15 мин.

Класико навсегда-4. Смертельный номер Эмилио Гурусеты

 

Краткое содержание предыдущей серии :-). Безобразное судейство Реджи Лифа в Кубке чемпионов-1960/61, когда англичанин не засчитал четыре мяча, проведенных «Реалом» в ворота «Барсы» на «Камп Ноу», стало, как ни странно, неожиданной и нелогичной прелюдией к тотальному десятилетнему доминированию Мадрида на внутрииспанской арене.

60-е годы в Испании впору именовать «столичными». За это время «Реал» положил в копилку 8 чемпионских титулов, демонстрируя порой заоблачное превосходство над всеми конкурентами. В частности, в сезоне-1962/63 «бланкос» опередили второго призера на 12 очков (это при двухочковой системе за победу и при 16-ти участниках!). Дважды, в 66-м и 70-м, они по необъяснимым причинам заваливались, но оба раза знамя из рук падавшего бойца подхватывали земляки-«матрасники». Для полноты картинки добавим сюда пять Кубков Испании на двоих и шестой Кубок чемпионов, завоеванный «Реалом» в 1966-м.

«Барселона» в эти годы в лучшем случае в тяжелых боях выхватывала второе место (четырежды), но при этом два раза финишировала шестой, что для команды с такими амбициями и с очень даже приличным составом было из ряда вон выходящим. Даже в Копе, где в предыдущее десятилетие каталонцы собрали впечатляющий урожай из пяти трофеев, дела опытнейшего кубкового бойца шли неважно. Лишь две победы, одна из которых, над «Реалом» на «Сантьяго Бернабеу» в 1968-м, ознаменовалась «бутылочным скандалом», после чего на всех испанских стадионах запретили продавать напитки в стеклянной таре.

Не впечатляли и еврокубковые походы «кулес». За этот период они четырежды прорывались в финалы – показатель вроде бы неплохой, но сильно подпорченный исходом решающих матчей. И даже не счетом, а тем, кому и как они проигрывали. О финале КЕЧ-1960/61 я упомянул в предыдущем материале. В Кубке Ярмарок-1961/62 уже в первом поединке на «Месталье» «Барса» была разобрана на запчасти дебютировавшей в Европе «Валенсией» – 6:2 (это при том, что к 20-й минуте гости вели 2:1!), и ответный матч можно было уже не играть. Четыре года спустя в том же турнире каталонцам вновь достался «свой» соперник, «Сарагоса», и опять результат первого, домашнего матча «блаугранас» обескуражил – 0:1. Любопытно, что единственный гол забил один из героев нашего предыдущего рассказа о класико бразилец Канарио, который после трех сезонов за «Реал» заканчивал карьеру в «Сарагосе». Неделю спустя на «Ромареде» пришлось буквально лезть из кожи вон, чтобы все-таки доказать свое превосходство над арагонцами, которые в начале второго тайма вели 2:1 и могли забивать еще. Лишь незадолго до окончания основного времени подключение к атаке полузащитника Торреса принесло каталонцам желанный третий гол, а в экстра-тайме (гостевые голы тогда роли не играли) победный вколотил левый крайний Пуйоль (или, точнее, Пужоль).

Наконец, в 1969-м «Барса» добралась до финала Кубка кубков, где на базельском «Сент Якобе» в высшей степени неожиданно попала братиславскому «Словану» 2:3, причем игра была сделана еще до перерыва. Нашлись сразу две отмазки: дескать, хоть у наших истоков и стоял швейцарец, но швейцарские поля нам категорически противопоказаны (опять-таки вспоминаем 1961-й, когда «Барса» с таким же счетом проиграла в Берне в финале КЕЧ «Бенфике»). И потом, «Словану» якобы этот трофей был нужнее (в 68-м советские войска вторглись в Чехословакию, после чего к командам из этой страны все в Европе относились особо почтительно).

