«Оренбург» стал лидером чемпионата России. В клубе работает блогер Sports.ru
«Оренбург» в гостях обыграл «Анжи» (3:1), и эта победа стала третьей для команды в сезоне (в четырех матчах). Как минимум до вечера субботы оренбуржцы будут возглавлять таблицу российской премьер-лиги.
В тренерском штабе нового лидера работает блогер Sports.ru – Игорь Мананников, который писал аналитические работы для Моуринью и Гвардиолы.
– Ты был блогером, а сейчас тренер в клубе премьер-лиги. Это как?
– В детстве я занимался футболом. Но мне легко давалась учеба. Окончил школу с медалью, потом универ с отличием. Мама хотела, чтобы я учился, и не дала мне перейти из юношеского футбола во взрослый. Соврала всем, что у меня травма, чтобы ушел в учебу, а не в спорт. Даже какая-то бумажка была, что мне нельзя заниматься футболом.
В итоге я поступил на что-то вроде физмата, но никогда не бросал футбол, всегда интересовался им. Сначала как болельщик, но со временем, особенно после кучи спецкурсов физики, старался не эмоционально смотреть, а раскладывать все на составляющие. Так что образование в будущем мне очень помогло пройти путь от блогера до тренера. Пусть напрямую и не пригодилось. У меня совместились гуманитарное образование и техническое – это мощно помогает.
Плюс большое спасибо «Трибуне» Sports.ru. Мне кажется, это одно из лучших медиа в русскоязычной спортивной журналистике. Потому что высказать мнение, которое могут прочесть тысячи людей, – реально отличная возможность для начинающих авторов. Да, нужны и терпение, и работоспособность, и немного удачи. Нужно понимать, что сразу ничего не бывает.
Я много читал блог Дмитрия Навоши. Согласен с ним, что пользователи с развитием медиа будут все больше влиять на контент. В какой-то момент журналистское образование будет необязательным, чтобы быть журналистом. В русскоязычном интернете есть несколько таких же гиков, как я, которые интересовались тактикой и этим всем. Естественно, мы объединились. Благодаря этому я и получил приглашение в аналитическую компанию InStat Football. Почти с момента основания я там работал, одновременно продолжая вести блог на Sports.ru. Получилось так, что за годы работы в InStat я писал для почти всех топовых европейских тренеров: Моуринью, Гвардиолы и других.
– В смысле?
– Тренеры заказывают материалы о соперниках, например. Либо по игре своей команды. Это задание попадает в InStat. Глава нашего аналитического отдела отдает его мне, я писал эту работу. Она попадала на стол Гвардиоле, Моуринью и другим.
Потом было очень интересно наблюдать, какая часть моих мыслей и советов использовалась, а какая – нет. Это жутко любопытно.
– И были матчи, когда ты понимал: вот, это мой совет помогает?
– Однозначно так утверждать нельзя, конечно, но такие моменты были, мне кажется. И от этого, конечно, ловишь огромный кайф.
– В InStat Football ты этим и занимался – готовил отчеты про команды?
– Да. Я там до сих пор числюсь, но в последние годы пишу в основном тестовые работы, по итогам которых команды принимают решение: заключать сотрудничество с InStat или нет. Когда нужно хорошо сделать, просят меня. Я тогда сижу капитально и делаю хорошо.
– Что нужно, чтобы подготовить такой текст про команду? Пересмотреть все матчи за сезон?
– В первую очередь нужно быть немножко повернутым на просмотре игр. В рабочих моментах мало романтики. Нужно пересматривать огромное количество игр и информации. И никогда не знаешь, сколько это может занять. Можно все быстро схватить, а иногда несколько дней смотришь все. То есть времени уходит много. Думаю, от 10 до 50 часов нужно, чтобы подготовить качественный отчет.
В отчете есть общее описание соперника или игры. Дальше мы прописываем сильные стороны соперника, которых нужно опасаться. Указываем на слабые стороны, которыми можно воспользоваться. Плюс предлагаем конкретные схемы и решения, которые в этом помогут.
Анализировать можно все, что угодно, выдавать кучу красивых цифр и графиков. Главное, чтобы это не был анализ в стол. Анализ должен быть эффективным – в тренировочном процессе или в играх. Это не должны быть просто цифры без какого-то применения.
– А бывало такое, что смотришь матч и понимаешь: играют вообще не так, как описал в отчете?
– Точно предугадать невозможно, конечно. Но всегда стараешься учитывать все возможные моменты. И все равно случается, что команда кардинально меняет игру. Но для тренера такие кардинальные изменения – это риск. С одной стороны, ты делаешь сюрприз сопернику, с другой – ломаешь много вещей, которые наиграны твоей командой. Поэтому такие случаи бывают, но редки. В 90% случаев команды играют так, как описано в моем отчете.
