Наши легенды. Николай Рындюк
Николай Рындюк во встрече с корреспондентом популярного портала goals.by рассказал про свой узбекский этап карьеры,про планы на будущее,поделился мнением о выступлении белорусских команд в еврокубках.
«В поиске новых работодателей»
— Давайте начнем издалека: как в вашей жизни появился Узбекистан?
— В прошлом году закончился контракт с «Шахтером». Почти сразу появилось предложение, мол, не хочешь съездить в Узбекистан?
— Удивились?
— Удивился. Правда, условий, сопоставимых с солигорскими, в Беларуси никто не предлагал. Вот и решил попробовать. Все же чувствую: есть силы, здоровье. Сел, в общем, и поехал. На первой двусторонке сразу же забил. Предложили контракт, я его подписал.
Второй круг прошлогоднего чемпионата за «Машъал», в принципе, отыграл неплохо — отдавал, забивал. Команда в итоге поднялась с 12-го на 5-е место. Предложили новый годовой контракт. Прошел предсезонку. Но потом что-то не заладилось.
— Что именно?
— На сборах повредил мениск. Пришлось ехать в Минск — чистить колено. Начал восстанавливаться. Захотелось побыстрее на поле. И тут дернул заднюю поверхность бедра. Опять пришлось пропустить две-три недели. Ну, а на закуску меня, человека непривычного, продуло кондиционером. Вот и получился первый круг скомканным. Из 13-ти матчей только два провел в «основе». Забил всего два мяча — в кубковой игре.
Контракт у меня был довольно приличный по финансам. Потому руководители сказали, что не оправдываю надежд, и предложили закончить сотрудничество. В принципе, ожидал чего-то подобного. Хотя думал, максимум, мне ухудшат условия контракта. А оказалось, что в клубе беда с финансами. Рассчитались со мной, как могли. И вот с 5 июля нахожусь в Минске в поиске новых работодателей.
— Есть обида на руководителей «Машъала»?
— Есть немного. Но ничего страшного. Это жизнь. Приобрел определенный опыт. В Узбекистане меня знают, уважают, хорошо относятся. Может, до конца июля что-нибудь еще решится, и я вновь окажусь там.
— А почему все-таки решили расстаться с «Шахтером»?
— Контракт закончился. Да и тогда купили Алумону. Команда играла в одного нападающего, так что перспектив особых у меня не было. А выходить на замену в моем возрасте — это преступление. Надо или играть, или вбивать в стену гвоздь для бутс).
«Chevrolet узбекской сборки»
— Что за место такое Мубарек, в котором базируется «Машъал»?
— Небольшой городок — тысяч 30 жителей. Многие работают на местном газоперерабатывающем заводе. В Узбекистане, вообще, газа много. Так что заводы есть в каждой области. Футбол там любят, как и во всей стране. Тем более президент популяризирует этот вид спорта. Болельщиков на трибунах много, не то, что в Беларуси.
«Машъял» — команда достаточно серьезная. Есть стадион, база, детская академия. Пацаны приезжают со всей округи. Честно, когда ехал в Мубарек, думал, будет хуже.
— Недавно этот самый президент подарил игрокам юношеской сборной по машине.
— Просто машины местной сборки. У них там завод «Chevrolet». Поэтому почти все узбеки ездят на Daewoo Matiz, Daewoo Nexia или Chevrolet Lacetti. Иномарок почти нет.
— Вам клуб, кстати, выдал машину?
— Нет. В городе ездить некуда, смотреть не на что. Только по выходным посещали в Ташкент. А так время проводили в основном на базе или в гостинице.
— С узбеками отношения сложились?
— Да, народ там доброжелательный. Нет такого, как в той же Латвии, когда ты приезжаешь в Даугавпилс и еще можешь получить ответ на русском, но стоит добраться до Лиепаи или Вентспилса, будешь встречать косые взгляды. В Узбекистане не смотрят на твою национальность. Все нормально уживаются. Правда, могут узбеки где-то обмануть. Но это восток, у некоторых небольшое плутовство в крови.
— Вас обманывали?
— Было дело.
— Как?
— Ну, взять хотя бы историю с расторжением контракта. А в бытовом плане… Нужно знать, что курса нацбанка там никто не придерживается. Нельзя в гостиницах менять деньги. Есть черный рынок, там курс на порядок выше. У нас сейчас похожая ситуация :).
