Россия… жизнь после чемпионата мира
Перевод статьи из "Eurosport", Великобритания
Чемпионат мира по футболу-2018 в России завершен, однако какое наследие оставит он для ее жителей? Журналист и эксперт по футболу Восточной Европы Элиот Ротуэлл делится своими мыслями.
В первые недели после завершения мирового первенства по футболу присутствует ощущение неопределенного состояния. Это уже не чемпионат мира, но еще и не «не чемпионат мира». Воспоминания по-прежнему свежи, журналисты и болельщики покинули города, однако билборды все еще находятся на своих местах, а официальная атрибутика продолжает продаваться в магазинах.
Возобновилась обычная жизнь, но это не такая обычная жизнь, как раньше. Эта «обычность» навсегда изменилась при помощи месяца, когда весь мир съехался в Россию, а Россия приветствовала весь мир.
В Москве в эти недели все замерло. Город, кажется, делает глубокий совместный вздох. Будто после детоксикации, люди не спеша делают свою работу после месяца приятного хаоса. Главный центр всего действа – улица Никольская, тянущаяся от Красной площади, вернулась к своей более традиционной роли торговой площадки. Баннеры, шарфы и иностранные гости испарились, и вряд ли когда-то вернутся. Однако для местных жителей ментальная география региона этого места изменились.
Для тех людей, кто был здесь во время мирового первенства, данная улица всегда будет ассоциироваться с чемпионатом мира – здесь они пили, танцевали и пели со своими друзьями, а супермаркеты, будучи неподготовленными к первым нескольким дням такого стихийного веселья, заказывали ящики пива и помещали их вдоль окон.
В каждом из российских городов-хозяев, чемпионат мира изменил жизнь местных жителей. Новые стадионы, прихорошенные центральные районы, обширные фан-зоны и тысячи гостей появились в таких городах как Саранск или Волгоград. Глаза жителей России направились в сторону таких частей света, в которых они даже никогда и не рассчитывали оказаться, а также людей, с которыми они никогда не ожидали найти что-то общее. В Ростове-на-Дону – крупном южном российском городе, для местных девушек жизнь кардинально преобразилась за счет романов с иностранными болельщиками.
Короткие встречи и мимолетные увлечения завершились обещаниями вернуться, и поддерживать отношения посредством «WhatsApp», как написала Светлана Ломакина в веб-журнале под названием «Такие дела».
Для россиян это лето останется незабываемым. Чемпионат мира стал крупнейшим международным событием в жизни многих людей. Для более молодого поколения, родившегося уже после распада Советского Союза, это был колоссальный опыт. Чемпионат мира позволил россиянам покайфовать от самих себя и своей страны, во время крупнейшего наплыва иностранных гостей в истории. Он поставил Россию в самый центр мирового медиа цикла с ежедневными позитивными историями о гостеприимстве и наслаждении от происходящего.
Теперь, когда трофей отправился в Париж, все ушло вперед. Лето, окончания которого не хочет никто, движется в сторону осени. Стартовые матчи российского первенства уже были сыграны, а на носу квалификационные игры Лиги чемпионов. В голове начинают быстро возникать разделительные линии между чемпионатом мира как чем-то настоящим и чемпионатом мира, оставшимся в прошлом.
Некоторые вещи, однако, сохраняются. Во многом как и в случае с английской сборной, национальная команда России воссоединила связь со своими болельщиками. В преддверии турнира ее игроков жестоко критиковали. Разговоры в барах намекали на наличие общих популистских мнений: футболисты испорчены, получают слишком большие зарплаты, избалованы и эгоистичны. Так говорили люди. Хуже того – они ужасно выглядели на поле. Казалось неизбежным, что по окончании чемпионата им не избежать статуса «позора нации». Тем не менее, все сложилось не так. Национальная сборная отколошматила Саудовскую Аравию и Египет, а затем, в, наверное, самом знаменитом своем матче с момента распада Советского Союза, победила Испанию по пенальти.
После этого она застолбила за собой место в истории. Майки и шарфы начали распространяться по российским городам, а скандирования «Ros-si-ya» можно было слышать отовсюду. Когда команда вернулась в Москву после поражения по пенальти от хорватов, тысячи людей приветствовали ее в фан-зоне. Футболисты выстроились на сцене и поблагодарили всех за поддержку. Находившийся в углу угрюмый усач Станислав Черчесов, являющийся главным тренером сборной, наслаждался плодами своей работы.
Перед чемпионатом его хаяли; российские журналисты уже рассуждали по поводу возможных его преемников. Однако потом он стал национальным героем. Его прозвище «Стас» начало ассоциироваться с песней российской рок-группы «Ленинград», в которой женщина заявляет своему возлюбленному, что он «просто космос». После турнира он пообещал, что на ЕВРО-2020 Россия выступит еще лучше.
Среди должностных лиц в российских лигах и клубах присутствует надежда, что энтузиазм вокруг национальной сборной переметнется и на внутренний футбол. Зачастую у российских болельщиков бывают натянутые отношения со своими клубами. Вместо того, чтобы наблюдать за командой, которая проигрывает, они заседают в барах и пабах, чтобы увидеть Криштиану Роналду, Лионеля Месси, или их любимую сборную Англии по телевизору. В особенности в менее крупных городах, клубы испытывают проблемы с привлечением болельщиков на стадионы во время уик-эндов, и арены зияют пустотами.
Теперь, после окончания чемпионата мира, современные арены есть у Саранска, Нижнего Новгорода, Сочи и Волгограда – городов без команд в сильнейшей лиге. Если постараться отыскать «пятое колесо» в этом чемпионате мира – им станут эти места.
Однако пока все выглядит довольно позитивно. «Мордовия» - команда, представляющая Саранск, проводила свой стартовый матч в чемпионате страны на глазах у 25 тысяч зрителей. В Нижнем Новгороде есть перестроенная команда с одноименным названием, а в Сочи Борис Ротенберг – один из самых близких друзей президента Владимира Путина, подарил городу профессиональный клуб, перевезя санкт-петербургское «Динамо» на берег Черного моря.
В ближайшие годы станет понятно, будет ли лето, подарившее россиянам так много, иметь позитивный эффект. По мере того как воспоминания сталкиваются с эрозийной монотонностью повседневной жизни по всей стране, этот месяц будет переоценен и пересмотрен. Энтузиазм вокруг национальной сборной может разбиться о тяготы внутреннего первенства и сложности с квалификацией в европейские турниры. В городах-хозяевах, люди могут отвернуться от своих местных команд, не имея возможности получать удовольствие от нахождения в середине таблицы после всего того захватывающего, что происходило на чемпионате мира.
Если так и произойдет, если наследие чемпионата мира отступит по мере движения лет, россияне будут просто цепляться за воспоминания о прошедших двух месяцах, где не было ничего невозможного как на поле, так и за его пределами. Стоит надеяться, однако, что такого не случится.
Еще на InoProSport: