7 мин.

Спонсорство в казахстанском футболе

Привет, друзья! Раз уж этот блог про спортивный маркетинг, то я не мог не затронуть тему спонсорства в нашем футболе. Ситуация в процессе зарабатывания денег хоть и имеет положительный вектор, но в любом случае остается удручающей.

Почти все футбольные клубы Казахстана сидят на бюджетной игле и год за годом осваивают выделенные средства. Конечно же у них почти нет мотивации зарабатывать деньги, ведь период управления или стратегия клуба рассчитана всего на один сезон.

Прежде чем разобрать финансовую ситуацию в нашем спорте и подумать, как можно заработать клубам с маркетинговой точки зрения хочу привести вам слова владельца футбольного клуба «Лион» - Жана-Мишеля Оля. Он сказал: «Нужно быть полным ничтожеством, чтобы не зарабатывать в футболе».

Если мы не хотим быть «ничтожеством», то пора начинать зарабатывать деньги.

Начнем с того, зачем компании идут в спорт и начинают платить за это. Все просто. Каждый футбольный клуб является рекламной площадкой, на которой можно разместить важную информацию о себе. Это потенциальная и большая аудитория, которую можно привлечь к себе с помощью маркетинговых активаций и если команда популярная, то и возможность создать ассоциацию с ними.

Не каждая команда в Казахстане может похвастаться огромной фанатской базой и крутым имиджем, который бы сразу привлекал к себе, но для этого есть огромный потенциал, над которым надо работать.

 

Но пока наши футбольные клубы не обладают таким имиджем, из-за которого крупные компании выстраиваются в очередь, следует делать шаги на встречу самим специалистам. Есть пару вариантов о том, как можно успешно привлечь спонсора. Пригласить на работу сильного человека из сферы маркетинга, у которого есть огромный багаж связей и влияния на ключевых людей в компаниях либо искать сотни контактов и пробивать дорогу к таковым.

С учетом того, что спонсоров в нашем футболе очень мало, можно делать благоприятные условия для потенциальных партнеров и ставить цену ниже. Это работа на перспективу, где компания посмотрев на показатели эффективности сможет продлить отношения за большую сумму.

 

Я уже писал, что почти на всех наших стадионах плохая телевизионная картинка. А ведь это и есть та платформа, на которой будет размещаться реклама. Многие клубы вешают баннера по кромке поля и не следят за ними. В итоге реклама того же «Технодома» или «Гол+Пас» (спонсоры Чемпионата Казахстана -прим. авт.) выглядит ужасно и портит образ. За этим просто обязаны следить люди с ПФЛК и держать каждый баннер, за который выплачиваются деньги, в идеальном состоянии. Даже если это требует периодической замены.

Какие же шаги необходимо сделать клубам, чтобы повысить уровень собственной привлекательности?

Давайте посмотрим на шаги, которые внесут вклад в будущие партнерские отношения между футбольными клубами и компаниями, которые будут готовы платить.

1.      Создание крутой картинки

Встречают по одежке, а дальше уже смотрят на начинку. Не устану повторять, что создание красивой телевизионной картинки просто необходимо. Не могу понять, почему почти никто не занимается этим пунктом? Разве при просмотре нашего футбола на ТВ-картинке сотрудники клубов и лиги не замечают унылое дно? Каждый стадион, даже самый маленький по вместимости можно привести в порядок и выдавать приемлемые кадры, которые могут привлекать.Пока не будет хотя бы красивой обертки, ни одна крутая компания не захочет и даже не подумает, чтобы их бренд ассоциировался с этим.

 

О создании хорошей картинки вы можете прочитать тут и тут.

2.      Создание большой и лояльной базы болельщиков

 

Ведь это является одним из важных пунктов, за который готовы платить спонсоры. Получить доступ к потенциальным клиентам, с которыми можно будет работать и им в дальнейшем. Но как быть, если на стадион приходит по пару тысяч человек, а подписчиков в социальных сетях едва больше, чем 10 тысяч? Ответ прост. Каждый клуб в нашей стране является монополистом в своем городе, а наш народ отличается особой любовью к своим городам. Клубам надо работать в этом направлении и захватывать свои территории. Делать это нужно через все каналы коммуникации, которые приносят максимальный результат в наше время.

Не стоит забывать и про инфраструктуру на самом стадионе. Вы не сможете достойно конкурировать с барами или диваном перед телевизором, пока на трибунах будут неудобные сидения, плохой обзор с трибун и абсолютное отсутствие сервиса.

Привлечение болельщиков – трудный процесс, но без него никуда в дальнейшем.

Например это можно сделать через диджитал. Об этом вы можете прочитать тут =)

О том, как улучшить стадион можно узнать тут.

3.       Собрать крутую команду специалистов

Только люди, которые являются профессионалами своего дела могут сделать работу качественно и правильно.

Помимо того, что местный футбол не является привлекательным, со стороны крупных компаний, он еще не может конкурировать и по зарплатам. Очень мало квалифицированных специалистов, которые способны поднять доходы от спонсорских соглашений, попросту не пойдут работать в футбол. Почти во всех футбольных клубах нет того уровня оклада, которые бы привлекали людей с ключевых позиций для дальнейшего развития. Именно такие сотрудники и являются залогом на будущие успехи.

4.      Создавать дополнительные рекламные площадки

 

Относительно недавно единственным местом, где можно было нанести логотипы компаний или партнеров – центральная часть на футболке. Такую позицию в основном отдают титульным спонсорам. Сейчас ситуацию сдвинулась с мертвой точки и клубы начали наносить лого на рукава и шорты. Помимо этого, компании получили возможность размещаться возле кромки поля на LED-дисплеях или статичных баннерах. Но ведь на этом возможности не заканчиваются. Помню, что всегда говорил, что нужно создавать дополнительные площадки, чтобы показать свои возможности. Не обязательно сразу искать спонсоров под эти позиции. Всегда можно отдать эти места уже существующим партнёрам в виде бонуса (еще и повысить лояльность), либо использовать имиджевые материалы о клубе. Но и это еще не все.

ФИФА пошла дальше и на этом Чемпионате Мира сделала для официальных спонсоров площадки в онлайн, где каждая активность была с именем компании.

Это доказывает, что продавать можно места не только на футболках или стадионе, но еще и различные диджитал активности.

Создавайте, не ленитесь!

5.      Стремление и мотивация заработать деньги.

Почти каждый клуб спокойно и ежегодно получает деньги на функционирование клубов и зарплаты футболистам и сотрудникам. Конечно в такой ситуации у руководителей и работников попросту нет задач заработать дополнительный доход. Да, мы знает, что у нас есть клубы, которые договариваются со спонсорами и получают с этого определенные суммы, но они не велики.

Было бы хорошо, если государство выделяло бы деньги на развитие клубов (с обязательным возвратом инвестиций. Уверен, что проблемы с мотивацией отбивать деньги пропала бы.

Но мы живем в других реалиях, где на данный момент есть такая проблема.

Все перечисленные пункты вполне реальны, а нам надо только надеяться, что изменения не за горами.

Что бы получили болельщики, если бы клубы активно занимались привлечением спонсоров? Приемлемую инфраструктуру на стадионах, интересные активности, повышение уровня Чемпионата (больше денег – выше качество), зрелищность на телевизионной картинке и постоянное улучшение в предоставляемых услугах.

А что добавили бы вы? Давайте обсуждать!

Автор: Алим Раздыков