переходы не содержали в себе пресловутых откатов, ибо «откатывать» с нулевой или мизерной трансферной стоимости невозможно.

Ни разу во время пребывания в клубе Шперлинга, а позже Ткаченко перед командой не поставили заведомо невыполнимой задачи. В городе, не имевшим прочных футбольных традиций, ветхий стадиончик забивался постоянно до отказа, а текущее рекой вокруг арены едва ли не самое дешевое в стране пиво почему-то не приводило к массовым волнениям, смертоубийствам и прочим эксцессам с участием фанатов.

Идеальная картина даже для сегодняшнего середнячка, бюджет которого, кстати, минимум в 10 раз превышает годовой лимит тогдашней «Балтики».

На Янтарном берегу в середине 90-ых мы имели счастье видеть прообраз профессионального европейского клуба-провинциала. Скромного, трудолюбивого, рачительного и до оскомы надежного. К глубокому сожалению, длилось это относительно недолго.

Совсем скоро ироничной и злой усмешкой Судьбы треснет небо над Кафедральным собором и прилежный лик «Балтики» быстро преобразится в гротескную маску обмана, коррупции, нечистоплотности и лжи. О причинах произошедшего порассуждаем в следующих записях блога, а сегодня хочется выяснить причины феномена «Балтики» -1992-97.

Сразу скажу, у меня однозначного ответа нет (хотя не факт, что однозначно ответить вообще можно).

Личностные качества Шперлинга и Ткаченко? Безусловно. Заслуга этих людей, даже и превратившихся со временем из соратников в противников, очевидна и преуменьшению не подлежит. Ясный ум и немецкая основательность Корнея Андреевича вывела футбольный клуб на профессиональные рельсы, именно он создал модель функционирования той команды, заложил принципы взаимодействия с органами власти и внутри клуба.

Не менее важна и надстройка, выполненная Ткаченко: поставленная игра, четкость тактических взаимодействий на поле, мастерское умение использовать сильные и скрывать слабые стороны исполнителей, неоспоримое чутье на нужных футболистов.

Нельзя забыть и героев второго плана. Виктор Зибаровский – руководитель коммерческого отдела клуба, затем вице-президент по должности и завхоз по призванию.  Его фронтом работы было развитие инфраструктуры клуба в рамках выделенных средств, а также организация работы по самостоятельному зарабатыванию денег клубом. Судя по тому, что даже при Горбенко «Балтика» какое-то держалась на плаву, Зибаровский вполне в своем деле преуспел.

 

Виктор Зибаровский

Юрий Бондарев – лучший бомбардир в истории команды, в 1995-98 годах помощник и правая рука Ткаченко. Очень многие футболисты тогдашнего калининградского призыва отмечали его выдающиеся личностные и профессиональные качества.

Юрий Бондарев (крайний справа)

Александр Заложных – один из самых успешных отечественных селекционеров 90-ых. Именно он нашел для «Крыльев» Даева, потом перетащив его в «Балтику», во многом с его именем связаны удачные покупки калининградцев – помимо Даева, это и Федьков, и Горбачев, и Буйткус. После «Балтики» ударно потрудился на малой родине в «Факеле» (Виталий Сафронов, армеец Гришин, тот же Горбачев, Александр Черкес), а затем поспособствовал появлению в брянском «Динамо» таких игроков, как вратарь Алексеев и форвард Руслан Усиков.

С другой стороны, почему для тех же Шперлинга и Ткаченко «Балтика» стала творческим пиком?

Первый, выпихнутый из клуба и растранжиривший себя на склоки, на стыке веков пробовал применить балтийский опыт в астраханском «Волгаре», но в этот раз гораздо менее успешно, а затем и вовсе больше мелькал в штатных расписаниях различных команд, чем работал.

Второй сначала потерпел  фиаско с «Соколом», не сумев вывести наиболее богатый и укомплектованный клуб первой лиги в «вышку», а в 2002 году и вовсе оконфузился, когда два возглавляемых им в течение сезона клуба – «Анжи» и «Сокол» - покинули элитный дивизион. Вина, конечно, лежит далеко не только на Ткаченко, но досадный результат из биографии тренера уже не вымараешь.

В общем-то, признаюсь, есть подозрение, что балтийский всплеск в середине 90-ых годов носил отчасти рандомный характер и являлся результатом удачного стечения группы людей (тренеров, игроков, руководителей) в подходящем месте в подходящее время. Что, разумеется, не умаляет заслуг всех тех, кто был причастен к этому успеху. Повторюсь, но многие команды страны были бы счастливы иметь такую страничку в своей биографии.

Если у кого-то есть свои соображения относительно причин такого взлета – милости прошу в комменты. Всё больше пищи для ума будет. А истина, как и полагается, будет спокойно возлежать где-то посередине.