"Барселона" в сезоне-1969/70

Постоянные причитания о политическом и экономическом засилье Центра, о подавлении любой попытки выделиться, об угрозах госчиновников и бесчинстве футбольной власти, о произволе судей надоели, похоже, даже самим каталонцам. Мадридцы давно уже прицепили к их жалобам ярлык «комплекс неполноценности» и перестали обращать на них внимание. В конце концов, в Европе нет испанских судей, так что там за неудачи пенять следовало на самих себя. О происходившем тогда в «Барселоне» лучше всего говорят такие цифры: Мигель Муньос, став тренером «сливочных» в 1960-м, находился на этом посту почти 14 лет, в каталонском же клубе за этот период, начиная с того самого Любиши Брочича, при котором из КЕЧ был выбит «Реал», сменилось 12 наставников, и только самому последнему из них, Ринусу Михелсу, удалось отработать больше двух сезонов. Нечто подобное было и с президентами: в застойный период «Барса» погрузилась при Миро-Сансе, находилась там при Льяудете и де Каррерасе и лишь с приходом Монтала в 69-м на горизонте начало понемногу светлеть.

Как раз в сезоне-1969/70 и состоялся матч, давший каталонцам новый повод громко заявить о царящем в стране судейском беспределе, прежде всего по отношению к ним. В той темпораде «блаугранас» вновь не потрясли воображение своей игрой, однако и «Реал» тоже решил «отдохнуть». Там интересная ситуация сложилась: лучшими с значительным отрывом стали обе «атлетические» команды, а финишировавшие следом за ними «Севилья», «Барса», «Валенсия» и «Реал» дружно набрали по 35 очков. «Сине-гранатовые» напрочь провалили старт первенства, пришлось в очередной раз менять тренера (пришел англичанин Вик Бекингэм), после чего ситуацию удалось немного выправить, но в последнем туре «Барса» сплоховала, уступив аутсайдеру «Эльче». (И вообще, 40 забитых в 30-ти матчах – это как?!) «Сливочные», напротив, жутко выглядели в концовке – в последних восьми турах сподобились всего на одну победу, умудрившись проиграть безвестному «Сабаделю» 0:3, бильбаинскому «Атлетику» 0:5, а заключительные четыре матча свели вничью. Пришлось рассматривать результаты микротурнира с участием вышеупомянутой четверки, и по его итогам каталонцам досталась четвертая строка в таблице, а мадридцам – шестая.

Кроме того, оба гранда очень неудачно выступили в Европе. Непреодолимой преградой на пути «Барсы» в 1/8-й КЯ стал «Интер», «Реал» и вовсе опозорился в Кубке чемпионов, на том же этапе дважды прокатившись на нулях с льежским «Стандардом». Для мадридцев помимо всего прочего это означало, что впервые за время существования еврокубков шестикратные обладатели самого престижного из них могут оказаться за бортом этих соревнований. И потому их последним шансом хоть как-то подретушировать свое изрядно скособоченное реноме оставалась победа в Кубке Испании. Пусть даже сеньор Бернабеу всегда отзывался об этих «балаганных» турнирах (КЯ и КОК) с гримасой нескрываемого презрения.

"Реал" образца 1969/70

Тем не менее и в Копе «бланкос» поначалу действовали так, словно по инерции доигрывали проваленный чемпионат: благодаря левому пенальти едва спасли ничью с «Кастельоном», потом влетели «Лас Пальмасу». Если бы не ответные матчи дома, где мадридцы на глазах своей публики преображались и оживали, вколачивая соперникам по 3-4 мяча, их путь мог бы оборваться в самом начале. Занятно, что и «Барселона» шла по дистанции точно так же, вразвалочку, хотя ее соперники были куда проще, оба из Сегунды. В четвертьфинале пути обоих «моряков» пересеклись, и по всему выходило, что дальше пройдет тот, кто лучше сыграет дома.

Уже первый матч, на «Сантьяго Бернабеу», заварил изрядную кашу. Причина… Как вы догадались? Конечно же, судейство. Проводил игру ветеран судейского корпуса баск Сарикьеги, человек с безупречной репутацией, на чьем счету скопилось огромное количество матчей самого разнообразного уровня с массой похвальных отзывов и мизером критики. Наверняка симпатичен он был и каталонцам, поскольку судил финал испанского Кубка с их участием против земляков из «Эспаньола» в далеком 1957 году, ставший для «Барсы» победным.