– А были прям жесткие ошибки?
– Однажды в InStat мне поручили разобрать команду из Бангкока для азиатского клубного турнира. Я разобрал, но выяснилось, что там две команды с таким названием. Выбрал я, естественно, не ту. Хорошо, что не поручали чемпионат Израиля, где несколько «Маккаби».
– С InStat разобрались. Что было после?
– В какой-то момент захотелось чего-то большего, захотелось стать тренером. Я поступил в Высшую школу тренеров: сначала на лицензию C, потом на лицензию B. Параллельно начал помогать в ПФЛ (Зона ЮГ). Пришел на тренировку, попросился помогать. Анализировал, делал выкладки по соперникам на десятки страниц – меня за это подпускали к тренировочному процессу. И так вот потихоньку и с большим энтузиазмом все получилось.
Если описывать мой путь, то началось все, конечно, с блога.
– Погоди, все так просто? Приходишь в команду и говоришь «Я вам буду помогать»?
– Футбол у нас – сложная система, которая не любит людей со стороны. Мне приходилось очень долго стучаться в разные двери, чтобы меня подпустили. Помимо «Трибуны» Sports.ru, большую роль сыграл большой мой друг и агент Павел Нестеров. Он меня за два года последовательно провел через клуб КФК, потом ПФЛ, потом ФНЛ, а сейчас помог получить шанс в клубе премьер-лиги. Павел стал для меня близким другом. Это не обязательное условие для совместной работы, но постоянное общение с ним мне многое дает как в личном, так и в профессиональном плане.
– Сейчас ты работаешь в «Оренбурге». Как так вышло?
– Поступил звонок от главного тренера клуба Владимира Валентиновича Федотова. Команде нужен был человек, который одновременно может помочь в аналитике и который знает иностранные языки. В частности, английский и испанский, потому что под премьер-лигу клуб, возможно, хотел усилиться игроками, говорящими на этих языках. А я как раз два в одном.
– Чем будешь заниматься в клубе?
– Скорее всего, тем же, чем и в предыдущих командах («Тюмень», студенческая сборная России – Sports.ru): аналитикой по нашей игре, возможно, какой-то частью разбора игры соперника, аналитикой учебно-тренировочного процесса. Ну, и помогать с языками. Вообще, в любой команде обязанности очень сильно зависят от требуемого главным тренером уровня детализации, количества человек в штабе и от того, какие они функции могут выполнять. Владимир Валентинович (Федотов, главный тренер – Sports.ru) сказал, что всем будет работа.
– Первый пост в блоге ты опубликовал еще в 2009 году, сразу писал о тактике. В чем была мотивация завести блог и писать?
– Хотелось найти единомышленников и поделиться мнением. В чем прелесть «Трибуны»: люди находят друзей по интересам. Даже по узким темам можно найти достойную компанию, которую сложно найти в реальной жизни. Страна большая, а интернет и «Трибуна» в частности помогают находить друг друга. Никаких меркантильных мотивов у меня не было, просто хотелось общаться и обсуждать вещи, которые мне интересны.
Если бы не блогерство, то мой интерес к тактике и тренерству мог заглохнуть или быть вытесненным необходимостью зарабатывать на жизнь и другими делами. А блог дает самодисциплину. На тебя подписываются люди, блог обрастает подписчиками, ты получаешь позитивные комментарии, просьбы и пожелания продолжать. Это сильно мотивирует. Мы все хотим быть чем-то полезны миру, окружающим. И когда ты делаешь что-то, что интересно людям, это сильно помогает продолжать. Если бы не блог, возможно, я бы сейчас занимался чем-то другим.
– А никогда не жалел, что закончил с футболом? Глядя на успех футболистов, их зарплаты.
– Если честно, я жалею всегда, но не по поводу зарплаты. А из-за чувства нереализованности. Оно все равно остается. Может быть, частично я его компенсирую за счет тренерства.
При этом я понимаю и вижу изнутри, что жизнь футболиста сложнее, чем она кажется. Даже несмотря на очевидные плюсы в виде зарплат, известности и прочего. Жизнь футболиста связана с большими рисками. Я мог начать играть, рано получить травму и закончить с футболом.
– Обязательно ли профессионально заниматься футболом, чтобы стать тренером? Или можно просто с улицы прийти?
– Сейчас все больше тренеров, которые не играли на высоком уровне. Если раньше это было исключением, то сейчас можно назвать тенденцией. Какой-то базовый минимум игры в футбол очень желателен. Во дворе, на улице, детско-юношеский, молодежные команды – хотя бы это. Если совсем без футбола, тоже можно, но будет гораздо сложнее. Все-таки определенный скепсис по отношению к тем, кто не играл, есть. Он стал меньше, но присутствует.
