Пипл все схавает? ФФК пишет свои законы и сама же их игнорирует
И впрямь, событие из ряда вон выходящее – имеется в виду не только и даже не столько массовая драка с участием молодых футболистов «Кайрата» и «Локомотива», сколько беспрецедентно суровое наказание, вынесенное одному из ее фигурантов.
В истории были случаи пожизненного отлучения от футбола – за подкуп судей или соперников, за участие в подпольном тотализаторе, за неоднократно установленные факты применения допинга. Но чтобы игрок получил пожизненную дисквалификацию за драку на поле, за чрезмерно агрессивное поведение, пусть и, возможно, связанное с угрозой здоровью другого человека – такого я что-то не припомню. На неоправданную жестокость (будем называть вещи своими именами) только-только вступающего во взрослую жизнь юнца умудренные опытом дяди из Контрольно-дисциплинарного комитета ФФК отреагировали с не меньшей жестокостью – вердикт КДК, если он останется в силе, фактически ставит крест на карьере молодого футболиста.
Впрочем, в сторону эмоции. Попробуем взглянуть на ситуацию сугубо с юридической точки зрения. Вот что говорится в решении КДК: «В соответствии со статьей 20 Дисциплинарного регламента ФФК применить к игроку футбольного клуба «Кайрат» Масимжанову Арману санкцию в виде «пожизненного запрета на осуществление связанной с футболом деятельности» — за совершение нарушения вне игрового момента (нанесение сопернику удара, сопряженного с реальной угрозой причинения вреда жизни и здоровью) во время матча VII тура турнира среди дублирующих составов между футбольными клубами «Кайрат» и «Локомотив». Сроком начала дисквалификации А. Масимжанова определить 16 апреля 2011 года».
А вот что написано в статье 20, на которую ссылается КДК: «Определенному лицу может быть запрещено на определенный срок (в предусмотренных настоящим Регламентом случаях – пожизненно) осуществление любого вида деятельности, связанной с футболом (административной, спортивной или любой иной)». Какие же это случаи? В Приложении к Дисциплинарному регламенту я обнаружил три таких основания: первое – подкуп или попытка подкупа судьи, инспектора и иных участников соревнований с целью оказания влияния на результат матча; второе – отказ от продолжения матча; третье – физическое воздействие на официальных лиц матча (под последними Регламент подразумевает судей, инспекторов и других лиц, несущих ответственность за организацию игр). Но, во-первых, все эти случаи распространяются только на официальных лиц (согласно Регламенту, официальное лицо – это любое лицо, за исключением игроков, которое осуществляет какую-либо связанную с футболом деятельность). А во-вторых, пожизненное отстранение предусмотрено только при повторных нарушениях, то есть при рецидиве. В Приложении также отдельно расписаны санкции по отношению к клубам, официальным лицам и игрокам. Так вот, применительно к футболистам пожизненная дисквалификация предусмотрена только в случае подкупа или попытки подкупа, причем опять же лишь при повторном нарушении (поэтому Талгата Сыздыкова из «Кайсара», впервые уличенного в этом, отстранили на три года). Что же касается таких пунктов, как «агрессивное поведение», «драка», «провокационные действия, вызвавшие беспорядки на стадионе, на поле», то по ним максимальный срок наказания составляет 10 матчей или шесть месяцев.
Короче говоря, в Дисциплинарном регламенте самой же ФФК нет пункта, по которому Масимжанова можно было бы дисквалифицировать пожизненно . И это далеко не первый случай, когда КДК превышает свои полномочия, вынося по сути незаконные решения. Вспомните прошлогоднее «дело Кучмы», который был дисквалифицирован до конца сезона с формулировкой «за проведение матчей чемпионата без должной спортивной борьбы», хотя в Дисциплинарном регламенте и в Приложении к нему такие санкции предусмотрены только в отношении клубов, и эти санкции чисто «командные» – снятие турнирных очков, исключение из состава участников.
Почему же наши футбольные чиновники с настойчивостью, достойной лучшего применения, наступают на одни и те же грабли? Неужели они думают, что «пипл все схавает»?
Другой яркий пример нарушения федерацией футбола своих же нормативных документов – то, как проводилась отчетно-выборная конференция ФФК. На эту тему мы писали уже неоднократно, а потому не хотелось бы повторяться. Но недавно мы обнаружили текст «Избирательного регламента ФФК», п. 1 ст. 9 которого гласит: «… О проведении такой конференции (выборной – прим. авт.) обязательно сообщается на сайте ФФК и в средствах массовой информации». Также в этом регламенте говорится, что решения Избирательного комитета ФФК, связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в печатных изданиях ФФК, а также передаются в иные средства массовой информации». Еще один важный пункт: «На всех заседаниях Комитета, а также при подсчете голосов на выборах вправе присутствовать представители средств массовой информации». Между тем мы все прекрасно знаем, что СМИ, а значит, и вся футбольная общественность, даже не были поставлены в известность о проведении конференции. Представляете, что если кто-то обратится в ФИФА и УЕФА (или даже в казахстанский суд) с заявлением о том, что ФФК нарушила свои же нормативные акты? Вполне можно допустить, что конференция и ее решения будут признаны нелигитимными – для этого есть все основания. Точно так же в любом суде при желании можно доказать, что решение КДК по «делу Масимжанова» неправомочно.
Как же федерация собирается наводить порядок в нашем футболе, если сама то и дело нарушает установленные ею же законы?
Женис Байхожа fanzone.kz