«От безысходности»
— В чью пользу будет сравнение чемпионатов Беларуси и Узбекистана?
— Играть в футбол научились везде. У них, как у нас, есть свои лидеры — «Пахтакор», «Бунедкор» и «Насаф».
— А «Нефтчи»?
— «Нефтчи» — не тот, что был в Союзе. Хотя все уважают советские заслуги этого клуба. Всегда на установках тренер говорит, мол, встречаемся с командой, у которой богатые традиции. Но понятно, что силы у нее уже не те. Так что в клубы, из тройки лидеров, вкладываются огромные деньги. У нас до этого пока не дошли.
Правда, в Беларуси поля получше. Стадионы есть почти везде. В Узбекистане хорошими полями обладает, наверное, только половина клубов высшей лиги.
— А если сравнивать непосредственно уровень футбола, кто сильнее: Беларуси или Узбекистан?
— Ну, «Пахтакор», «Бунедкор» и «Насаф» могли бы бороться с БАТЭ и «Шахтером». Хотя не могу сказать, что разница такая уж большая. Достойный у них чемпионат.
Я вот посмотрел недавно, как «Шахтер» играл в Лиге Европы. Когда в Латвии выступал, так «Вентспилс» был очень серьезной командой. А теперь там играют малыши-карандаши, которых в мое время только подпускали к «основе». «Шахтер» даже не смог создать ни одного толкового момента. А ведь команда солидная, люди получают нормальные деньги. В то время, как в «Вентспилсе» платят максимум по тысяче евро.
— А в Узбекистане платили хорошие деньги?
— У грандов зарплаты хорошие. В остальном, тот же уровень, что и у нас — тысячи три долларов в среднем. Что до меня, контракт был хорошим. В Беларуси, когда уезжал, мне такого никто не предлагал.
— Когда игроки уезжают в довольно экзотические в футбольном плане страны, начинаются разговоры, мол, поехали за денежкой. К вам это применимо?
— Не сказал бы, что подобные слова обижают. Просто по отношению ко мне так говорить неправильно. У нас зарабатывают ребята, которые играют в «Шахтере», БАТЭ и минском «Динамо». В «Машъал» я поехал не за деньгами. Наверное, просто от безысходности.
«Может, после этого интервью кто позвонит :)»
— И что теперь — простой?
— Да, простой. 12 дней в Минске. Стараюсь самостоятельно поддерживать форму. Но конкретных предложений пока не было. А проситься куда-то мне не хочется. Может, после этого интервью кто позвонит :).
— А неконкретные предложения были?
— Неконкретные?... Ну, из Узбекистана звонили. Обещают определиться до 25 числа. Но ведь под лежачий камень вода не течет. Так что чуть-чуть надо и самому шевелиться.
— А агент у вас есть?
— Нет. Я достаточно взрослый, чтобы обойтись без него.
— Допустим, у вас был бы выбор. Остались бы на родине или отправились за рубеж?
— Были бы нормальные средние белорусские условия, в принципе, согласился бы. Не хочу сказать, будто я такой великий мастер. Но по мячу попадаю :). Оттого хотелось бы, чтобы люди финансово адекватно меня оценивали. Если поступит предложение от команды, допустим, из середины таблицы, соглашусь.
А проситься, повторюсь, это не по мне. На крайний случай, пойду в первую лигу… Шутка. Пока рано.
— Вон «Городея» коллекционирует бывших сборников.
— Нет, «Городея» — это полгода еще поиграть и идти тренировать детей).
— Но ведь финансово вам оставаться невыгодно.
— Я представляю нынешнюю ситуацию в стране. Валюты нет. Ну, и что. Белорусские рубли — тоже деньги. Какая разница!? Живут же как-то люди.
«За границей больше почета и уважения»
— Вопрос общего характера. В вашем профайле есть клубы из России, Латвии, Китая, Турции, Узбекистана. Чего вам на Родине-то не сидится?
— Не знаю даже. Как-то так сложилось. Каждый год звали домой. Когда ехал в Турцию, было предложение от минского «Динамо». Позвали в Китай, нашелся вариант с «Витебском». Но на тот момент финансово ехать за рубеж было правильнее. Да и, если честно, за границей у меня как-то больше почета и уважения.