– Как проходит обучение в ВШТ? Чем это отличается от универа?
– Учеба в ВШТ – одно из лучших времен в моей жизни. Мне кажется, у нас недооценивают нашу тренерскую школу. В методологическом плане она очень сильная. Думаю, в ближайшие 10 лет станет гораздо больше наших тренеров в Европе.
ВШТ отличается от университета сжатым периодом обучения и большим количеством информации. Плюс преподаватели ВШТ много ездят по миру, проходят стажировки в клубах. Футбол очень быстро меняется. Любую тренерскую лицензию сейчас нужно подтверждать через три года. Потому что за три года футбол может поменяться так, что старая лицензия будет уже не актуальна. Нужно убеждаться, что человек соответствует времени. Как тот же Юрий Палыч Семин. Хоть его и считают раритетным тренером, но он следует современным тенденциям, иначе просто не было бы такого результата.
– Что из себя представляет аттестация тренера? У него спрашивают, так такое офсайд?
– Все немного сложнее. Бывают теоретический экзамен и практический, зависит от типа лицензии и группы. Практический экзамен – это проведение тренировки. Теоретический – это защита микроцикла – плана работы команды на неделю. Нужно доказать, что именно предложенные тобой упражнения помогут развитию игры команды. Это достаточно жесткий экзамен. Его не сдают чуть ли не 40%. Могу ошибаться в конкретных цифрах, но порядок примерно такой.
– Давай представим: кто-то читает интервью и понимает, что хочет так же круто разбираться в тактике. Что ему делать? Как футбольно стать умнее?
– Сейчас это гораздо проще, чем тогда, когда я начинал этим интересоваться, около 10 лет назад. Сейчас больше людей интересуются тактикой. В соцсетях и на той же «Трибуне» Sports.ru есть люди, которые пишут о тактике. Главный мой совет – больше читать.
Плюс хорошо поможет знание английского. К сожалению, на русском языке литературы о тактике нет от слова совсем. Если бы сейчас моя жена узнала, сколько денег я оставил в книжном магазине, мне пришлось бы несладко. Очень много литературы на иностранных языках.
Важны настойчивость и любовь к футболу. Меня родные и друзья часто спрашивают, как я не устаю от футбола. Но футбол – это часть меня. Так что для меня это как вопрос, не устаю ли я от правой ноги.
– Может, назовешь какие-то конкретные книги или блогеров, которых нужно читать?
– Персонально блогеров называть не буду, их очень много. Не хочу кого-то забыть и обидеть этим. Сейчас много интересующихся и талантливых ребят. Думаю, без проблем можно найти нескольких.
– А что скажешь про главного тактического блогера Sports.ru Вадима Лукомского?
– Вадима мне нравится читать благодаря наличию идей и тенденций в его статьях. Плюс – он несет тактику в массы, за что ему большое спасибо. Когда-нибудь у нас, как и в Англии, на федеральных каналах будут передачи о тактике.
Что касается книг, то посоветую «Soccer modern tactics». В ней несложный английский, для понимания хватит школьного уровня и небольшого словарика. Любой человек, который ее прочитает, станет гораздо лучше понимать футбол. Даже если смотрит сейчас просто как болельщик.
– Есть какие-то болельщицкие заблуждения, которые тебя больше всего бесят?
– Таких моментов много, конечно, но с возрастом я стал проще ко всему относиться. Самое популярное заблуждение – футболисты не выкладываются на поле. Поверьте, в современном футболе при нынешнем уровне конкуренции, где один из сотни или тысячи ребят попадает в футбол, не выкладываться на поле невозможно. Вот это заблуждение чуть раздражает. Выкладываются все. Футбол – сложная система. Если раньше я считал, что тактика – это залог успеха, то сейчас думаю, что тактика наравне с психологией по важности. Не бывает, что человек не выкладывается. Бывает, что он не в лучших ментальных кондициях, скажем так.
Месси ходит пешком, да, но дело в его футбольном интеллекте. Он знает, когда нужно бежать, а когда нет.
Еще жутко раздражает переобувание, когда комментаторы или болельщики комментируют счет, а не игру. Поют дифирамбы одной команде, а после случайно забитого гола с 35 метров с рикошетом о пятую точку защитника разворачивают свои выводы на 180 градусов.
– Как часто игроки интересуются своей статистикой, анализом своей игры? Кто-то подходит дополнительно?
– Подходят, конечно. У игроков меркантильный интерес: они спрашивают, за счет чего им улучшить свою игру. И вижу, что как раз те игроки, которые интересуются, потом уходят на повышение.
– Я читал историю про тебя с Универсиады, как на тебя натравили полицейского, когда ты наблюдал за соперником. Были еще похожие случаи?