Однако их отношение к арбитру мигом поменялось после того, как Амансио, герой финала КЕЧ-66 с «Партизаном», незадолго до перерыва провел второй гол, поставивший кубковые притязания «сине-гранатовых» под большущий знак вопроса – с их-то нулячей результативностью в том сезоне отыгрыш двух мячей выглядел нереальным. Прямых доказательств, что Амансио забил из «вне игры», до сих пор нет. Даже журналистам «Эль Мундо Депортиво» всего лишь «показалось». В обширных послематчевых интервью оба наставника ни словом не упомянули этот эпизод, сойдясь во мнениях, что «Реал» имел значительное преимущество, особенно в первом тайме, что Рейна был лучшим и спас «Барсу» от полного разгрома и что отыгрыш возможен, но сделать это будет крайне сложно.

Но у игроков на поле было свое мнение, и доказывать судье его неправоту гости начали сразу после гола, продолжили во втором тайме, апеллируя к нему при каждом удобном случае, а кульминации это достигло уже в туннеле под трибунами, когда игра завершилась. Каталонские защитники Гальего и Эладио, не стесняясь в выражениях, высказали арбитру всё, что думали о нем, и если бы не вмешательство лайнсменов и полиции, дело могло закончиться не только словами.

Это не ускользнуло от зорких глаз общественности. Спустя пару дней Сарикьеги… был лишен звания рефери международной категории и отправлен в Сегунду «для перековки характера». Обиженный ветеран потом жаловался: «Меня наказали не за ошибки на поле, а за то, что я не покарал барселонцев за хамское поведение. Я написал об этом подробный рапорт, и мне же за это и влетело! Да, они вели себя нагло – и не только после матча, но и во время него – но если б я всерьез за них взялся, то матч закончился бы досрочно – мне пришлось бы удалить у них полсостава…»

Перед ответной игрой состоялся настоящий аукцион – «Барселона» выбирала себе подходящего ей арбитра! Четыре кандидатуры, вполне устраивавшие мадридцев, были с негодованием отвергнуты, окончательный выбор неожиданно пал на самого молодого из испанских судей (всего 28 лет), но считавшегося весьма перспективным баска Эмилио Гурусету Муро.

В Мадриде пожали плечами: ну, Гурусета так Гурусета. Какая разница? Он-то за вас три мяча забивать не будет…

Барселона – Реал – 1:1

6 июня 1970 г. Кубок Испании, 1/4 финала, вуэльта

Барселона. «Камп Ноу»

Судья: Эмилио Гурусета

Барселона (Вик Бекингэм): Рейна, Рифе, Гальего, Эладио, Торрес, Сабальса, Рексач, Хуан Карлос, Альфонседа, Марсиал, Пуйоль

Реал (Мигель Муньос): Хункера, Хосе Луис, Бенито, Санчис, Пирри, Соко, Ортуно, Амансио, Гроссо, Веласкес, Буэно (Гранде, 75)

Голы: 1:0 (45) – Рексач, 1:1 (60, пенальти) – Амансио

Удален: Эладио (72)

Нет никакого смысла расписывать полностью весь ход того матча, проходившего, как и ожидалось, с постоянным преимуществом «сине-гранатовых», но без особых угроз воротам гостей. Важно лишь одно решение молодого арбитра, ставшее ключевым и роковым для каталонцев.

Они, конечно, быстро бегали и много пасовали, но Хункера почти весь тайм проскучал. Однако любимцу местной публики Рексачу всё же удалось положить «гол в раздевалку», и второй тайм окрыленная «Барса» начала еще более азартно. В какой-то момент заигралась и пропустила контратаку. С мячом на ворота Рейны помчал Веласкес, его по пятам преследовал самый быстрый в «Барсе» Рифе, у штрафной настиг, вставил ногу и… форвард, пролетев метра три, рухнул на газон. Подбежавший Гурусета тут же указал на «точку», толкнув при этом в грудь Рейну, который пытался втолковать судье, что нарушение произошло до линии пенальтерии.

