6 мин.

Беги, Роман, беги: как Зобнин покорил мундиаль

Возвращение после страшной травмы, лидерство по пробегу и титанический труд от свистка до свистка — «Газета.Ru» объясняет, почему Романа Зобнина стоит считать одним из главных героев сборной России на ЧМ-2018.

Травма, сделавшая сильнее Контрольный матч Россия — Венгрия, состоявшийся 5 июня 2017 года, запомнился болельщикам ровно по трем причинам. Во-первых, из-за блестящего гола Федора Смолова, которого тогда еще и не думали подвергать всеобщей травле в интернете, считая форварда «Краснодара» главной звездой этой сборной и первым же кандидатом на выход в европейское «окно».

Во-вторых, тем, что та победа (3:0) стала последней крупной викторией подопечных Станислава Черчесова вплоть до триумфального старта домашнего чемпионата мира, в рамках которого россиянами была разгромлена Саудовская Аравия (5:0). Правда, был в 2017-м, справедливости ради, еще и довольно странный товарищеский матч против ослабленного московского «Динамо» (3:0), до этого выступавшего в ФНЛ, однако о той встрече вспоминать не особенно хочется.

И, наконец, в-главных, — именно в ходе игры против венгров тяжелейшую травму колена получил молодой полузащитник отечественной сборной Роман Зобнин, тем самым напрочь рассеяв пелену счастья от крупного успеха над командой-вспышкой с Евро-2016.

Подобные повреждения у классных футболистов — это всегда очень грустно и страшно, однако в случае с хавбеком московского «Спартака» становилось еще и по-настоящему больно.

Дело в том, что для сборной России матч против Венгрии являлся не просто контрольным, но был одной из последних проверок в преддверии домашнего Кубка конфедераций, на котором национальная команда рассчитывала как минимум выйти из группы с Новой Зеландией, Португалией и Мексикой. Для самих же игроков турнир был отличным способом доказать собственную состоятельность в глазах Черчесова за год до мундиаля — мол, товарищеские встречи нам еще, конечно, играть, но смотрите, Станислав Саламович, как мы в официальных зажигаем.

Что касается Зобнина, то у него на КК-2017 были и свои — особенные — планы, не считая вышеуказанных: первенство должно было стать для на тот момент 23-летнего хавбека этакой вишенкой на торте завершающегося сезона, в котором Роман буквально ворвался в элиту российского футбола, став системообразующим игроком московского «Спартака» Массимо Карреры, впервые за долгие годы завоевавшего золото чемпионата страны.

Особенно минорным травму крестообразных связок Зобнина, впрочем, делал даже не пропуск футболистом Кубка конфедераций (благо, что это все-таки не ЧМ), а крайне туманное будущее полузащитника. Ведь главными факторами, которые привели к выдающемуся году в исполнении разностороннего опорника, были его невероятная работоспособность и старательность на поле, опиравшиеся на превосходные физические кондиции молодого спортсмена, — и тяжелое повреждение, казалось, попросту не могло не сказаться на дальнейшей карьере Романа.

Но, к счастью, все обошлось (так, по крайней мере, видится на данный момент). И благодарить за счастливый исход истории Роман должен исключительного себя самого: Зобнин не стал впадать в депрессию по поводу неприятной травмы и пропуска ряда важных матчей (полузащитник также не сумел дебютировать в Лиге чемпионов, куда попал его «Спартак»). Вместо этого игрок буквально поселился в тренажерном зале, результатом чего стало полноценное возвращение в строй еще до завершения 2017 года.

Причем ладно бы Зобнин вернулся из лазарета другим, более расчетливым в плане использования ресурсов собственного организма футболистом, так нет же — после «крестов» Роман, кажется, стал лишь еще больше и быстрее носиться по полю даже в самых проходных матчах, еще чаще и самоотверженнее вступать в единоборства и еще тщательнее отрабатывать от свистка до свистка.

В такой ситуации включение хавбека в состав сборной на мундиаль даже не обсуждалось; более того — не было почти никаких сомнений, что Зобнин проведет весь турнир в качестве твердого игрока основы. Такого же мнения придерживался и Черчесов: на домашнем первенстве мира Роман сыграл во всех пяти матчах, в каждом из них выйдя в основном составе и ни единожды не попросив замены.

Впрочем, термин «сыграл» здесь использовать даже как-то кощунственно: все 500+ минут на домашнем ЧМ Роман пахал как в последний раз, бегая за себя, а также за того, другого и третьего парня, заставив всех забыть не просто о недавней травме, но и о границах физических возможностей человека. Дошло до того, что во многом именно благодаря работоспособности Зобнина некоторые иностранные СМИ завели старые добрые разговоры о злостных допингистах из России, не стесняющихся использовать запрещенные вещества даже на мундиале.

Отчетливо проявился труд полузащитника и в статистических выкладках: по окончании четвертьфинальной стадии Роман был лидером всего турнира по общему километражу пробега, преодолев за пять матчей дистанцию в 62 км.

Все это было подкреплено 66% выигранных единоборств — при 92% (!) выигранных верховых дуэлей. А также одной голевой передачей, что, конечно, является просто небольшим бонусом к титанической черновой работе хавбека.

Тем же, кому эти числа мало что говорят, но кто все-таки хочет самостоятельно оценить старания Зобнина на ЧМ-2018, достаточно просто посмотреть его интервью после поражения по пенальти от хорватов — именно так выглядит и говорит человек, по-настоящему отдававший себя на протяжении всего турнира в целом и каждой его секунды в частности.

Подтвердил это позднее и Черчесов.

Отвечая на вопрос, почему футболист «Спартака» не бил 11-метровый, наставник заявил, что Роман после 120 минут «вообще не понимал, кто я, кто он, где он находится», — настолько он устал.

А ведь под самый конец дополнительного времени именно Зобнин совершил попросту героический рывок, чтобы в подкате нивелировать один из последних шансов «шашечных» пройти в полуфинал еще до «лотереи».

Что дальше

Очевидно, что после такого мундиаля, в котором игру Романа увидел весь мир (и что важнее — все скауты), Зобнину открыта дорога во все топ-чемпионаты. В силу особенностей позиции и отличительных качеств самого футболиста нет почти никаких сомнений, что он заиграет и в Испании, и в Германии, и в Англии, хоть и начинать там придется с клубов-середняков.

Пожалуй, лишь одно может остановить уроженца Иркутска на пути к заветной цели — травмы. Все-таки крайне маловероятно, что повреждение крестообразных связок случилось со спартаковцем в столь раннем возрасте случайно: как правило, это некий предвестник будущих бед.

К счастью, современная спортивная медицина позволяет искоренить многие проблемы со здоровьем еще в самом их зародыше — достаточно лишь приложить титанические усилия к скрупулезной работе над техникой передвижения, прыжка, бега и всего остального, чтобы свести к минимуму пагубное воздействие бесконечного футбола на потенциально травматичные части тела.

И если с этим действительно сложится (уж сам Зобнин явно сделает все возможное), то Роман в будущем может стать настоящей легендой — хоть в «Спартаке», хоть в каком-то европейском клубе. И — главное — в сборной России.

gazeta

P.S. Всем спасибо за внимание. Если пост показался вам интересным, не забывайте ставить + и подписываться на блог.