Мы
Многие болельщики говорят и пишут о своем клубе в первом лице множественного числа. Например: «После первого тайма мы проигрывали 1-0, но выглядели неплохо, по итогам же второго тайма получили 4-1» или «Хуже мы начинали только в 2006 и 2007». То же самое я слышал неоднократно и собственными ушами от болельщиков английских клубов.
Стремление причислить себя к команде понятно. Термин «двенадцатый игрок» придуман каким-то гениальным менеджером как наиболее эффективный способ выколачивания денюжек из баранов, и подхвачен недалекими журналистами. Давно пора понять, что понятие двенадцатого игрока аналогично понятиям ирландского паба и дня Святого Патрика, экспортированного специалистами компании «Гиннес» для того, чтоб лучше продавать свое пиво. Ирландские пабы не такие, как в остальном мире. День Святого Патрика не празднуется шествиями разукрашенной школоты по пешеходным улицам. Двенадцатый игрок — это купленный арбитр.
Несмотря на это, причислять себя к команде приятно и в каком-то туманном смысле, может быть, даже правомерно, но в данном случае, мне кажется, употребляя местоимение «мы», болельщики берут на себя нечто еще существенно большее. Отождествление. То есть, они не такая часть команды, которая сидит рядом, на трибуне, а такая часть команды, которая незримо сидит внутри каждого футболиста и даже, о ужос, тренера и может, даже руководства. Болельщик, согласно его собственному пониманию, это некая всепроникающая субстанция, например, фоновое γ-излучение, или углерод (в целом), или хотя бы воздух (примеры отсортированы по степени всепроникновения или вездесущести).
Артикулируя более четко: употребляя «мы», болельщик неосознанно считает себя частью команды, неравноправной футболистам и, о боги, тренерам и руководству.
Уравновешивающая асимметрия имеется и со стороны футболистов. Футболисты, говоря «мы», очевидным образом имеют в виду не болельщиков, а максимум партнеров по команде; чаще всего, впрочем, лично себя. Взять, к примеру, многочисленные интервью Оршавена, которые он зачем-то раздает своему сайту после каждого матча «Арсенала», видимо, искренне стремясь (истренне скремясь) быть хорошим в сущносте парнем. «Мы играли сегодня плохо и потому проиграли», ага. Мы все.
Конфликты фанатов с отдельными игроками и руководством в этом ключе легко разъясняются. Нет, дорогой ты мой, это ты, а не Быстров целовал мясной ромбик, а потом перешел обратно в клуб Маммоны. Нет, бриллиантовый, это ты, а не Смородская выгнал Юрь Шпалыча. Вернее, вы. Вы и убили-с, как говорил Порфирий Петрович.
Из-за указанного лингвистического недоразумения так обидно и смотреть на нынешнюю сборную России. По умолчанию предполагается, что болеть за нее должны все граждане священной нашей державы, независимо от клубных предпочтений. Более того, вышеуказанное проникновение болельщика в сборную усугубляется здесь не только футбольными, но и более сложным комплексом мотивов. Ну, примерно: родину полагается любить, команда это часть родины, ты тоже часть родины, ты точно такая же часть родины, поэтому ты часть команды. Очень показательны слова моего любимого тяжело персонажа (кстати, я не подглядывал, когда писал, но он прямо подтверждает мои тезисы): «Это же наши играют. И они играют против команд из-за рубежа. Поэтому, как мне кажется, мы должны обеспечить стопроцентную поддержку нашей сборной. Болельщики должны понимать: это же наша сборная, мы бьемся». И остальные, казалось бы, в остальном вменяемые игроки типа Жиркова (но не очень психологически устойчивые) ему вторят: «У меня не укладывается в голове, как можно не любить свою собственную сборную». Да как ее любить-то.
От того, что болельщик таким образом проникает внутрь команды, у него остается подсознательное ощущение, что это именно он, болельщик, и занимается на поле онанизмом в присутствии публики и телекамер. При этом, очевидно, чем сильнее болельщик болеет за команду, тем значительнее его проникновение, и тем обиднее ему и больнее.
Еще раз: palmface происходит не оттого, что команда плохо играла — а оттого, что ты лично плохо играл. Это понимать совершенно необходимо.
Если обо всем об этом не рефлексировать — то шансов думать по-другому (т.е. понять, что это не твоя сборная, что ты не ее часть, что болеть за нее ты не обязан и что проигрывают какие-то неприятные посторонние тебе люди, а не лично ты) очень мало. Типическое решение проблемы в психоанализе — чтобы излечиться, ты должен ее осознать.
Вместо того, чтоб говорить «мы», идите лучше на самом деле играйте в футбол.
играть в футбол лучше, чем его смотреть
играть в футбол лучше, чем сидеть в нэте и писать о нем в блог
я всегда себе это говорю)
настоящая заметка, мне кажется, как раз и распространяет подход чалдини на отрицательные эмоции.