Навальный футбол победил. Революция проиграла
Маленькая революция в большом футболе почти получилась. Сампаоли построил команду с Месси не через Месси. И это работало почти целый тайм.
Команда Лионеля Месси всегда представляла из себя десять игроков-функций - и Месси. Который везде и делает всё. И ему это разрешают. Потому что существует поверье, что боги могут всё.
Гвардиола в свое время смог построить эту игру и добиваться с ней самых высоких результатов. Но когда из Барселоны ушли Пуйоль и Хави, а адекватных их прежним функциям замен так и не нашлось, Барса перестала блистать в Лиге Чемпионов.
Сборную Аргентины же эта болезнь сопровождает всё время и там её никто и не принимался лечить. Вот, вроде пришел концептуальный тренер Хорхе Сампаоли, ещё недавно выигрывавший со сборной Чили финалы Копа Америки у Месси. Но даже у него, как показали два первых матча мундиаля, не получилось дать команде ничего сверх того, к чему она привыкла. Тренер привык играть по одной схеме (3-4-3), капитан по другой (4-4-М-1), в итоге согласовали вроде как компромиссную (2-3-3-2), но так ни разу по ней и не сыграли. Аргентина оказалась на грани вылета: с одним очком перед последним матчем в группе.
И вот, похоже, в большом футболе произошла маленькая революция: лучшего игрока мира, по версии половины человечества, удалось вписать в тактическую схему.
На матч третьего тура группового этапа Чемпионата мира-2018, против Нигерии, Месси вышел играть правого инсайда; слева, зеркально, ту же роль играл Анхель ди Мария. Они забегали под проникающие передачи, открывались на первой линии по флангам, не вмешиваясь в собственно контроль мяча в центре поля. Распасовка шла через Банегу. Команда играла достаточно глубоко, выманивая соперника на свою половину поля.
В результативном эпизоде Месси открылся между левым и центральным защитником и ускорился в коридор, Эвер Банега забросил диагональ на сорок метров, Лео принял, пробросил и пробил. Не любимой левой, а какой надо. Без лишнего улучшения позиции. Без лишних касаний. Криштиановский гол! (да простит меня читатель, если он антикришт)
К сожалению, в конце первого тайма что-то сломалось. Лео перестал играть свою функцию и все больше стал походить на привычного Месси: сваливаться в центр, опускаться за мячом, в общем, играть везде и дублировать чужие роли. В перерыве, в коридоре перед выходом на поле Лео дал установку партнёрам. Вышел, и продолжил играть, как привык. Банега превратился просто во второго опорного, Энзо Перес потерялся вовсе. После обидного пенальти идеолог революции Хорхе Сампаоли капитулировал: снял Переса и выпустил Павона на правый фланг, раз уж Месси окончательно от него отвязался. И только Ди Мария до последнего продолжал исполнять установку тренера: предлагать себя под забег по левому краю, не участвуя, как и Месси, в оборонительных построениях. Вот только плеймейкера с мячом в глубине поля, чтобы отдать ему передачу, уже не было. В итоге Сампаоли заменил Ди Марию на креатуру Лионеля Месси в сборной - молодого флангового полузащитника Индепендьенте Макси Месу.
Это была капитуляция. Революция, в которой Месси была предложена - и им исполнена! - конкретная роль на поле, захлебнулась.
В конце вместо защитника вышел ещё один нападающий и, как это часто бывает в матчах, в которых одной из команд надо во что бы то ни стало забить, а другой - отбиться, начался навальный футбол. И так вышло, что он оказался успешен: привычный для команд Месси бесконечный перепас мяча закончился навесом и голом центрального защитника с линии вратарской площади.
Очевидно, Аргентина и дальше будет играть в мессианский футбол. Но сможет ли она чего-то этим добиться?
невыразимо жаль бесценного времени жизни, что я потратил на чтение этого текста