3 мин.

Он ушел

Не стоит удивляться, что очередная тренерская отставка в московском «Спартаке» произошла весной. В это время года уходили многие из тренеров построманцевской эпохи – люди, которые, придя на тренерский мостик, дарили болельщикам надежду. А спустя какое-то время эту надежду забирали обратно. Кому-то на это требовался один год, кому-то меньше. Карпин находился у руля красно-белых в течение двух лет, по итогам которых его можно назвать лучшим тренером «Спартака» этого печального построманцевского периода.

Одно главное отличие Валерия Георгиевича от остальных в том, что он стал первым после Романцева, кто совмещал, и весьма успешно, в клубе сразу две должности. Главными спортивными достижениями Карпина стали серебро чемпионата России и выход в 1/4 Лиги Европы (при весьма достойной игре в групповом раунде Лиги чемпионов). Если первое до Карпина удавалось многим, то второе оказалось непосильным никому. Кроме того, карпинский «Спартак» продолжает играть в Кубке России 2010/11 – и, учитывая встряску команды, которая сейчас произойдет обязательно, можно предположить, что «Спартак» будет бороться за титул.

Кроме спортивных успехов, Карпин преуспел в делах, прямым (наверное, и косвенным тоже) образом не влияющих на результат. Именно ему принадлежит инициатива пригласить в клуб Олега Романцева в качестве тренера-консультанта и Андрея Тихонова в качестве помощника главного тренера. Таким образом, была восстановлена, насколько это возможно, преемственность поколений, о которой всю свою жизнь так заботился Николай Петрович Старостин. Патриарх отступил от своего жизненного кредо лишь однажды – когда красно-белые покинули высшую лигу СССР. Тогда Старостин (не без вмешательства своего брата Андрея Петровича) пригласил в «Спартак» Константина Ивановича Бескова.

Истории свойственно повторяться. Тогда динамовец стал спартаковским спасителем, выиграв с командой два чемпионских титула. Интересно, насколько хорошо Леонид Федун знает историю «Спартака»? И насколько это знание повлияло на его встречу с Андреем Кобелевым?

При непосредственной помощи Федуна «Спартаку» удалось провести одну из лучших трансферных кампаний за последнее время. Нынешний «Спартак» Карпин собирал сам, по кирпичикам. Ему удалось пригласить в команду ряд сильных игроков. Алекс, Макгиди, Пареха – это несомненный успех на трансферном рынке и разумное вложение денежных средств. И не стоит обращать внимание на сегодняшнюю критику в адрес этих футболистов. Когда футболисты плохо играют – их всегда критикуют, это нормально; заиграют – будут снова носить на руках. Одно известно наверняка: при Карпине «Спартак» обновил состав, в который влились игроки более качественного уровня, нежели те, что были до него.

За последний год команду покинул ряд игроков – те люди, которые сидели на контрактах, но, по сути, были бесполезны. Эту массовую чистку красно-белых можно считать одной из самых успешных операций и уж точно ставить в плюс главному тренеру, ее проводившему. «Спартак», что называется, скинул балласт. Игроки уровня Майданы, Баженова, Джанаева не должны играть в клубе с такими амбициями. Странно, что до Карпина к этому никто не пришел.

После ухода Валерия Георгиевича, наверное, стоит вспоминать то, что он сделал. По идеи, плохого Карпин не сделал ничего – да и не мог такой патриот, болельщик красно-белых, что-то сделать не так. Как, скажем, поступил Черчесов в свое время, выгнав из команды Титова и Калиниченко. Другой вопрос – что Карпин не сделал. А не сделал он очень многое. За два года работы «Спартак» остался подростком, у которого есть только одни эмоции, но нет класса и закалки. При Карпине «Спартак» лихорадило где-то даже сильнее, чем при его предшественниках. Ужас и катастрофа – первое, что приходило на ум, глядя на спартаковскую защиту и игру при стандартных положениях.

Боюсь, невозможно ответить на вопрос, почему Карпин не состоялся как тренер. Конечно, на поверхности лежит ответ – мол, не было у него опыта, да и банально не годится человек для такой работы. Однако эти доводы имели бы какой-то вес, если бы не 2009 год, в котором «Спартак» Карпина был самой играющей командой чемпионата, одна крупная победа следовала за другой, а на пути к золоту спартаковцев остановила только машина Бердыева.

Карпин стал далеко не первым тренером, кто за относительно короткое время прошел по известному спартаковскому пути «взлет – падение». Наверное, дело здесь не только в уровне тренерского мастерства или каких-то личностных особенностях. Здесь есть что-то другое.

Следить за обновлениями