Как футбольным клубам нужно работать с фанатами в глубинке страны!
После чемпионата мира в России наблюдается всплеск на посещение футбольных матчей. Однако многие скептики уже сейчас говорят что это ненадолго, что после просмотра зрелищным матчей на мундиале, российские болельщики ждут того же и от своих команд. А так как большинство команд в чемпионате России (во всех дивизионах) в основном ставят "автобус", то и интерес к таким матчам у фанатов отпадет. Куда уж лучше смотреть матчи по телевизору "Манчестер Сити" и "Баварии". Как удержать болельщиков на стадионе и увеличить их количество? Именно для этого в клубах существует должность PR -менеджера и менеджера по работе с болельщиками. В основе работы каждого клуба всегда заложены три основных принципа работы:
1. Спортивные результаты.
2. Количество фанатов (корпоративных и общественных).
3. Доход.
4. Стратегия развития клуба на ближайшие 3-5 лет.
Итак, мы решили составить план работы с болельщиками. За основу мы решили взять клуб ПФЛ зоны "Восток" "Динамо - Барнаул".
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/a9/4dd04c209468baff846bedb6f8922.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Дело в том, что с начала 2000-х годов на стадион "Динамо" в среднем 7-8 тыс. человек. Теперь эти цифры значительно меньше. Давайте рассмотрим , что же произошло за это время и почему упала посещаемость. " Динамо" всего лишь один раз в 2000-х вышло в первую лигу, а все остальное время играло в ПФЛ. Однако посещаемость при этом была такая, что многие клубы российской премьер - лиги не могли набрать на свои стадионы такое количество болельщиков.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/d1/6d1ef4f1c4c8484560aca2179fce6.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
1. Команда перестала общаться с болельщиками.
Практически у каждой команды перед началом сезона проходит обязательная встреча с болельщиками. Но не руководство клуба объявляет задачи на сезон, представляет новичков клуба, болельщики задают вопросы футболистам и руководству, т.е. происходит "домашнее" общение , где руководство, футболисты и болельщики становятся ближе к друг другу. Раньше так было и у "Динамо" и поверьте, на эти встречи приходило очень много фанатов. Сейчас такой традиции нет и руководству клуба стоит над этим задуматься. Перед сезоном болельщики не понимают какие задачи клуб перед собой ставит, некоторых игроков и вовсе не знают. В свое время каждый фанат "Динамо" знал не только каждого игрока по имени, но и под каким номером он играет, в каком клубе играл до этого и т.д.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/6d/257c6804346218e566ed9da4d61ee.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
2005 год. Стадион "Динамо" г.Барнаул. 1/32 Кубка России. "Динамо" Барнаул - "Металлург - Кузбасс" Новокузнецк. 15000 зрителей (по неофициальным данным 16000).
2. Работа с фанатами (ультрас).
Все в тех же 2000-х у "Динамо" была своя группировка ультрас, возглавлял ее известный на Алтае Михаил Рапопорт. Однако после чемпионского сезона 2007 года, у Рапопорта произошла ссора с прежним президентом "Динамо" Виктором Сигаревым. Рапопорт, который на тот момент был техническим директором клуба, заявил что работать с Сигаревым он больше не будет. Причем Рапопорта поддержали некоторые игроки "Динамо", в частности бывший тогда капитаном команды Сергей Рехтин. В итоге "ультрас" у команды перестали существовать.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/a9/4dd04c209468baff846bedb6f8922.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/b9/19a93df384297bd675e8b071313ec.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/ce/0e0ce931b449eae1935ab97b5e53f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
"Ультрас" всегда заводили не только команду, но и остальных болельщиков. В европейских клубах руководство клуба очень тесно сотрудничает с фанатскими группировками, также иногда выделяя средства для различных баннеров и атрибутики. Перфомансы некоторых клубов просто завораживают и футболисты чувствуют поддержку стадиона. В последние годы российские клубы стали брать пример ведения работы с фанатами с европейских клубов. "Динамо" необходимо фанатская поддержка, стадион всегда нужно держать "горячим", тогда и фраза "дома и стены помогают " будет для барнаульского клуба актуальна. Я думаю найдутся люди которые охотно придумают кричалки, песни, сделают классные баннеры и будут в любую погоду "заводить" стадион. "Ультрас"- это ядро болельщиков, это их двигатель на матче. Это "сердце" болельщиков!
