3 мин.

Наш тренер Ромащенко провел весь ЧМ-2018 с наушником. Да, там были подсказки

Спокойно, все разрешено ФИФА.

Одна из основных загадок сборной России на ЧМ-2018 – это наушники ассистента главного тренера Мирослава Ромащенко. Он попадал с ними в телеэфир на каждом матче – то что-то слушал, то просто держал в руках наготове. 

Оказалось, что тренерскому штабу помогал технический директор РФС и гендиректор Академии тренерского мастерства РФС Андрей Лексаков (например, именно он порекомендовал «Спартаку» бывшего помощника Карреры Романа Пилипчука). 

Лексаков сидел на специально оборудованном месте наверху, в руках у него был планшет, куда в онлайн-режиме стекалась куча аналитических данных.

По аудио тренерский штаб получал оперативные выводы: «В какой зоне много потерь мяча, кто проседает, где, наоборот, лучше получается, – рассказал Ромащенко в интервью «Спорт-Экспрессу». – К тому же сверху лучше, чем со скамейки запасных, виден рисунок игры – недаром когда-то Константин Бесков смотрел матчи именно оттуда. Тут еще такой нюанс: если главный тренер стоит, то скамейка (и мы вместе с ней) утоплена еще немножко вниз по сравнению с уровнем поля. Оттуда тем более сложно многие вещи понять». 

Лексаков был очень близок к команде: он работал с тренерским штабом до и после тренировок, обсуждал тактические планы. 

«Он знал, что команда будет делать в том или ином матче, куда хотим оказывать давление. Ставили его в курс дела, чтобы ему легче было ориентироваться в том, что он видел на футбольном поле, – отмечал Ромащенко. – А уж имея информацию о плане игры команды, Лексаков, с его опытом и знаниями, не мог нам не помочь. Это наш учитель, который и Саламычу, и мне дал путевку в тренерскую жизнь. Так в связке весь турнир и работали. В самолетах всегда сидели рядом и обсуждали все эти вещи.

К каждому сопернику мы готовились индивидуально, отрабатывали алгоритм действий на тренировках, внушали его игрокам. И по ходу матча, зная это, Лексаков говорил мне в наушник: «Мира, начал проседать футболист Х». Или – «Хуже стала получаться страховка левой зоны». Либо – «Меньше внимания стало уделяться проникающим передачам с правого полуфланга». И это с учетом нашего собственного видения либо помогало делать своевременные подсказки игрокам, либо готовить замены».

А это вообще законно?

Вполне. 

Такие планшеты ФИФА разрешила и предоставила командам незадолго до чемпионата мира. Официально о нововведении объявили в середине марта.

Одно устройство выдавалось аналитику, второе – тренерскому штабу, третье – врачам.

За положением игроков следили две камеры, расположенные на трибуне для прессы, моментально обработанные данные прилетали в приложение. Следом аналитик мог графически обработать скриншоты и отправить тренерам в чате, а мог что-то сказать по голосовой связи. 

Выглядело это как-то так:

Удивительно, но менеджер сборной Германии Оливер Бирхофф, кажется, предсказал все еще в конце мая. В интервью Reuters он отметил: «Тренеры более маленьких команд благодаря точным данным смогут лучше реагировать на ход матчей. Еще это может поменять роли в тренерском штабе. Многие ожидают, что главный тренер знает все в деталях – от особенностей физического состояния до тактических нюансов. Но сейчас он больше моральный лидер, тренер, работающий с экспертами в своих областях». 

Очень похоже на описание сборной России-2018.

Фото: globallookpress.com/firo Sportphoto/Mexsport; twitter.com/fifamedia