4 мин.

В поисках качественной игры

Не одержав в трех предыдущих матчах ни одной победы и забив лишь один гол, сборная России загнала себя в незавидное положение, основательно подпортив свою репутацию. Понимая, что дальше отступать некуда, Дик Адвокат избрал суператакующую модель игры, которая в теории не сулила обороне сборной Армении ничего хорошего. Вместо получившего травму Кержакова вышел Павлюченко. Компанию в атаке ему составили Аршавин с Торбинским в роли инсайдов, Зырянов с Семшовым на позиции атакующих полузащитников и Жирков с Анюковым в качестве латералей – чтоб уж наверняка. Все это загадочное атакующее произведение принесло результат. Пропустив первой, сборная России сначала мгновенно отыгралась, а затем забила еще дважды, одержав тем самым первую победу в этом году.

На бумаге модель Адвоката выглядела перспективно и эффектно – само количество игроков центра атаки (а их 5) говорило о том, что сборная России собиралась поразить всех своим изящным комбинационным футболом. Но на деле оказалось иначе – несмотря на мощный атакующий кулак, в нападении российская команда смотрелась неубедительно. Позиционные атаки протекали в каком-то рваном темпе, затяжных комбинаций практически не наблюдалось, а интересных розыгрышей и многоходовок было придумано и реализовано минимум. Перефразируя одно известное выражение, можно сказать так: задумка на рубль, а исполнение на копейку.

А модель и вправду перспективная. Для сборной Испании, не для России. Такая расстановка подразумевает тотальный контроль мяча, развитие атаки по всей ширине поля. Но у нас, во-первых, мяч подолгу не держался, постоянно следовали потери. И потом, скорость передач и командного движения оставляла желать лучшего. А во-вторых, сборная России не атаковала по всей ширине поля, почти все ее атаки проходили через центральную зону. Аршавин и Торбинский чаще смещались не на фланг, а, наоборот, в центр, а Жирков с Анюковым постоянно застревали где-то на подступах к штрафной. Как результат, фланговые подачи практически отсутствовали, вся атакующая игра была сосредоточена на довольно ограниченном отрезке поля.

Адвокат перемудрил, перенасытив эту зону, и в некоторых эпизодах казалось, что игроки попросту мешают друг другу. Мне сложно понять, что делали на поле сразу Зырянов и Семшов (учитывая, что Аршавин и Торбинский практически всегда сами играли в центре), и почему они оттягивались в опорную зону лишь в редких эпизодах. Порой игроков группы атаки на один квадратный метр поля становилось неприлично много, где футболисты создавали эффект толкучки на базаре в выходной день, а не приносили атакам какую-то практическую пользу. Без должного движения и взаимодействия все это выглядело именно так.

Впрочем, задумку Адвоката можно объяснить. Он ожидал, что сборная Армении будет отсиживаться в обороне с редкими вылазками в контратаки, поэтому решил оккупировать подступы к штрафной площади соперника. Но армяне на удивление быстро изучили тактику сборной России и нащупали в ней уязвимое место. Пока атакующие игроки пытались что-то соорудить впереди, вместе с прописавшимися на чужой половине поля Жирковым и Анюковым, Денисов был вынужден в одиночку отражать контрвыпады сборной Армении.

Проблема заключала в том, что контратаковали армяне в большинстве своем по флангам, где образовывались свободные зоны, поскольку Анюков и Жирков, как и все остальные, были сосланы к чужой штрафной. И не всегда Денисов успевал страховать своих крайних защитников. Когда он этого делать не успевал, то на подстраховку приходили Игнашевич или Березуцкий – и в этом случае связка центрдефов растягивалась, образуя здоровенную брешь прямо перед Акинфеевым. А играй рядом с Денисовым Семшов или Зырянов, ничего подобного бы не происходило. А так сборная России получила массу проблем и пропустила один мяч. Именно по такому сценарию.

Впрочем, во втором тайме эта проблема была устранена. После второго забитого мяча сборная России не позволяла себе заигрываться в атаке и действовала более осторожно.

И вряд ли стоит ждать от наших подобной игры с другими соперниками. Армения, при всем к ней уважении, пока что не заслуживает того, чтобы ее опасались; ее можно уважать, но не бояться. Избрав такую суператакующую модель, Адвокат дал понять, что не видит в армянах серьезной угрозы – дескать, пощекотать могут, но не более. Кроме того, такую расстановку игроков можно объяснить атмосферой вокруг сборной – после бездарных товарищеских матчей команда находилась под жестким прессом журналистов, болельщиков и вообще всех тех, кто о сборной хоть иногда вспоминает. Адвокат хотел победить любой ценой.

Качество командных взаимодействий было где-то между средним и низким, хотя два гола были забиты после неплохих комбинаций. Но этого все равно ничтожно мало. Это не та игра, которая на Евро, если мы туда попадем, позволит на что-то рассчитывать. Если вспомнить первый тайм матча с Ирландией – пока что лучший отрезок тренерской деятельности Адвоката – то такой уровень сборная России не показала даже в отдельно взятых эпизодах. Даже с учетом того, что оборона сборной Армении отнюдь не выглядела непроходимой.

Вообще, желание от матча к матчу увидеть настоящую качественную игру в исполнении национальной сборной довело уже до того, что победа над Арменией может восприниматься чуть ли не как торжество российского футбола и гения Адвоката. Тем, кто поддался такому восприятию, скажу одно: это не уровень, уверяю вас.

Следить за обновлениями