3. Атрибутика.
Когда, в 2002 году я впервые приехал на "Динамо" меня поразило количество различной атрибутики, которую продавали перед стадионом. Шарфы, календари, футболки, плакаты, и многое другое не только мировых клубов и футболистов, но и барнаульского клуба. Продавались карточки с игроками "Динамо", где была полная биография футболиста, со статистикой во всех сезонах. Сейчас такого нет вообще!!!! И именно поэтому каждый болельщик знал каждого футболиста своего родного клуба. На тот момент одна такая карточка стоила всего 2 рубля. Также в продаже имелись шарфы и футболки "Динамо", флаги. На данный момент форму "Динамо" проблематично найти, но клуб заказал футболки специально для болельщиков клуба.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/cc/d92c71859411a9184049872c1c4e8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но как мы видим, футболки раскупаются не очень, может стоить просто изменить дизайн?
4. Непосредственная работа с болельщиками на стадионе.
Тоже один из немаловажных фактором. Проведение различных конкурсов в перерыве матча, розыгрыш каких нибудь призов (например футболки клуба). Болельщикам это интересно, болельщикам это важно, болельщики будут знать что клуб о них помнит и знает.
Зато в плане трансляций со стадиона претензий практически нет. Трансляцию последнего матча с томской "Томью" посмотрело около 4 тысяч человек. Трансляция была очень качественной и неплохой комментатор.
У "Динамо" в этом году сменился президент. Болельщики очень рассчитывают на новый вектор развития клуба. Клуб в Барнауле очень сильно любят и если новое руководство клуба исправит ошибки прежнего, то стадион будет заполнятся, а это дополнительное финансирование в клуб. На данный момент на стадионе закрыта одна трибуна. И сегодня стадион вмещает 10000 зрителей. При необходимости дополнительную трибуну откроют и вместимость увеличится до 15000. А теперь представьте если стадион будет полный. Билет на матч "Динамо" стоит 100 рублей. Подсчитали какое вливание будет идти в бюджет клуба? А представьте если клуб выйдет в первую лигу и (пускай) стоимость билета увеличат еще на 100 рублей.
Вот именно поэтому клубу важны болельщики и развитие пойдет только на пользу каждому клубу в российском чемпионате. После чемпионата мира мы видим что болельщиков в России много, но понятно что нереально каждому клубу так организовать такой прием болельщиков , как это было в городах чемпионата мира, но ведь попытаться стоит?
Дорогие друзья, спасибо что дочитали материал до конца. Надеюсь он вам понравился. Пишите свои просьбы и замечания, а так же подписывайтесь на блог "Алтайский футбол".
Фото:https://vk.com/dynamo_barnaul
И почему про состояние стадиона практически ничего не сказано?А ведь посещаемость в немалой мере зависит и от условий просмотра!А стадион по факту полуразвален,если уже две трибуны закрыли,а Юг по прежнему без козырька.И отремонтировать-причем капитально-его так просто не получится.Потому ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ГОРОДУ.Он принадлежит ВФСО с головным офисом в Москве.От них денег не дождаться.И местные тоже практически нереально вкинуть-потому что это подпадает под статью нецелевого расхода.
Начинать надо не с атрибутики,а с решения вопроса по арене-кто должен ее ремонтировать и кому она должна принадлежать по хорошему?Потому что без арены никакой ФНЛ в помине не будет,даже если каким-то чудом удастся собрать бюджет лямов 150-200 на первую лигу.