6 мин.

Валерий Карпин. Чужой среди своих

Валерий Георгиевич Карпин позавчера вечером наверняка вернулся домой поздно. Вполне возможно, он привычным движением оставил в прихожей рабочий портфель, снял пальто, элегантный костюм и прошел в гостиную. Предполагаю, дальше он опустился в мягкое кресло и просидел в нем несколько минут или даже часов с задумчивым видом. Его глаза смотрели в одну точку. Вскоре он почувствовал, что очень устал физически и морально.  Валерий Георгиевич медленно поднялся и вышел на балкон. Еще пока холодный весенний ветер ударил его по лицу. В московском небе одна за другой загорались звезды. Природа и люди жили в своем ритме, словно не желая замечать момента одиночества человека, чей взор был устремлен куда-то в сторону Воробьевых гор.

Думаю, не надо быть выдающимся инженером человеческих душ, чтобы спрогнозировать дальнейшее развитие событий не самого лучшего четверга для одного из московских клубов и его тренера. Поражение от «Порту» точно стало одним из самых чувствительных во всей тренерской карьере Карпина в «Спартаке». Да уж и как игроку, скорее всего, до таких переживаний ему было далеко. Сейчас ситуация близка к критической: он теряет поддержку болельщиков, он утрачивает позиции непосредственно как тренер. Но самое страшное, Карпин вот-вот способен (и не только от себя зависимым причинам) вернуть «Спартак» в такое привычное, но вместе с тем и пугающее состояние в его новейшей истории – очередного стояния на распутье.

Быть болельщиком – это значит, еще и быть своеобразной «политической проституткой» (с небольшим преувеличением). Когда дело идет хорошо – восхищению и восторгам нет предела, в случае ряда крупных неудач настроение меняется на известную градусную величину. Болельщик «Спартака» смело может взять это вполне закономерное утверждение в скобки и возвести в квадрат. Такая формула для них выглядит оптимальной. Она, подобно химической реакции, начинает кипеть в мозгу и за счет вербальных средств выносить самые разные радикальные суждения. Одно из популярных и распространенных на сегодняшний день – Валерий Георгиевич, мягко говоря, не тренер. А грубо – он нам не нужен. Или нужен, но в каком-нибудь другом качестве.

Карпин в «Спартаке» всего второй сезон (в его случае именно всего, а не уже). Вспомним, что первый свой матч на тренерской скамье и остаток того чемпионата он провел в качестве исполняющего обязанности. Его приход в клуб больше позиционировался с целью улучшения дел в инфраструктуре, пошатнувшейся после пребывания в ней Сергея Шавло. Волею обстоятельств и в какой-то степени случая, Карпин стал тренером. Стоит ли говорить о том, что не имея до этого вообще никакого опыта работы на этом поприще, он будет подвержен ошибкам, причем как частным, так и системным. Однако в команде, несмотря на это, ожидали человека, который наведет порядок. И он его навел. Причем, что на поле, что на делопроизводстве одним и тем же способом – «эмоциональной волной».

Он был, действительно, как «Электроник» из фильма – воспринимал вдруг открывшееся ему дело и пространство чисто «механически», но в силу определенного набора эмоций был похож на тренера. Тогда «волну поймали» многие – и «Спартак» в крайне непростой сезон стал вторым. В дальнейшем методы его руководства не менялись. Валерий Георгиевич продолжал учиться, совершал ошибки, но в силу харизмы и все тех же свежих эмоций вел команду по синусоиде. Сегодня ужасно – завтра хорошо.

На мой взгляд, именно в контексте настроения следует рассматривать диаметральные перепады игры у «Спартака».  Когда Карпин предельно настраивает и подпитывает энергетикой игроков во время матча – у них все получается. Если этого нет – в большинстве случаев результат плачевный. Все дело в том, что как ни странно, в данной «плоскости» такой метод закономерен. В силу малого опыта, Карпин зачастую действительно не знает, как ему быть. И он берет своим. Естественно, что таковое далеко не всегда работает, но позволяет сделать и определенные оптимистичные выводы. Первое – научиться управлять игрой вполне можно (а Карпин в этом плане хоть и по чуть-чуть, но прогрессирует, учитывая то, что у человека пару лет назад ВООБШЕ не было тренерской лицензии). Второе – Карпину не безразличен «Спартак». А как неоднократно показало время – для такого клуба это все равно значит куда больше, чем результат.   

Разговоров о «европеизации»  клуба и отходов от традиционных устоев в разное время ходило достаточно. Последний раз эту тему поднял в своем блоге Михаил Калашников. Однако почему все так уверены, что действия на неё направленные будут синонимичны слову прогресс? Хочется вообще выяснить, в чем же «Спартак», в конце концов, вдруг устарел. Клуб не строит стадион? Не имеет в составе талантливых собственных воспитанников? Не стремиться корректировать и менять свою игру? Совсем не покупает игроков знатного калибра? А, стало быть, все дело в тренере. Он у нас недостаточно современный. Полагаю, все уже забыли про «современного» Лаундрупа, выстроивший весьма прогрессивный «Хетафе», а у нас запомнившись лишь исторически прерванной серией неудач «Спартака» с «ЦСКА» периода Газзаева.  

 

Карпин, на мой взгляд, как никогда лучшее в идеализированном представлении сочетание новых подходов, новой школы и обитания в среде команды. Конечно, у него не было возможности трудиться под крылом Жозе Моуринью или хотя бы «своего» Жозе Моуринью.  Он познает все с нуля и самостоятельно. Он молод для тренера, он восприимчив к новым идеям, хоть пока и не знает, как их грамотно адаптировать и применить. Уверен, данное придет. К тому же, кроме «гласа народа» к этому нет никаких преград. Валерий Георгиевич ведь по-настоящему «свой» человек в клубе. Пора прекратить это воспринимать с позиции принадлежности. Пора воспринимать с точки зрения организации.  Наверное, не многие заметили, что сейчас фигура Леонида Федуна находится немного в тени. Он сколько угодно может говорить о финансовых вопросах, но его роль в структуре клуба, по моему мнению, явно угасла. И в этом я вижу заслугу Карпина.

Со времен начала «нулевых», прошлым летом клуб впервые провел системную и грамотную трансферную политику.  То, что при этом процессе командой руководил Валерий Георгиевич, не кажется случайностью. Связка тренер – гендиректор – президент клуба сейчас работает как никогда оптимально, учитывая её особенности в «Спартаке». Кем только не охаиваемый в совсем недавнем прошлом Федун, в данный момент даже немного подзабыт. Сейчас, вполне возможно, он сыграет определенную роль. Но длительное спокойствие (пусть хотя бы внешнее) дорогого стоит.

Уход Карпина из клуба, конечно, может случиться не сегодня-завтра. Такое решение однозначно сподвигнет всех на очередные перемены и вечного выбора из трех дорог. За этой пеленой скоропалительных решений наверняка «резко» забудется лучший результат в Лиге Европы, ряд ярких побед в премьер-лиге, прогресс молодежи до сборной страны, возвращение на трибуну массового зрителя, гимн Лиги Чемпионов и многочисленные улыбки Фортуны. Нежелание вновь ждать породит еще большее ожидание результата от нового «коуча», который будет вынужден решать все те же проблемы, но в другой «упаковке».  

А между тем, пока существует еще и «старый», который, захлопнув за собой балконную дверь и одев не менее элегантный домашний халат, углубился в изучении предстоящего соперника. Усиленно думая, что-то черкая, записывая, немного растерянно смотря по сторонам. И лишь спустя несколько часов углубившись в сон, чтобы завтра вновь выйти с командой на традиционную пробежку….