Ключевой момент матча. Рифе вставляет ногу, отправляя в полет Веласкеса

В разных источниках указывают разное расстояние – от метра до трех, кроме того утверждается, будто находился Гурусета в добрых тридцати метрах от места события и толком видеть момент фола не мог. С видеороликами и фотографиями чертовщина какая-то творится: то, вроде бы, да – за штрафной всё происходит, то линии вообще не видно, поэтому ничего определить нельзя, то линия восстановлена компьютерным способом и раскадровка намекает, что фол состоялся как раз на линии.

 

Вот еще одна трактовка событий...

И еще одна...

Как бы там ни было, даже Веласкес в конце концов признался, что Рифе нарушил правила действительно ЗА ШТРАФНОЙ, и вот это уже неоспоримо. Грубейшая (не буду утверждать, что умышленная) ошибка рефери привела к цепной реакции. Трибуны взбеленились, на газон полетела всякая дрянь, пока еще мелкая. Рейна, Рексач и Рифе исчерпали весь запас красноречия, пытаясь переубедить судью. Тот стоял на своем, каталонцы в знак протеста стали поодиночке покидать поле. Вместо них там появились первые сиденья, с корнем вырванные беснующимися фанатами.

С огромным трудом Вик Бекингэм – единственный, пожалуй, кто сохранил какое-то хладнокровие – убедил своих игроков вернуться. Потом убирали обломки кресел. Лишь спустя 9 (!) минут Амансио все-таки удалось установить мяч на «точку» и сравнять счет. После этого жизни не стало совсем. «Отличившийся» еще в первой игре Эладио на сей раз превзошел самого себя. На любое судейское решение он реагировал воздеванием рук к небу, падал на колени и бился головой о газон, тыкал в сторону Гурусеты пальцем. Когда же после очередного свистка не в пользу «Барсы» Эладио наградил судью издевательскими аплодисментами и рядом эпитетов, самым пристойным из которых был «мадридский клоун», Гурусета не долго думая погнал хама с поля.

Именно что «не долго думая». По букве закона он был прав, но последствия не просчитал. Мелкий дождик из сидений превратился в ливень с градом, о нормальном футболе речи уже не шло – то и дело приходилось останавливать игру, чтобы немного «прибраться». Последние четыре минуты вообще не были доиграны: когда из сидений остались только наиболее крепко привинченные, на поле поодиночке стали выбираться сами метатели, и выражение лиц у них было отнюдь не дружелюбное. Попробовать на прочность корпус Гурусеты им не довелось – тот оценил обстановку, свистнул в последний раз и под прикрытием полицейских в темпе «аллегро кон брио» покинул поле.

"Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок... Карету мне, карету!"

Мигель Муньос на послематчевую прессуху не явился – был «травмирован летящим с трибун предметом» и отправлен в больницу, где ему наложили несколько швов. Вместо него пришел техдир «Реала» Кальдерон, который выразился в том смысле, что «такое могло произойти только в деревне». Даже странно, что ему после этого никаких швов не накладывали.

«Барсу» оштрафовали, Эладио и Гальего дисквалифицировали (им к тому же припомнили выходку годичной давности в Брюсселе, когда в матче отбора к ЧМ-70 они постоянно провоцировали соперников и их болельщиков, а после игры избили полицейского, за что были объявлены персонами нон-грата и выдворены из страны). Президент «кулес» Монтал вынужден был извиняться через прессу за поведение игроков и болельщиков.

Не был наказан только Гурусета. Точнее, каталонцы выдвинули в его адрес обвинение «в лояльности к мадридскому клубу по определенным мотивам», Королевская федерация (RFEF) повелась было на это и даже объявила о дисквалификации арбитра на полгода («…за необеспечение порядка на стадионе…»), но тут уж взвилась Ассоциация судей, которая в Испании за «своего» может глотку вырвать: «Вы там вообще думаете, что несёте?! Мы говорим о судье со свистком или о батальоне коммандос с автоматами, которые должны усмирить разъяренную толпу?!.. А Монтал пусть еще докажет «определенные мотивы», не то мы его сами привлечем к ответственности за клевету!» В разборку вмешался даже ФИФА, выступивший в поддержку судей.

