Пятницкий: «Нет патриотизма, который был у нашего поколения»
Четырехкратный чемпион России в составе «Спартака», а ныне тренер Академии «Спартак» имени Федора Черенкова Андрей Пятницкий рассказал еженедельнику «Спорт день за днем» о своих трудовых буднях.
С: Андрей, как вы пришли в футбол?
С ностальгией вспоминаю об этом. Я жил в Ташкенте. Но и в других городах мальчишки жили точно так же: летом – школьный двор, футбольный мяч, соревнования среди школ, районов, городов. На одном из таких турниров по футболу меня заметили, но я не сразу пошел в секцию. Не хотел. Но в 12 лет попал в специализированный класс, где до окончания школы успел поиграть за сборную Узбекистана и молодежную сборную СССР. Пригласили в «Пахтакор», в котором играл до 1992 года под руководством Александра Тарханова. А потом на футбольную службу меня призвал ЦСКА.
С: Но, конечно, лучше всего вас знают по «Спартаку».
Я считаю, что со «Спартаком» мы могли бы добиться большего. У команды был огромный потенциал. Особенно обидно вспоминать поражение от «Антверпена» в полуфинале Кубка кубков. К тому же вскоре, к сожалению, ребята стали разъезжаться по зарубежным клубам... Появилась возможность заработка за границей.
С: Вам предлагали уехать?
Да, но полученная травма сказала о себе. И в 27 лет мне пришлось закончить карьеру.
С: Ваш первый опыт тренера?
Сначала было предложение из Оренбурга поработать с командой второй лиги. Начал с чистого листа. Достижение – команда осталась на том же месте, что и в день, когда я ее принял. Трудился в подольском «Витязе». Потом два года сидел без работы. Помог Валерий Карпин. Сейчас работаю в футбольной Академии «Спартак» с мальчишками 1994 года рождения. Мне повезло, у меня были хорошие учителя – Романцев, Бышовец, другие маститые наставники. Старался записывать свои мысли. Правда, сейчас, поработав тренером, читаю их и смеюсь.
С: Интересно узнать, что думаете о сегодняшней молодежи?
Когда мы были молодыми, то не связывали футбол с заработком. А сейчас часто слышу от молодых футболистов: «Куплю такую машину». Это хорошо, что есть цель. В Европе футболист, заработавший миллион, стремится заработать второй. Где наши молодые игроки, ставшие чемпионами Европы? Опять же, денег заработали, какое-то имя есть, – и сбрасывают требования к себе. А самое главное, на мой взгляд, нет патриотизма, который был у нашего поколения.
С: Андрей, а что проще – играть или тренировать?
Есть избитая фраза: лучше быть на поле в качестве игрока, чем на скамейке в качестве тренера. Самое сложное – мысленно перестроиться, понимать, что ты не игрок. Я часто ловил себя на мысли, видя ошибки игроков, что в данном моменте надо играть по-другому. Хочется выбежать на поле, помочь, еле сдерживаешься.
С: В чем задача детского тренера?
На первое место выходит понимание психологии ребенка. Нужно чувствовать, когда подействует подзатыльник, а когда – пряник. В юном возрасте можно быстро сломать спортсмена. Главное, не давить на него, давать возможность раскрываться, выявлять и развивать индивидуальные качества. Это ювелирная, долгая и кропотливая работа. Задача – подготовить как можно больше игроков для основной команды. И сам тренер должен стремиться к самообразованию, показывая пример игрокам. Чтобы потом самому работать на более высоком уровне.