В том же «Шахтере» постоянно говорили: «Не так открываешься, ни туда бежишь, в общем, неправильно играешь». Вергейчик постоянно подкалывал. Я ему говорю: «Юрий Василич, посмотрите мою статистику». А он продолжает: «Не так играешь, хоть застрелись». Приезжаю в другую страну, а люди начинают: «У, какой нападающий, как он открывается, как бежит!» А дома почему-то не складывается…
— Если попытаться оценить прошедшую карьеру, где игралось лучше всего?
— В БАТЭ. С командой прошел по всем ступеням от самого ее создания. Может, ошибся, когда покинул Борисов. Наверное, надо было еще годик поиграть хотя бы. БАТЭ всегда буду помнить.
— А из заграничных команд?
— Латвийский и китайский периоды понравились. В Китае становился лучшим бомбардиром. В Латвии забивал свои 12 мячей. Но, как обычно, все портили кризисы. В Китае вон даже судился с руководством клуба. А в Латвии просто деньги закончились у местного олигарха. Сказал он нам: «Идите, куда хотите. Мне вам платить нечем».
— В Латвии к вам, вообще, внимание было сумасшедшим: признавали лучшим игроком, запустили блог.
— Да-да. На первых порах и в плане финансов проблем не было никаких. Да и Минск не так далеко — всего 300 километров. Спокойно сосредоточился на футболе.
— То есть вы, в принципе, согласны, что футболисту копейку из головы все равно не выкинуть?
— Однозначно. Когда игроку вовремя отдают зарплату и премии, тогда он ни о чем другом, кроме, футбола не думает. А когда начинаются задержки, голова забивается разговорами: «Обманут нас или нет? Когда будет зарплата?» Я так играть не могу. Вот в «Машъале» начались проблемы, так у меня всякие несчастья стали случаться. То задняя, то мениск, то простуда. Организм отказывается играть бесплатно:).
«Какие-то японцы с уругвайцами по метр сорок»
— На данном раунде еврокубков лучшего спеца по соперникам белорусских команд, чем вы, найти трудно. Что скажете о последних результатах?
— В четверг бегал по каналам. Ожидал большего, конечно. «Шахтер» атаковал как-то стихийно. Моменты создавались спонтанно. В том же «Машъале» тренер нам объяснял, как открываться под ауты, как из обороны быстро выходить. А у «Шахтера», мне показалось, расчет был только на индивидуальное мастерство Алумоны, Комаровского и Ситко. Баланович не играл, конечно, это потеря. Но организации я не увидел. Многие пишут, что Володя Журавель — грамотный тренер. Ну, дай Бог ему…
— А что «Вентспилс»?
— Когда играл в Латвии, у команды был классный состав. А теперь… Какие-то японцы с уругвайцами по метр сорок. Непонятно. В защите играет Женя Постников. Так ведь о человеке год слышно не было. Женился и уехал в Москву. Год практически не играл в футбол. Только недавно начал. Владислав Габов. Так он же не подошел в свое время «Минску». Да, знаю, многих ребят, очень их всех уважаю. Но все равно, команда уже не та.
— В «Шахтер» верите?
— Ну, я болею за «Шахтер». Там много друзей осталось. Но «Вентспилс» закроется. Тяжело нашим будет на выезде.
— Что скажете о «Газиантепспоре», в котором играли?
— Давно это было. Лучше у Макса Ромащенко спросить.
— Он уже все рассказал.
— Видно, что турки только вышли из отпуска. Хотя так всегда было. Помню, с «Нистру» играли. Год, кажется, 2001-й. Тоже было тяжело. Но потом раскочегарились. Теперь, «Минску» будет сложнее. В Турции выиграть практически нереально. Хотя в минчан хочется верить.
— А что за город такой Газиантеп?
— Не курорт. Где-то 200-300 километров от границ с Ираном и Сирией. Достаточно хороший город. Постоянно развивается. Когда там играл, клуб был достаточно богат. Нам давали и машины, и квартиры. Футболисты зарплаты очень высокие получали.
— Есть шансы у «Минска»?
— Это моя родная команда, я же со «Смены». Конечно, верю в нее. Были, кстати, разговоры о моем переходе в «Минск». Года два назад. Но что-то не срослось. Вроде и Виталик Тараканов был не против.
— Теперь Виталий Юрьевич.
— :) В общем, был интерес. Но теперь никто к этому не возвращается.