И федерация пошла на попятную, дисквалификацию сняли, а шумевший больше всех президент RFEF Руис Веласко был смещен с должности. Так что Гурусета отделался только тем, что никогда больше не судил ни одного матча с участием «Барселоны», а имя его на каталонском стадионе стало нарицательным.

Карьеру он сделал неплохую. Судил еще более полутора десятка лет, принимал участие в Олимпийских играх 1976 и 1980 гг., в частности провел матч между сборными СССР и КНДР (3:0) в Монреале, работал на многих отборочных играх к чемпионатам мира и Европы. Советские команды нередко пересекались с ним в еврокубковых поединках. К примеру, московский «Спартак» Гурусета судил дважды – в знаменитом лондонском матче с «Арсеналом» (1/32 КУЕФА-1982/83), который москвичи сверхуверенно выиграли 5:2, и тремя годами позже, когда в том же турнире бездарно уступили австрийскому «Сваровски».

В 1997-м вдруг стала достоянием общественности скандальная история, поведанная экс-президентом «Андерлехта» Константом ван ден Стоком, о том, как в далеком 1984 году он подкупил судью полуфинального поединка КУЕФА между его командой и «Ноттингем Форест». Суммы почему-то в разных источниках назывались разные – то 15 тысяч фунтов, то 27 тысяч. Первый матч англичане выиграли 2:0, но в ответном арбитр их буквально похоронил – отменил их чистый гол, не назначил два явных пеналя в ворота «Андерлехта», зато поставил один сомнительный в противоположные. Судью звали… Эмилио Гурусета.

Тот самый матч "Андерлехта" с "Ноттингемом", где главную роль исполнил судья

После признания ван ден Стока давняя история в Кубке Испании раскрылась совсем в ином цвете. Ага! Раз брал, то брал всегда! И тогда от «Реала» тоже! – утверждают поклонники «Барселоны». Но доказать, разумеется, не могут. И я, по правде говоря, этому не верю. Нет, это не попытка оправдать Гурусету, его грубейшая ошибка несомненна, но чего, собственно, ожидали «блаугранас», отвергнув четырех судей, прежде чем выбрали его? Что 28-летний, совсем еще неоперившийся, проводивший свой первый сезон в карьере арбитр безукоризненно отработает ответственнейший и сложнейший поединок из числа тех, на которых ломали зубы куда более опытные и умудренные люди? Тем более что подтвердить или опровергнуть слова ван ден Стока Гурусета уже не мог.

Его биография может служить иллюстрацией к неприятной поговорке «От судьбы не уйдешь». В 1978 году он попал в тяжелую автокатастрофу – водитель встречной легковой машины, который и был признан виновником аварии, погиб на месте, сам арбитр каким-то чудом отделался ссадинами, ушибами, парой легких переломов.

Но девятью годами позже везение от Гурусеты отвернулось. В тот дождливый вечер он усадил в свой BMW всю судейскую бригаду и помчал на очередной календарный матч Примеры. На участке автострады между Леридой и Сарагосой на скользкой трассе он не справился с управлением и врезался в грузовик. Против грузовика шансов у него уже не было. Сразу погибли сам Гурусета и его ассистент Эдуардо Видал, второй помощник выжил, но долго был прикован к больничной койке. В память об этом судье в том же году был учрежден приз «Трофео Гурусета», который по сей день вручается лучшему арбитру в Испании по итогам сезона как в Примере, так и в Сегунде. Видимо, испанскую футбольную общественность так впечатлил его преждевременный уход…

Последнее фото Эмилио Гурусеты

P.S. Излишняя переборчивость «Барселоны» в выборе судьи в итоге вылезла ей боком («А ваша Галя занадто балована…»), зато дала возможность уложить мощную плиту в фундамент монументального храма «Всеиспанский судейский заговор против Каталонии». А «Реалу» позволила пройти в Копе до самого финала, где мадридцы одолели «Валенсию» 3:1 и обеспечили себе очередной поход за еврокубками – впервые в их истории за Кубком обладателей кубков.