– Сразу вспоминается время работы в «Тюмени». Я жил в гостинице, и в какой-то момент меня переселили к футболистам. Я подошел к ним, сказал, что переночую у них. Игроки решили пошутить над одним из приятелей, которого тогда не было в комнате. В общем, его никто не предупредил, что с ними ночует тренер.
Поздняя ночь, ЦСКА играет с «Арсеналом», ответный матч Лиги чемпионов. Час или два ночи по местному времени, я раздеваю и ложусь в кровать. Надо было видеть глаза футболиста, который не знал, что я приду. Он сразу начал всем писать сообщения, мол, ребята, тренер-аналитик всегда по чужим номерам ходит, раздевается и ложится в кровать?
– А какие-то еще реакции на то, что ты наблюдаешь за тренировкой соперника, были?
– Сейчас очень большое значение имеет информация. Поэтому сейчас команды жестко реагируют на это. Мне и запрещали наблюдать за тренировками, и выгоняли. Убегать тоже приходилось.
Веселая история была в молодости. Клуб называть не буду, но меня позвали и пообещали присутствие на тренировке, стажировку и так далее. В итоге в последний момент кто-то что передумал и меня решили вообще никуда не пускать. А на дорогу потратил кучу времени и средств. Стадион находился в низине, и служба безопасности гоняла меня с холма на холм, но своевременные тактические перемещения позволили мне увидеть, что хотел – как они работают над обороной. Сейчас мне самому это кажется несолидным, но тогда, в ранней молодости, это казалось делом принципа.
Инсайдерская информация становится все ценнее, поэтому во многих командах завешивают большими рекламными баннерами тренировочные поля, чтобы на них нельзя было посмотреть с возвышений. Есть тренеры, которые боятся, что их тактические тренировки будут сняты с дронов, поэтому наказывают администраторам мониторить воздушное пространство.
– Давай небольшой блиц напоследок. Три лучших тренера мира?
– Гвардиола, Сарри и Бердыев.
– Чем тебе так нравится Гвардиола?
– Тем же, чем Бердыев и Сарри. Это внимание к деталям. Да, все говорят об этом, но реально мало кто так внимательно за всем следит, как Гвардиола. Успеха часто добивается тот, кто меньше говорит и больше делает. Бердыев очень любит повторять это в своих интервью.
– Бердыев реально супертренер?
– Он очень крут в тактике и выстраивании отношений в тренерском штабе. У него все работают и делают максимум. Очень хотелось бы увидеть Бердыева в клубе с большими возможностями, сопоставимыми с командами Гвардиолы.
– А Гвардиолу в условном «Ростове» не интересно было бы увидеть?
– Я почему-то уверен, что Бердыев в «Ростове» добьется больше, чем Гвардиола в «Зените».
– А тройка лучших в прошедшем чемпионате России?
– Семин, наверное, вне конкурса, поэтому я назову Гончаренко, потому что выжал максимум. Семак, который занял с «Уфой» то место, которое команда, мне кажется, не займет больше в ближайшие годы. Третьим, конечно, назову Мусаева. Он потренировал несколько матчей, но это яркий пример того, как человек шел к цели и получил шанс.
– Месси или Роналду?
– Однозначно Месси. Лео – это идеал футбола. Роналду – это идеал работы над собой, а Месси – это идеал футбола.
– Какие у тебя тренерские амбиции? Хочется стать главным?
– Не скрою, когда-нибудь я хочу работать самостоятельно. Сейчас мне 31 год. С учетом того, что некоторые заканчивают играть к сорока и начинают тренировать, я по тренерским меркам даже не молодой, а совсем еще подросток. Знаю, что есть немецкий опыт доверия молодым, но это точно не про нашу страну, где исключением является разве что мой одногодка Артем Горлов (главный тренер «Кубани-2» – Sports.ru). Сейчас мне нужно получить опыт, поработать, а потом, когда буду готов, хотел бы.
У меня был вариант стать вторым исключением и возглавить клуб ПФЛ, когда лицензия B еще позволяла это сделать (сейчас главному тренеру второй лиги необходимо иметь лицензию А, либо находиться в процессе обучения на эту лицензию), но мы с агентом обсудили и решили не спешить.
– Ты вел блог с 2009 года, но в 2017-м закончил. Почему?
– Я хотел бы, но когда разрываешься на два дела, то будешь делать их не так качественно, как когда сосредотачиваешься на одном. Сейчас буду отдавать всю энергию на работу в «Оренбурге». Но, думаю, один текст осилю за год, как будет побольше свободного времени, так что подписывайтесь на мой блог.
Фото: из личного архива
Работал крайне непрофессионально. Вот, например.
https://m.sports.ru/stat/football/209/match/1002986.html#