Мы теперь другие – это главный итог ЧМ
Все это – уже воспоминания.
ЧМ в России – история.
Франция и Хорватия выдали очень зрелищный финал – главный тактик планеты Майкл Кокс даже пошутил, что команды боролись за третье место.
6 голов в финале, всего одна нулевая ничья (Франция – Дания) – это очень круто, но качество футбола было так себе.
Германия не придумала план Б и не вышла из группы, Испания утонула в пяти защитниках России, Аргентина не разобралась с безумными идеями Сампаоли. Франция – заслуженный чемпион, который большую часть турнира играл на контратаках. Из фаворитов точно не разочаровали Бельгия и Бразилия, но от команды Тите ожидали более яркого футбола.
Большое количество голов ударами из-за штрафной, автоголы, суперэффективные стандарты, бесконечные 4-4-2 при позиционной обороне – этим запомнятся матчи на ЧМ-2018. Гораздо круче было на трибунах и за пределами стадионов.
Я отработал 9 матчей ЧМ: 7 – в Питере, по 1 – в «Лужниках» и Казани. Каждая игра – свои истории, которые я буду помнить до конца жизни.
Во время матча Иран – Марокко всех достали дудки, гул от которых шел на протяжении всей игры. Оказалось, что это были не вувузелы, а восточный музыкальный инструмент шейпур. На той же игре я встретил много иранских женщин, которым запрещено ходить на футбол в Иране. Одна семья даже сделала специальный плакат к матчу в Питере.
Игра Германия – Мексика получилась супер. Контратаки Мексики и дриблинг Лосано до сих пор перед глазами, но главное впечатление тоже не касалось самого матча. На пути к «Лужникам» сидел парень в футболке Лероя Сане, у которого не было билета на игру. Прическа фаната повторяла прическу игрока – получилось смешно.
Самые безумные болельщики ЧМ – аргентинцы. Они были прекрасны: непрекращающиеся песни про Марадону и Месси, полные «Санкт-Петербург» и «Казань-Арена», футбол даже в вагоне поезда Москва – Казань.
Мне везло и с соседями по медиа-трибуне. На матче Россия – Египет рядом со мной сидел бывший вратарь сборной Швейцарии Паскаль Цубербюлер, который сейчас работает в ФИФА. В начале игры Цубербюлер восторгался стадионом на Крестовском, а минуты с 20-й до конца постоянно спрашивал о Дзюбе: «Этот парень реально играл за команду из середины таблицы?», «Я слышал, что у Манчини с ним было недопонимание. Но если Дзюба играет так всегда, то неправ Манчини». Когда Дзюбу меняли на Смолова, Паскаль встал вместе с российскими журналистами и сказал только одно слово: «Amazing».
Сильно удивили немцы, колумбийцы и бразильцы, которые не уехали из Москвы и Питера даже после вылета их сборных. Перед матчем 1/8 финала Швеция – Швейцария главными героями стали два немецких фаната, приехавшие в Петербург специально к началу плей-офф.
В Казани тоже было круто. Там можно было найти граффити с Русланом Камболовым и встретить Фабьена Бартеза – ЧМ реально был безумен.
Вечеринка закончилась, и уже через две недели наш ждет матч «Енисей» – «Зенит» в Тюмени. Мы возвращаемся в российский футбол, где больше нет «Амкара» и «Тосно».
Этот месяц показал, какими мы можем быть.
Как мы можем улыбаться и общаться с иностранцами, даже если совсем не говорим на их языках.
Вечеринка закончилась.
Но мы немного изменились.
Это главный итог ЧМ в России.
Фото: REUTERS/Tatyana Makeyeva (1); Александр Дорский
жаль, что все так быстро закончилось